Название статьи |
Возрастные особенности современных школьников 10–12 лет |
||||
Авторы | Б. Б. Бадмаева | ||||
В рубрике | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №7 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК |
УДК 159.922.6 |
Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье представлены взгляды различных авторов на проблему трансформации процесса развития детей. Показаны изменения возрастных границ и структуры детства, а также причины данных изменений. Описан кризис детства и определено его место в развитии ребенка. Подчеркивается явный разлад между миром взрослых и миром детей: взрослые не только стали меньше заниматься детьми, но и утратили четкость позиции в отношениях с ними, ясность и конкретность своих требований к ним. Родители и учителя часто проявляют беспомощность, демонстрируют отрешенность, что, само собой, преломляется в сознании детей, в их восприятии старших. Следствием становится потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Автором проведен сравнительный анализ возрастных особенностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы, представленных в классической психологии и существующих в современной реальности. Выделены три стадии развития подростка 10–12 лет: «локально-капризная», «правозначимая», «утверждающе-действенная». Обозначены тенденции формирования личности сегодняшнего школьника, перечислены внешние и внутренние факторы, обусловливающие это формирование. В частности, говорится о фундаментальных социально-экономических переменах, стремительном распространении массмедиа и компьютерных технологий, низком уровне родительской мотивации, смене ценностно-нормативной системы (социальной аномии) и др. Обосновывается необходимость создания социально-педагогических условий, соответствующих возрастным особенностям современных школьников. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | мир детства, мир взрослых, развитие ребенка, детства, социальные риски, структура детства. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Асмолов А. Г. Детство как социокультурный феномен // Образоват. политика. 2010. № 5–6. 144 с. 2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2008. 668 с. 3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. 7‑е изд., стереотип. М.: Академия, 2002. 456 с. 4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. учеб. пособие. М.: Пед. о‑во России, 2000. 448 с. 5. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Моск. психолого-социальный ин‑т: Флинта, 1999. 672 с. 6. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. № 5. С. 3–15. 7. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин‑т практ. психологии; Модэк, 1995. 416 с. |