Название статьи | Три религиозно-философских модели творчества | ||||
Авторы | Д. В. Пивоваров | ||||
В рубрике | ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №7 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК |
УДК 681.3.061 |
Индекс ББК | ||
Аннотация |
Предмет статьи – понятие творчества, цель – демонстрация парадоксальной природы творческого акта. Обычно творчество в современном мире принято понимать как «создание нового». Однако такое представление вовсе не является единственным, поскольку в разных культурах между собой традиционно конкурируют три предельно общих дефиниции творчества: 1) новое – это повторение старого; 2) новое – уникальный синтез старых форм; 3) новое возникает из ничего. Показано, что три формулы творчества берут начало из трех одинаково сильных религиозных традиций – пантеизма, панентеизма и монотеизма. Пантеистическая схема применительно к человеческому творчеству, по мнению автора, объясняет преимущественно особенности научно-теоретической деятельности. Как известно, в науке вершину творчества усматривают в открытии (не в изобретении) ученым фундаментального закона природы, растворенного в многообразии явлений и предопределяющего их. Из панентеистической модели светская философия выводит особую теорию человеческой креативности. Творчество, понимаемое в духе панентеизма, – не столько открытие того, что уже существует, сколько свободное конструирование, изобретение. По‑видимому, данная модель отвечает, прежде всего, делу инженерии и становится основанием ряда теорий изобретательства и рационализации. В соответствии с этими двумя точками зрения, алгоритм творчества прост, и возможно массовое обучение творчеству. Согласно же монотеизму, творчество непременно сопряжено с чудом, обучение ему невозможно. Поэтому, например, педагогическая технология творчества – нонсенс. Эти противоположные мнения одинаково правомерны, что подтверждается многочисленными фактами новообразований в истории человечества. При помощи метода философской диалектики автор парадоксально синтезирует указанные альтернативные позиции. По его мнению, «парадокс творчества», периодически стимулирующий дискуссии о креативном измерении человека, принципиально неустраним, и этот парадокс важно учитывать в креатологических исследованиях. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | творчество, новое, пантеизм, панентеизм, монотеизм. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Пивоваров Д. В. Онтология религии. СПб.: Владимир Даль, 2009. С. 182–186. 2. Бхагавад-Гита 9, 4–10. 3. Тиллих П. Систематическая теология. Т. I, II. М.; СПб.: Университет. кн., 2000. С. 223–229. |