Название статьи |
Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании
|
||||
Авторы | Акимова О. Б., Табаченко Т. С. | ||||
В рубрике | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №1 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 71.134.01:316.647 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье говорится об одной из наиболее актуальных проблем в сфере современного образования – формировании толерантности педагогов и учащихся, т. е. открытости их к познанию, пониманию другого человека, стремлении к продуктивному сотрудничеству. Толерантность определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. В сущности, это не столько качество личности, сколько ее реализуемое состояние. Выделены направления формирования толерантного отношения субъектов образовательного процесса. Показано, что основополагающей в развитии толерантности должна стать концепция личностно-ориентированного обучения, основой которой являются гуманистические ценности. Для оптимизации результатов подготовки специалиста, способного свободно общаться в профессиональной среде любого уровня, ориентироваться в любой, даже самой сложной, нестандартной педагогической ситуации предлагается когнитивно-деятельностная модель обучения. Подробно рассмотрены положения когнитивной психологии, которые могут послужить основой данной модели. Такое обучение будущих педагогов способствует развитию у них высокого уровня интеллекта, формированию творческого потенциала, накоплению практического опыта, формированию необходимого методического мышления, а также воспитанию толерантности в профессиональном общении. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | толерантность, когнитивный компонент толерантности, деятельностный подход в образовании, когнитивный (активно мыслительный) и креативный (творческий, преобразующий) уровни познания, выученные и освоенные знания, когнитивно-деятельностная модель обучения. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Воробьева И. В. Феномен толерантности в контексте педагогического взаимодействия: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 24 с. 2. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982. 336 с. 3. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982. 208 с. 4. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Эргономика. М.: Тривола, 1996. 5. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Ин‑т психологии РАН, 1997. 294 с. 6. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций. М.: Гнозис, 2001. 270 с. 7. Кубрякова Е. С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е. С. Кубряковой. М.: МГУ, 1997. 245 с. 8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с. 9. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения / пер. с чеш. Р. Е. Мельцера. М.: Прогресс, 1970. 686 с. 10. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 550 с. 11. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с. 12. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с. 13. Broadbent D. E. Perception and communication. L. & N. Y.: Pergamon Press, 1958. 338 р. 14. Treisman A. Strategies and models of selective attention // Psychological Review, 1969. V. 76. № 3. P. 282–299. |