Скляренко Т. М.

Название статьи
Зарубежные концепции дистанционного образования
Авторы Скляренко Т. М.
В рубрике ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Год 2013 Номер журнала №1 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378:004.9(1–87)(091) Индекс ББК  
Аннотация

В статье представлены различные концепции дистанционного образования, существовавшие ранее и пред­ла­га­емые в нас­то­ящее время зарубежными специалистами. Несмотря на значительный прогресс в раз­ра­бот­ке теоретических положений обучения на расстоянии, оно пока не имеет должной научной базы. Целью ретроспективного анализа стала систематизация ключевых составляющих теории и прак­ти­ки данного вида образования и обоз­на­че­ние основных тенденций его развития. Технология дистанционного образования рассмотрена автором с трех позиций: с точ­ки зрения теории индустриализации, концепта расстояния и ха­рак­те­ра коммуникативного пространства.

Показано, что современная концепция дистанционного образования складывается под влиянием требований постиндустриального информационного общества и зна­чи­тель­но отличается от предшествующих (доиндустриальных и ин­дус­три­аль­ных) подходов к обу­че­нию: из инструмента стандартизированного массового просвещения образование постепенно трансформируется в ин­ди­ви­ду­али­зи­ро­ван­ный способ получения требующихся знаний и ин­фор­ма­ции. Изменение характера образовательной коммуникации с пря­мо­го на опосредованный (с ис­поль­зо­ва­ни­ем современных инновационных информационно-ком­му­ни­ка­тив­ных средств и тех­но­ло­гий) способствует этому процессу. Дистанционное обучение, индифферентное к прос­тран­ствен­но-вре­мен­ным границам, сегодня необходимо рассматривать не столько как один из вариантов трансляции содержания традиционного образования, сколько как потенциальную альтернативную имеющейся системе форму организации образовательного процесса, способную аккумулировать принципы современного информационного общества и, в си­лу своей гибкости, быстро реагировать на его меняющиеся запросы.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова дистанционное образование/обучение, теория дистанционного образования/обучения, удаленность, взаимодействие, образовательная среда.
Список цитируемой литературы

1. Ов­сян­ни­ков В. И., Густырь А. В. Вве­де­ние в дис­тан­ци­он­ное образование. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шо­ло­хо­ва, 2000. 326 с.

2. Garrison R. Theoretical challenges for distance education in the 21st century: A shift from structural to transactional issues. International Review of Research in Open and Distance Learning. 2000. № 1 (1). Р. 3–15.

3. Holmberg B. Guided didactic conversation in distance education, in D. Sewart & B. Holmberg (eds.), Distance Education: International Perspectives. London: Croom Helm, 1983.

4. Keegan D. Reintegration of the teaching acts. In Keegan, D. (Ed.). Theoretical principles of distance education. L.; N. Y.: Routledge. 1993. Р. 113–134.

5. Moore M. Toward a theory of independent learning and teaching. Journal of Higher Education. 1973. № 44 (12). Р. 661–679.

6. Peters O. Distance teaching and industrial production: a com­parative interpretation in outline, in D. Sewart, D. Keegan y B. Holm­berg (eds.), Distance Education: International Perspectives. London Croom Helm, 1983.

7. Saba F. Distance education theory, methodology, and epistemology: A pragmatic paradigm. In Moore, M. Handbook of distance education: New Jersey: Lawrence Erlbaum Associate Publishers, 2003. Р. 3–20.

8. Sewart D. Mass Higher Education: Where are We Going? Ortner G. E., Graff K. and Wilmersdoerfer H. Distance Education as two-way communication. Essays in Honour of Börje Holmberg, Frankfurt am Main, Berlin, Berne, New York, Paris, Vienna, 1987.

9. Verduin J. R., Clark T. A. Distance Education: The Foundations of Effective Practice, San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1991.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.