Д. В. Пивоваров

Название статьи Три религиозно-философских модели творчества
Авторы Д. В. Пивоваров
В рубрике ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2012 Номер журнала №7 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК

УДК 681.3.061

Индекс ББК  
Аннотация

Предмет статьи – понятие творчества, цель – демонстрация парадоксальной природы творческого акта. Обычно творчество в сов­ре­мен­ном мире принято понимать как «создание нового». Однако такое представление вовсе не является единственным, поскольку в раз­ных культурах между собой традиционно конкурируют три предельно общих дефиниции творчества: 1) но­вое – это повторение старого; 2) но­вое – уникальный синтез старых форм; 3) но­вое возникает из ничего. Показано, что три формулы творчества берут начало из трех одинаково сильных религиозных традиций – пантеизма, панентеизма и мо­но­те­из­ма. Пантеистическая схема применительно к че­ло­ве­чес­ко­му творчеству, по мнению автора, объясняет преимущественно особенности научно-те­оре­ти­чес­кой деятельности. Как известно, в на­уке вершину творчества усматривают в от­кры­тии (не в изоб­ре­те­нии) ученым фундаментального закона природы, растворенного в мно­го­об­ра­зии явлений и пре­доп­ре­де­ля­юще­го их. Из панентеистической модели светская философия выводит особую теорию человеческой креативности. Творчество, понимаемое в ду­хе панентеизма, – не столько открытие того, что уже существует, сколько свободное конструирование, изобретение. По‑ви­ди­мо­му, данная модель отвечает, прежде всего, делу инженерии и ста­но­вит­ся основанием ряда теорий изобретательства и ра­ци­она­ли­за­ции. В со­от­вет­ствии с эти­ми двумя точками зрения, алгоритм творчества прост, и воз­мож­но массовое обучение творчеству. Согласно же монотеизму, творчество непременно сопряжено с чу­дом, обучение ему невозможно. Поэтому, например, педагогическая технология творчества – нонсенс. Эти противоположные мнения одинаково правомерны, что подтверждается многочисленными фактами новообразований в ис­то­рии человечества.

При помощи метода философской диалектики автор парадоксально синтезирует указанные альтернативные позиции. По его мнению, «парадокс творчества», периодически стимулирующий дискуссии о кре­атив­ном измерении человека, принципиально неустраним, и этот парадокс важно учитывать в кре­ато­ло­ги­чес­ких исследованиях.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова творчество, новое, пантеизм, панентеизм, монотеизм.
Список цитируемой литературы

1. Пи­во­ва­ров Д. В. Он­то­ло­гия религии. СПб.: Владимир Даль, 2009. С. 182–186.

2. Бха­га­вад-Ги­та 9, 4–10.

3. Тил­лих П. Сис­те­ма­ти­чес­кая теология. Т. I, II. М.; СПб.: Университет. кн., 2000. С. 223–229.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.