Название статьи | Процесс формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста в условиях модернизации образования | ||||
Авторы |
И. Б. Свеженцева |
||||
В рубрике | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №7 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК |
УДК 37.02
|
Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье в контексте модернизации системы образования анализируются особенности формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста. Определены сущность, компоненты, критерии и уровни названного качества, а также показаны перспективы его развития в процессе профессионального обучения. Сущность профессионально-нравственной устойчивости раскрывается как интегративное свойство и внутренняя характеристика профессионализма, обеспечивающая самореализацию личности будущего специалиста в предстоящей профессиональной деятельности. В соответствии с положениями теории деятельности и развития личности выделена структура профессионально-нравственной устойчивости, включающая когнитивно-познавательный, эмоционально-нравственный, мотивационно-стимулирующий и деятельностно-практический компоненты. Итоги теоретического исследования и интерпретация данных констатирующего эксперимента позволили определить педагогические условия, значительно повышающие эффективность формирования профессионально-нравственной устойчивости. На основе ведущих положений субъектно-деятельностного, личностно-ориентированного, акмеологического и культурологического подходов была сконструирована продуктивная модель формирования рассматриваемого качества. К результатам исследования относится разработка информационно-дидактического обеспечения технологии: программы для преподавателей «Введение в профессиональное обучение» и программы факультативного курса для студентов «Развитие нравственных качеств в профессиональной подготовке будущих специалистов». |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | нравственная устойчивость, профессиональная устойчивость, модернизация. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. СПб., 2006. 2. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Новая шк., 2000. С. 37. 3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004. 4. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Элементы психологии. М., 2000. 5. Кузьменко Е. В. Совершенствование управления процессом подготовки профессионально-мобильного специалиста: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. 169 с. 6. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2010. 304 с. 7. Лушников И. Д. В поисках педагогических истин. М.; Вологда, 2006. 8. Немов Р. С. Общие основы психологии. Кн. 1. 4‑е изд. М.: Владос, 2003. 9. Пеньков В. Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1997. 24 с. 10. Сироткин Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: Изд‑во Казан. ун‑та, 1999. 176 с. 11. Современные проблемы профессионального образования: сб. лекций для системы дополнительного педагогического образования / под ред. П. Е. Решетникова, Н. С. Сердюковой. Белгород: Белгородский РИПКППС, 2006. 244 с. 12. Чудновский В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 82–89. 13. Lauster P. Lebenskunst. Wege zur inneren Freiheit. Eccon – Verl. Düsseldorf; Wien; N. Y., 2002. |