Название статьи |
Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений
|
||||
Авторы | Воронина Л. В., Утюмова Е. А. | ||||
В рубрике | ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №1 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 372:851 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена актуальной проблеме современной системы образования – развитию универсальных предпосылок учебной деятельности у дошкольников. На ступени предшкольного обучения у детей очень важно сформировать алгоритмические умения – способность и готовность при решении задач различного типа совершать в строгой последовательности некоторую систему операций по предложенному образцу. Алгоритмические умения носят метапредметный характер и могут вырабатываться как на предметных занятиях при выполнении различных видов учебной деятельности, так и в ходе режимных процедур и мероприятий, а также в домашней обстановке, когда ребенок находится в семье. Выделены компоненты алгоритмических умений (личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный) и основные показатели их сформированности, которые характеризуют не только навыки составления и осуществления алгоритмов, но и развитие интегративных качеств личности ребенка, являющихся основой для развития универсальных учебных действий при дальнейшем обучении в начальной школе. Представлена методика развития алгоритмических умений у дошкольников, которая включает три последовательных, соответствующих возрасту этапа: формирование умений исполнять линейные алгоритмы (средняя группа детского сада); способностей выполнять разветвляющиеся, циклические алгоритмы (старший дошкольный возраст); закрепление приобретенных навыков и постепенное увеличение доли самостоятельности в составлении алгоритмов, целеполагании, контроле, коррекции и рефлексии (подготовительная к школе группа). Материалы статьи адресованы прежде всего специалистам, работающим в сфере дошкольного образования: воспитателям, методистам, психологам, руководителям детских садов. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | универсальные предпосылки учебной деятельности, алгоритмические умения, компоненты алгоритмических умений, интегративные качества личности ребенка. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с. 2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d_09/prm655–1.htm. 3. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. 3‑е изд. М.: Политиздат, 1975. 496 с. |