Е. Б. Ермолаева

Название статьи Основные характеристики диалогического взаимодействия
Авторы Е. Б. Ермолаева
В рубрике
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2012 Номер журнала №7 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК

УДК 37

Индекс ББК  
Аннотация

В статье говорится об одном из наиболее активно разрабатываемых в сов­ре­мен­ном образовании подходов – педагогике диалога. Ее основой являются философские труды и по­ло­же­ния работ таких известных мыслителей XX в., как М. Бу­бер, Ф. Эб­нер, О. Ро­зен­шток-Хюс­си, М. Бах­тин и др. Обозначены два направления диалогической педагогики – инструментальное и он­то­ло­ги­чес­кое. В рам­ках первого направления диалог признается важнейшим средством (инструментом) эффективного обучения, использующимся для улучшения коммуникативных умений. Согласно онтологической версии, диалог – не только инструмент, но и са­мо­дов­ле­ющая цель образования: он способствует осмысленному усвоению знаний и уме­ний (в том числе умения учиться), развивает навыки сотрудничества и де­мок­ра­ти­чес­ко­го общежития, создает благоприятные условия для разностороннего творческого саморазвития. Сторонники этого направления субъектами диалога признают не только реальных людей, но и, например, произведения искусства, природу, народ, культуру, «alter ego» и т. д.

В пер­вой части статьи подробно рассматриваются основные характеристики, или предпосылки, диалогического взаимодействия: диалогическое отношение (эмоционально-эти­чес­кая предпосылка), антиномическое мышление (интеллектуальная предпосылка), процессуально-от­кры­тое восприятие мира и кре­атив­ность (предпосылка создания собственных смыслов в хо­де диалоге).

Во второй части описываются результаты сравнительного исследования диалогичности/антидиалогичности школьников Риги и Мос­квы в свя­зи с их поведением в кон­флик­тных ситуациях, отношением к эк­стре­­миз­му, а так­же реакциями на ситуацию буллинга (от англ. bullying – насмешки, издевательства или игнорирование со стороны других).

Автор статьи убежден, что в це­лях повышения эффективности образования следует продолжать изучение диалогичности различных возрастных групп учащихся. Весьма полезен будет и об­мен позитивным опытом диалогического воспитания между латвийскими и рос­сийски­ми коллегами.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова диалогическое взаимодействие, предпосылки диалога, задачи диалогического обучения, диалогичность/антидиалогичность школьников Риги и Мос­квы.
Список цитируемой литературы

1. Бат­кин Л. М. Италь­ян­ское Возрождение в по­ис­ках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 448 с.

2. Бах­тин М. М. Проб­ле­мы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия: 1979. 320 с.

3. Бах­тин М. М. Проб­ле­ма речевых жанров. // М. М. Бах­тин. Собр. соч. в 7 т. М.: Рус. словари, 1997. Т. 5. С. 159–206.

4. Бу­бер М. Проб­ле­ма человека // М. Бу­бер. Два образа веры: пер. с нем. М.: Республика, 1995. С. 157–232. (Мыслители XX ве­ка).

5. Га­да­мер Г. Г. Ис­ти­на и ме­тод. Основы философской герменевтики: пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

6. Га­да­мер Г. Г. Ак­ту­аль­ность прекрасного: пер. с нем. М.: Искусство, 1991. 367 с. (История эстетики в па­мят­ни­ках и до­ку­мен­тах).

7. Ер­мо­ла­ева Е. Б. Раз­ви­тие способности диалогического отношения к тек­сту // Интеграционные технологии в пре­по­да­ва­нии филологических дисциплин: виды, принципы, приемы. Н. Нов­го­род: Нижегород. гос. ун‑т, 2011. С. 55–60.

8. Ер­мо­ла­ева Е. Проб­ле­ма развития способностей к ди­ало­гу с ме­та­фо­ри­чес­ким собеседником // Problems of Education in the 21‑st Century. Šiauliai: SMC «Scientia Educologica». 2011. V. 33. Р. 133–142.

9. Ро­зен­шток-Хюс­си О. Речь и дей­стви­тель­ность: пер. с англ. М.: Лабиринт: 1994. 224 с.

10. Buber M. Ich und Du. Stuttgart: Reclam, 2008. 142 s.

11. Burbules N. C. Dialogue in teaching: Theory and practice. New York: Teachers College Press, 1993. 186 p. (Advances in Contemporary Educational Thought, 10).

12. Jermolajeva J. Dialoģiskā pieeja mūsdienu mācībās skolā. Promocijas darba autoreferāts. Rīga: Latvijas Universitāte, 1997. 58l p. (Ермолаева Е. Ди­ало­ги­чес­кий подход в сов­ре­мен­ном учебном процессе: автореф. дис.).

13. Jermolajeva J. Jauniešu dialoģiskums/nedialoģiskums viņu uzvedībā konfliktsituācijās un attieksmē pret ekstrēmistisko darbību // Mūsdienu skolēni Rīgā un Maskavā: Salīdzinošais starptautiskais pētījums / Sast. A. Špona, zin. red. A. Špona un V. S. Sobkins. Rīga: RaKa, 2011. 177–199 p. (Ермолаева Е. Ди­ало­гич­ность/не­диа­ло­гич­ность в по­ве­де­нии школьников в кон­флик­тных ситуациях и в их отношении к экстре­мистским действиям // Современные школьники Риги и Мос­квы: международ. кросскультурное исследование / сост. А. Шпо­на, науч. ред. А. Шпо­на и В. С. Соб­кин. Рига: RaKa, 2011. С. 177–199).

14. Matusov E. Journey into Dialogic Pedagogy. New York: Nova Science Publishers: 2009. 495 p.

15. Wegerif R. Dialogic Education: What is it and why do we need it? // Education Review. V. 19, № 2, Autumn 2006. Р. 58–66.

16. Winkel R. Historia docet? Kann uns die Geschichte etwas lehren? Ein Gespräch mit Theodor Ballauf // Winkel R. Antinomische Pädagogik und kommunikative Didaktik: Studien zu den Widersprüchen und Spannungen in Erziehung und Schule. Düsseldorf: Schwann, 1986. S. 158–163.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.