Б. Б. Бадмаева

Название статьи

Возрастные особенности современных школьников 10–12 лет

Авторы Б. Б. Бадмаева
В рубрике ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2012 Номер журнала №7 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК

УДК 159.922.6

Индекс ББК  
Аннотация

В статье представлены взгляды различных авторов на проблему трансформации процесса развития детей. Показаны изменения возрастных границ и струк­ту­ры детства, а так­же причины данных изменений. Описан кризис детства и оп­ре­де­ле­но его место в раз­ви­тии ребенка. Подчеркивается явный разлад между миром взрослых и ми­ром детей: взрослые не только стали меньше заниматься детьми, но и ут­ра­ти­ли четкость позиции в от­но­ше­ни­ях с ни­ми, ясность и кон­крет­ность своих требований к ним. Родители и учи­те­ля часто проявляют беспомощность, демонстрируют отрешенность, что, само собой, преломляется в соз­на­нии детей, в их восприятии старших. Следствием становится потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность.

Автором проведен сравнительный анализ возрастных особенностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы, представленных в клас­си­чес­кой психологии и су­ще­ству­ющих в сов­ре­мен­ной реальности. Выделены три стадии развития подростка 10–12 лет: «локально-кап­риз­ная», «правозначимая», «утверждающе-дей­ствен­ная». Обозначены тенденции формирования личности сегодняшнего школьника, перечислены внешние и внут­рен­ние факторы, обусловливающие это формирование. В час­тнос­ти, говорится о фун­да­мен­таль­ных социально-эко­но­ми­чес­ких переменах, стремительном распространении массмедиа и компь­ютер­ных технологий, низком уровне родительской мотивации, смене ценностно-нор­ма­тив­ной системы (социальной аномии) и др.

Обосновывается необходимость создания социально-пе­да­го­ги­чес­ких условий, соответствующих возрастным особенностям современных школьников.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова мир детства, мир взрослых, развитие ребенка, детства, социальные риски, структура детства.
Список цитируемой литературы

1. Ас­мо­лов А. Г. Дет­ство как социокультурный феномен // Образоват. политика. 2010. № 5–6. 144 с.

2. Вол­ков Б. С., Волкова Н. В. Воз­рас­тная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2008. 668 с.

3. Му­хи­на В. С. Воз­рас­тная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. 7‑е изд., стереотип. М.: Академия, 2002. 456 с.

4. Обу­хо­ва Л. Ф. Воз­рас­тная психология. учеб. пособие. М.: Пед. о‑во России, 2000. 448 с.

5. Фельдштейн Д. И. Пси­хо­ло­гия взросления: структурно-со­дер­жа­тель­ные характеристики процесса развития личности. М.: Моск. психолого-со­ци­аль­ный ин‑т: Флинта, 1999. 672 с.

6. Фельдштейн Д. И. Пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кие проблемы построения новой школы в ус­ло­ви­ях значимых изменений ребенка и си­ту­ации его развития // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2010. № 5. С. 3–15.

7. Эль­ко­нин Д. Б. Пси­хи­чес­кое развитие в дет­ских возрастах / под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин‑т практ. психологии; Модэк, 1995. 416 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.