Акимова О. Б., Табаченко Т. С.

Название статьи
Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании
Авторы Акимова О. Б., Табаченко Т. С.
В рубрике ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2013 Номер журнала №1 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 71.134.01:316.647 Индекс ББК  
Аннотация

В статье говорится об одной из наиболее актуальных проблем в сфе­ре современного образования – формировании толерантности педагогов и уча­щих­ся, т. е. открытости их к поз­на­нию, пониманию другого человека, стремлении к про­дук­тив­но­му сотрудничеству. Толерантность определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. В сущ­нос­ти, это не столько качество личности, сколько ее реализуемое состояние.

Выделены направления формирования толерантного отношения субъ­ектов образовательного процесса. Показано, что основополагающей в раз­ви­тии толерантности должна стать концепция личностно-ори­ен­ти­ро­ван­но­го обучения, основой которой являются гуманистические ценности.

Для оптимизации результатов подготовки специалиста, способного свободно общаться в про­фес­си­ональ­ной среде любого уровня, ориентироваться в лю­бой, даже самой сложной, нестандартной педагогической ситуации предлагается когнитивно-де­ятель­нос­тная модель обучения. Подробно рассмотрены положения когнитивной психологии, которые могут послужить основой данной модели. Такое обучение будущих педагогов способствует развитию у них высокого уровня интеллекта, формированию творческого потенциала, накоплению практического опыта, формированию необходимого методического мышления, а так­же воспитанию толерантности в про­фес­си­ональ­ном общении.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова толерантность, когнитивный компонент толерантности, деятельностный подход в об­ра­зо­ва­нии, когнитивный (активно мыслительный) и кре­атив­ный (творческий, преобразующий) уровни познания, выученные и ос­во­ен­ные знания, когнитивно-де­ятель­нос­тная модель обучения.
Список цитируемой литературы

1. Во­робь­ева И. В. Фе­но­мен толерантности в кон­тек­сте педагогического взаимодействия: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 24 с.

2. Ве­лич­ков­ский Б. М. Сов­ре­мен­ная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982. 336 с.

3. Гор­де­ева Н. Д., Зин­чен­ко В. П. Фун­кци­ональ­ная структура действия. М.: МГУ, 1982. 208 с.

4. Зин­чен­ко В. П., Мунипов В. М. Эр­го­но­ми­ка. М.: Тривола, 1996.

5. Ког­ни­тив­ное обучение: современное состояние и пер­спек­ти­вы / отв. ред. Т. Гал­ки­на, Э. Ло­арер. М.: Ин‑т психологии РАН, 1997. 294 с.

6. Крас­ных В. В. Ос­но­вы психолингвистики и те­ории коммуникации: курс лекций. М.: Гнозис, 2001. 270 с.

7. Куб­ря­ко­ва Е. С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е. С. Куб­ря­ко­вой. М.: МГУ, 1997. 245 с.

8. Ле­онть­ев А. Н. Де­ятель­ность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.

9. Лин­гарт Й. Про­цесс и струк­ту­ра человеческого учения / пер. с чеш. Р. Е. Мель­це­ра. М.: Прогресс, 1970. 686 с.

10. Лин­дсей П., Норман Д. Пе­ре­ра­бот­ка информации у че­ло­ве­ка. М.: Мир, 1974. 550 с.

11. Ми­ке­ши­на Л. А. Фи­ло­со­фия науки: Современная эпистемология. Научное знание в ди­на­ми­ке культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М.: Прогресс-Тра­ди­ция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.

12. Сол­со Р. Л. Ког­ни­тив­ная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с.

13. Broadbent D. E. Perception and communication. L. & N. Y.: Pergamon Press, 1958. 338 р.

14. Treisman A. Strategies and models of selective attention // Psychological Review, 1969. V. 76. № 3. P. 282–299.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.