И. Б. Свеженцева

Название статьи Процесс формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста в условиях модернизации образования
Авторы

И. Б. Свеженцева

В рубрике ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2012 Номер журнала №7 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК
УДК 37.02
Индекс ББК  
Аннотация

В статье в кон­тек­сте модернизации системы образования анализируются особенности формирования профессионально-нрав­ствен­ной устойчивости будущего специалиста. Определены сущность, компоненты, критерии и уров­ни названного качества, а так­же показаны перспективы его развития в про­цес­се профессионального обучения.

Сущность профессионально-нрав­ствен­ной устойчивости раскрывается как интегративное свойство и внут­рен­няя характеристика профессионализма, обеспечивающая самореализацию личности будущего специалиста в пред­сто­ящей профессиональной деятельности.

В со­от­вет­ствии с по­ло­же­ни­ями теории деятельности и раз­ви­тия личности выделена структура профессионально-нрав­ствен­ной устойчивости, включающая когнитивно-поз­на­ва­тель­ный, эмоционально-нрав­ствен­ный, мотивационно-сти­му­ли­ру­ющий и де­ятель­нос­тно-прак­ти­чес­кий компоненты.

Итоги теоретического исследования и ин­тер­пре­та­ция данных констатирующего эксперимента позволили определить педагогические условия, значительно повышающие эффективность формирования профессионально-нрав­ствен­ной устойчивости. На основе ведущих положений субъектно-де­ятель­нос­тно­го, личностно-ори­ен­ти­ро­ван­но­го, акмеологического и куль­ту­ро­ло­ги­чес­ко­го подходов была сконструирована продуктивная модель формирования рассматриваемого качества.

К ре­зуль­та­там исследования относится разработка информационно-ди­дак­ти­чес­ко­го обеспечения технологии: программы для преподавателей «Введение в про­фес­си­ональ­ное обучение» и прог­рам­мы факультативного курса для студентов «Развитие нравственных качеств в про­фес­си­ональ­ной подготовке будущих специалистов».

Скачать файл.pdf
Ключевые слова нравственная устойчивость, профессиональная устойчивость, модернизация.
Список цитируемой литературы

1. Анань­ев В. А. Ос­но­вы психологии здоровья. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. СПб., 2006.

2. Зан­ков Л. В. Из­бран­ные педагогические труды. М.: Новая шк., 2000. С. 37.

3. Иса­ев И. Ф. Про­фес­си­ональ­но-пе­да­го­ги­чес­кая культура преподавателя. М.: Академия, 2004.

4. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Эле­мен­ты психологии. М., 2000.

5. Кузь­мен­ко Е. В. Со­вер­шен­ство­ва­ние управления процессом подготовки профессионально-мо­биль­но­го специалиста: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. 169 с.

6. Ле­онть­ев А. Н. Лек­ции по общей психологии. М., 2010. 304 с.

7. Луш­ни­ков И. Д. В по­ис­ках педагогических истин. М.; Вологда, 2006.

8. Не­мов Р. С. Об­щие основы психологии. Кн. 1. 4‑е изд. М.: Владос, 2003.

9. Пень­ков В. Е. Фор­ми­ро­ва­ние профессионально-лич­нос­тной устойчивости будущего учителя в про­цес­се обучения в ву­зе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1997. 24 с.

10. Си­рот­кин Л. Ю. Фор­ми­ро­ва­ние личности: проблема устойчивости. Казань: Изд‑во Казан. ун‑та, 1999. 176 с.

11. Сов­ре­мен­ные проблемы профессионального образования: сб. лекций для системы дополнительного педагогического образования / под ред. П. Е. Ре­шет­ни­ко­ва, Н. С. Сер­дю­ко­вой. Белгород: Белгородский РИПКППС, 2006. 244 с.

12. Чуд­нов­ский В. Э. О не­ко­то­рых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 82–89.

13. Lauster P. Lebenskunst. Wege zur inneren Freiheit. Eccon – Verl. Düsseldorf; Wien; N. Y., 2002.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.