В. И. Загвязинский

Название статьи
Как прорваться в современность?

Авторы В. И. Загвязинский
В рубрике ДИСКУССИИ
Год 2012 Номер журнала №7 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК
УДК 37.012
Индекс ББК  
Аннотация

Статья главного редактора журнала «Образование и на­ука» академика В. И. Заг­вя­зин­ско­го является откликом на публикацию В. Л. Бе­ни­на «Педагогика эпохи постнеклассичесской науки», размещенную в пред­ше­ству­ющем номере. Продолжается обсуждение проблемы низкого качества научно-пе­да­го­ги­чес­ких исследований последнего времени. Среди основных причин явно недостаточного уровня научных работ указываются слабая подготовка молодых ученых к «вторжению» в сов­ре­мен­ную социокультурную реальность, их методологическая неграмотность, нарушение принципов, которые сами же исследователи и про­воз­гла­ша­ют: системности, комплексности, социальной и лич­нос­тной ориентации, культуросообразности, деятельностного подхода, ценностно-смыс­ло­вой ориентации образования, опоры на внутриличностные механизмы развития, вариативности и ди­ало­гич­нос­ти, педагогического взаимодействия, целевой двудоминантности образовательного процесса и ря­да других.

Критикуются выдвигаемые в пос­лед­ние годы направления «прорыва» в сов­ре­мен­ность педагогической науки – идея полипарадигмальности как методологическое основание новой педагогики и си­нер­ге­ти­ка как общая педагогическая методология. Свободное авторское выстраивание парадигм привело к не­оп­рав­дан­но­му методологическому плюрализму, а не­сос­то­ятель­ность синергетики как методологического основания педагогики заключается в ее несовместимости с лич­нос­тно-ин­ди­ви­ду­аль­ным подходом к ста­нов­ле­нию личности. Для ликвидации существующих издержек и не­дос­тат­ков исследовательской деятельности в сфе­ре педагогики предлагается организовать методологический ликбез – систему курсов, школ, семинаров, практикумов, стажировок в на­ибо­лее продвинутых научных центрах, где не только открыты аспирантура и док­то­ран­ту­ра, но и есть серьезные научные школы.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова научно-пе­да­го­ги­чес­кие исследования, социокультурные характеристики эпохи, требования к на­уч­ной работе, методология педагогики.
Список цитируемой литературы

1. Бе­нин В. Л. Пе­да­го­ги­ка эпохи постнеклассичесской науки // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2012. № 6 (95). С. 122–136.

2. Заг­вя­зин­ский В. И., Атаханов Р. Ме­то­до­ло­гия и ме­то­ды пси­холого-пе­да­го­ги­чес­ко­го исследования. 7‑е изд. М.: Академия, 2012.

3. Заг­вя­зин­ский В. И. Ис­сле­до­ва­тельская деятельность педагога. 3‑е изд. М.: Академия, 2010.

4. Заг­вя­зин­ский В. И. Ме­то­до­ло­гия и ме­то­ди­ка социально-пе­да­го­ги­чес­ко­го исследования. М.: АСОПиР, 1995.

5. Заг­вя­зин­ский В. И. Прак­ти­чес­кая методология педагогического поиска. Тюмень: Изд‑во ТюмГУ, 2008.

6. Пе­да­го­ги­чес­кий словарь / под ред. В. И. Заг­вя­зин­ско­го, А. Ф. За­ки­ро­вой. М.: Академия, 2008.

7. Фельдштейн Д. И. Док­лад «О сос­то­янии и пу­тях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и пси­хо­ло­гии» // Науч. исследования в об­ра­зо­ва­нии. 2008. № 2.

8. Фельдштейн Д. И. Проб­ле­мы качества психолого-пе­да­го­ги­чес­ких диссертационных исследований и их соответствие современным научным знаниям и пот­реб­нос­тям общества // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2011. № 5 (84). С. 3–27.

9. Фельдштейн Д. И. Пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кие диссертационные исследования в сис­те­ме организации современных научных знаний // Педагогика. 2011. № 5.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.