С. А. Гильманов

Название статьи Субъектно-моделирующий подход к формированию методологической компетентности будущих педагогов-психологов
Авторы С. А. Гильманов
В рубрике  
Год 2012 Номер журнала №1 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 37.025.7 Индекс ББК  
Аннотация

Любая практическая деятельность требует от современного спе­циалиста наличия методологических знаний – умений самостоятельно ставить и из­ме­нять задачи, оперировать обобщенными ориентировками и пла­на­ми, быстро их конструировать и пе­ре­констру­иро­вать и т. д. В статье рассмотрена роль методологической компетентности в про­фес­си­ональ­ном мышлении и пред­ло­жен субъ­ектно-мо­де­ли­ру­ющий подход к про­цес­су формирования профессионального мышления и дан­ной компетентности у бу­ду­щих педагогов-пси­хо­ло­гов.

Обоснование субъектно-мо­де­ли­ру­юще­го подхода показано с опо­рой на содержание и струк­ту­ру методологической компетентности, ее связь с лич­нос­тны­ми характеристиками студентов. Психические механизмы обретения опыта и про­фес­си­ональ­но­го мышления описаны как взаимодействие двух моделей – когнитивной и ди­на­ми­чес­кой образно-эмо­ци­ональ­ной, которые в един­стве отражают профессиональную действительность. Результаты, полученные в хо­де опытно-эк­спе­ри­мен­таль­ной работы, во время которой использовались такие методы, как анализ, теоретическое моделирование, наблюдение, опрос, показали, что значительную роль в фор­ми­ро­ва­нии методологической компетентности играют общекультурный уровень, интерес к бу­ду­щей профессии, полнота представленности профессиональной действительности в учеб­ном процессе.

Итогом работы стал вывод о том, что в сис­те­ме профессионального образования необходима целенаправленная педагогическая деятельность по развитию профессионального мышления, основанная на развитии методологической компетентности будущих специалистов.

Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова методологическая компетентность, профессиональное мышление, субъектно-мо­де­ли­ру­ющий подход к фор­ми­ро­ва­нию профессионального мышления.
Список цитируемой литературы

1. Гиль­ма­нов С. А. Де­ятель­нос­тно-по­зи­ци­он­ный подход в под­го­тов­ке педагогов-пси­хо­ло­гов к про­ве­де­нию психолого-пе­да­го­ги­чес­ких исследований // Личностно ориентированное профессиональное образование: сб. науч. тр. V Меж­ду­на­р. науч.-практ. конф.: в 4 ч. Екатеринбург: Рос. проф.-пед. ун‑т, 2005. Ч. 1. С. 131–135.

2. Гиль­ма­нов С. А. Ори­ен­та­ция на психические механизмы формирования образа профессиональной действительности при подготовке педагогов-пси­хо­ло­гов // Личностно ориентированное профессиональное образование: сб. науч. тр. IV Все­рос. науч.-практ. конф., 26–27 ок­тяб­ря 2004 г. Екатеринбург: УрО РАО, РГППУ, 2004. С. 60–63.

3. Trehub Sandra E. The Musical infant // Conceptions of development: lessons from the laboratory / David J. Lewcowicz and Robert Lickliter, ed [itor] s. N. Y.: Psychology Press, 2002. Р. 231–254.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.