Семенова Ю. Л., Бухарова Г. Д.

Название статьи
Межпредметная и метапредметная интеграция как один из способов совершенствования билингвальной коммуникативной компетенции учащихся
Авторы Семенова Ю. Л., Бухарова Г. Д.
В рубрике КОНСУЛЬТАЦИИ
Год 2012 Номер журнала №7 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК
УДК 37.032
Индекс ББК  
Аннотация

Межпредметные и ме­тап­ред­мет­ные связи в обу­че­нии отражают комплексный подход к вос­пи­та­нию и обу­че­нию, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и вза­имос­вя­зи между предметами, что помогает решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных учебных предметов. В статье рассматривается возможность совершенствования билингвальной коммуникативной компетенции учащихся через реализацию межпредметной и ме­тап­ред­мет­ной интергации в об­ра­зо­ва­тель­ном процессе. Под такой компетенцией авторы понимают способность и го­тов­ность осуществлять эффективное межличностное, межгрупповое и меж­куль­тур­ное общение как на родном, так и на иностранном языке.

Раскрывается принцип «метапредметности», заключающийся в обу­че­нии школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх них, но которые воспроизводятся при работе с ма­те­ри­алом из любой области знания. В ка­че­стве условия, средства и спо­со­ба разностороннего развития личности при изучении родного и инос­тран­но­го языков предлагается диалог культур, оптимизирующий обучение и по­вы­ша­ющий его результативность. Двусторонние информационные культурно-смыс­ло­вые связи, сравнение двух языков и куль­тур стимулируют у уча­щих­ся когнитивные процессы, включают их личностный опыт, способствуют приобретению не только социолингвистических, но и со­ци­окуль­тур­ных, дискурсивных знаний, обеспечивают успешное формирование коммуникативных навыков.

Описан конкретный пример метапредметной интеграции – формирование коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к твор­чес­кой части ЕГЭ по русскому и ан­глийско­му языкам. Представлены результаты опытно-эк­спе­ри­мен­таль­ной работы по использованию данного метода в ес­те­ствен­ных условиях в гим­на­зии № 94 г. Екатеринбурга.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова

межпредметная интеграция, метапредметная интеграция, билингвальная коммуникативная компетенция.

Список цитируемой литературы

1. Кла­рин М. В. Ин­но­ва­ции в ми­ро­вой педагогике. Рига, 1995. 245 с.

2. Ко­ле­си­на К. Ю. Раз­ви­тие ключевых компетентностей учащихся в ус­ло­ви­ях метапредметной проектной деятельности. Ростов н/Д: Старые русские, 2007. 263 с.

3. Ко­роб­ко­ва Е. Н. Об­ра­зо­ва­тель­ное путешествие как педагогический метод: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2004. 26 с.

4. Ху­тор­ской А. В. Клю­че­вые компетенции как компонент личностно-ори­ен­ти­ро­ван­ной парадигмы образования // Нар. образование. 2003. № 2. С. 58–64.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.