Название статьи |
Как прорваться в современность?
|
||||
Авторы | В. И. Загвязинский | ||||
В рубрике | ДИСКУССИИ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №7 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК |
УДК 37.012
|
Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья главного редактора журнала «Образование и наука» академика В. И. Загвязинского является откликом на публикацию В. Л. Бенина «Педагогика эпохи постнеклассичесской науки», размещенную в предшествующем номере. Продолжается обсуждение проблемы низкого качества научно-педагогических исследований последнего времени. Среди основных причин явно недостаточного уровня научных работ указываются слабая подготовка молодых ученых к «вторжению» в современную социокультурную реальность, их методологическая неграмотность, нарушение принципов, которые сами же исследователи и провозглашают: системности, комплексности, социальной и личностной ориентации, культуросообразности, деятельностного подхода, ценностно-смысловой ориентации образования, опоры на внутриличностные механизмы развития, вариативности и диалогичности, педагогического взаимодействия, целевой двудоминантности образовательного процесса и ряда других. Критикуются выдвигаемые в последние годы направления «прорыва» в современность педагогической науки – идея полипарадигмальности как методологическое основание новой педагогики и синергетика как общая педагогическая методология. Свободное авторское выстраивание парадигм привело к неоправданному методологическому плюрализму, а несостоятельность синергетики как методологического основания педагогики заключается в ее несовместимости с личностно-индивидуальным подходом к становлению личности. Для ликвидации существующих издержек и недостатков исследовательской деятельности в сфере педагогики предлагается организовать методологический ликбез – систему курсов, школ, семинаров, практикумов, стажировок в наиболее продвинутых научных центрах, где не только открыты аспирантура и докторантура, но и есть серьезные научные школы. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | научно-педагогические исследования, социокультурные характеристики эпохи, требования к научной работе, методология педагогики. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бенин В. Л. Педагогика эпохи постнеклассичесской науки // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2012. № 6 (95). С. 122–136. 2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. 7‑е изд. М.: Академия, 2012. 3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. 3‑е изд. М.: Академия, 2010. 4. Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М.: АСОПиР, 1995. 5. Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень: Изд‑во ТюмГУ, 2008. 6. Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 7. Фельдштейн Д. И. Доклад «О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии» // Науч. исследования в образовании. 2008. № 2. 8. Фельдштейн Д. И. Проблемы качества психолого-педагогических диссертационных исследований и их соответствие современным научным знаниям и потребностям общества // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 5 (84). С. 3–27. 9. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Педагогика. 2011. № 5. |