Огоновская И. С.

Название статьи
Пространство педагогической креативности и факторы ее ограничения
Авторы Огоновская И. С.
В рубрике ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №1 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена проблеме педагогической креативности, формирование и су­ще­ство­ва­ние которой в ре­аль­ных условиях образовательного учреждения ограничивается факторами как объективного, так и субъ­ек­тив­но­го характера. Цель работы – исследовать условия, способствующие развитию и ог­ра­ни­че­нию творчества преподавателя. Понятия «креативность» и «творчество» рассматриваются автором как интегральные характеристики личности с ди­вер­ген­тным мышлением, включающие гибкость интеллекта, развитые воображение и ин­ту­ицию, способность к пре­одо­ле­нию шаблонов и сте­ре­оти­пов, стремление к по­ис­ку нового, развитую эмоционально-чув­ствен­ную сферу, умения работать в не­стан­дар­тных ситуациях, искать и на­хо­дить ответы на сложные вопросы.

В хо­де работы автором статьи использовались традиционно-пе­да­го­ги­чес­кие методы (наблюдение, тестирование), методы исследования коллективных явлений (анкетирование, социометрирование) и др.

Главный вывод предпринятого анализа состояния пространства педагогической креативности заключается в том, что, к со­жа­ле­нию, запас творческости в оте­че­ствен­ном педагогическом сообществе не столь велик, хотя профессия педагога немыслима без этого качества. Творческие учителя – движущая сила развития образования, шире – всего общества, так как именно они призваны готовить и вос­пи­ты­вать новые поколения творческих людей. Систематическое внешнее давление на них, ограничение их свободы, обезличивание труда, отчуждение от коллектива наиболее талантливых педагогов приводят к ис­чез­но­ве­нию не только творческого подхода к про­фес­си­ональ­ной деятельности, но и мо­ти­ва­ции качественного исполнения свих обязанностей.

Материалы статьи могут быть значимыми для руководителей образовательных учреждений и са­мих педагогов.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова креативность, педагогическая креативность, пространство креативности, профессиональное выгорание, самотворчество, творчество, фактор ограничения.
Список цитируемой литературы

1. Боль­шой энциклопедический словарь. 2‑е изд., перераб. и доп. М.; СПб.: Большая российская энциклопедия: Норинт, 2001. 1456 с.

2. Бор­не­вас­сер М. Стресс в ус­ло­ви­ях труда // Иностранная психология. 1994. № 1. Т. 2. С. 44–50.

3. Даль В. Тол­ко­вый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык. 2002. Т. 4. 2002. 688 с.

4. Дьюи Д. От ребенка – к ми­ру, от мира к ре­бен­ку / сост., вступ. ст. Г. Б. Кор­не­тов. М.: Карапуз, 2009. 352 с.

5. Ени­ке­ев М. И. Пси­хо­ло­ги­чес­кий энциклопедический словарь. М.: Велби: Проспект, 2008. 560 с.

6. Иль­ин Е. П. Пси­хо­ло­гия творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. 448 с. (Мастера психологии).

7. Кра­силь­ни­ко­ва Т. Кто учит наших детей // Труд. 2010. 28 янв.

8. Лан­дау Э. Ода­рен­ность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / пер. с нем. А. П. Го­лу­бе­ва; науч. ред. Н. М. На­за­ро­ва. М.: Академия, 2002. 144 с.

9. Мас­лоу А. Мо­ти­ва­ция и лич­ность: пер. с англ.. 3‑е изд. СПб.: Питер, 2011. 352 с. (Мастера психологии).

10. Мел­хорн Г., Мелхорн Х.‑Г. Ге­ни­ями не рождаются. Общество и спо­соб­нос­ти человека: кн. для учителя: пер. с нем. М.: Просвещение, 1989. 160 с.

11. Муд­рость воспитания: кн. для родителей / сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днеп­ров, Г. Б. Кор­не­тов. М.: Педагогика, 1987. 288 с.

12. Ого­нов­ская И. С. Ин­но­ва­ции в сред­нем и выс­шем образовании: содержание, формы, технологии (на примере курса «История России») // Наука – образованию: материалы окружной науч.-практ. конф., Екатеринбург, 7–8 дек. 2010 г. Екатеринбург: Раритет, 2010. Ч. 1. С. 208–213.

13. Ого­нов­ская И. С. Пре­по­да­ва­тель вуза в ус­ло­ви­ях перестройки: время и бре­мя инноваций // «Обучение в те­че­ние всей жизни» – «Life Long Learning» в кон­тек­сте развития федерального университета: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 13–14 мая 2011 г. Вып. 4 / под ред. Е. С. Че­ре­па­но­вой. Екатеринбург: УрГУ, 2011. С. 129–13.

14. Оже­гов С. И., Шведова Н. Ю. Тол­ко­вый словарь русского языка: 80 000 слов и фра­зе­оло­ги­чес­ких выражений. 2‑е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1994. 928 с.

15. Пе­да­го­ги­чес­кий энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Без­ру­ких, В. А. Бо­ло­тов, Л. А. Гле­бо­ва и др. М.: Большая российская энциклопедия, 2009. 528 с.

16. Пла­то­нов Ю. П. Со­ци­аль­ная психология власти. СПб.: Речь, 2010. 574 с.

17. Ро­гов Е. И. Лич­ность учителя: теория и прак­ти­ка. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

18. Род­жерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ / общ. ред. и пре­дисл. Е. И. Исе­ни­ной. М.: Прогресс: Универс, 1994. 480 с.

19. Се­ри­ков В. В. Обу­че­ние как вид педагогической деятельности / под ред. В. А. Слас­те­ни­на, И. А. Ко­лес­ни­ко­вой. М.: Академия, 2008. 256 с.

20. Со­ло­вейчик С. Л. Пе­да­го­ги­ка для всех: кн. для будущих родителей. 2‑е изд. М.: Детская литература, 1989. 367 с.

21. Фи­ло­со­фия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Иви­на. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.

22. Фромм Э. Ду­ша человека. М.: Республика, 1992. 430 с.

23. Чер­ных П. Я. Ис­то­ри­ко-эти­мо­ло­ги­чес­кий словарь современного русского языка: в 2 т. 8‑е изд., стереотип. М.: Русский язык: Медиа, 2007. Т. 2: Панцирь – Ящур. 559 с.

24. Че­хов А. П. Дя­дя Ваня // Чехов А. П. Избр. соч.: в 2 т. / сост. Г. Бер­дни­ко­ва; примеч. В. Пе­ре­сып­ки­ной. М.: Художественная литература, 1979. Т. 2. 701 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.