Щербина Ю. С.

Название статьи
Смена приоритетов системы обучения как ответ на вызов времени
Авторы Щербина Ю. С.
В рубрике ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №1 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 371.3 Индекс ББК  
Аннотация

Признаками нашего времени стали глобализация, интеграция и ла­ви­но­об­раз­но нарастающий поток знаний, стремительное развитие новых технологий, единая информационная мировая сеть. При этом общеобразовательная школа не претерпела существенных изменений. Разбалансированные, рассыпанные по крупицам в кур­сах различных учебных дисциплин, факты и све­де­ния не могут обеспечить учащимся понимание того, что представляет собой и как функционирует окружающий мир. Автор статьи обосновывает необходимость радикальных перемен в ор­га­ни­за­ции и со­дер­жа­нии школьного образования и пред­ла­га­ет переход к це­лос­тной, трансдисциплинарной системе, соответствующей современным требованиям и поз­на­ва­тель­ным нуждам учащихся. Описывается альтернативная существующей конструкция обучения – ЭВОЛШ (ЭВОЛюционная Школа). Новая, оптимальная с точ­ки зрения философии, педагогики, нейробиологии и пси­хо­ло­гии образовательная модель в про­ти­во­вес традиционной строится на принципах синтеза учебного материала и ин­ди­ви­ду­аль­но­го подхода к уча­щим­ся. Модель учитывает три аспекта эволюции: материальный, биологический и ин­тел­лек­ту­аль­ный, которым соответствуют три основных учебных модуля: «Мир», «Человек» и «Общество». Эти емкие структурные единицы содержат весь диапазон накопленных человечеством знаний и уме­ний и поз­во­ля­ют представить учебную информацию логично, крупномасштабно, компактно и ком­плек­сно.

Цель ЭВОЛШ – предоставление учащимся целостной картины мира и фор­ми­ро­ва­ние глобального мировосприятия в ус­ло­ви­ях максимально благоприятного режима работы для каждого школьника. Опыт апробации новой модели показывает ее перспективность. Однако, для того чтобы получить максимальную отдачу от ее адаптации к учеб­но­му процессу, необходимо дальнейшее коллективное творческое сотрудничество учителей-пред­мет­ни­ков по созданию учебно-ме­то­ди­чес­кой базы и мас­со­во­му внедрению модели.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова глобализация, интеграция, целостность, мироздание, эволюция, система обучения, модули, проекты.
Список цитируемой литературы

1. Али­ева Н. З., Ивушкина Е. Б., Лантратов О. И. Ста­нов­ле­ние информационного общества и фи­ло­со­фия образования. [Электрон. ресурс]. М.: Академия Естествознания, 2008. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/23.

2. Бес­па­мят­ная В. Н. Ин­тег­ри­ро­ван­ный проект как способ активации и са­мо­ре­али­за­ции учащихся // Муниципальное образование: инновации и эк­спе­ри­мент. 2012. № 1. С. 34–38.

3. Лас­ло Э. Ос­но­ва­ния трансдисциплинарной единой теории: решения сложных многофакторных проблем природы и об­ще­ства // Эволюция. 2003. № 3. С. 10–14.

4. Мас­лоу А. Г. Мо­ти­ва­ция и лич­ность // пер. с англ. А. М. Тат­лы­ба­евой. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

5. Мо­кий В. С. Ме­то­до­ло­гия трансдисциплинарности – 4. Наль­чик: Эль‑ФА, 2011. 59 с.

6. Пи­аже Ж. Пси­хо­ло­гия интеллекта: пер. с англ. М.: Директ-Ме­диа, 2008. 351 с.

7. Щер­би­на Ю. С. Мо­дель эволюционной школы в све­те новейших мировых исследований в об­лас­ти нейробиологии // Инновационные проекты и прог­рам­мы в об­ра­зо­ва­нии. 2010. № 4. С. 19–23.

8. Щер­би­на Ю. С. Кон­ту­ры новой системной модели обучения // Эксперимент и ин­но­ва­ции в шко­ле. 2009. № 5. С. 9–17.

9. Янч Э. Са­мо­ор­га­ни­зу­юща­яся Вселенная. Научный и че­ло­ве­чес­кий смысл возникающей эволюционной парадигмы / пер с англ. Ю. А. Да­ни­ло­ва // Общественные науки и сов­ре­мен­ность. 1999. № 1. С. 143–158.

10. Christian D. This fleeting world: a short history of humanity // Great Barrington (Massachusetts): Веrkshire publishing group, 2005. 498 р.

11. Spitzer M. Lernen: Gehirnforschung und die Schule des Lebens / Manfred Spitzer. Heidelberg: Spektrum Akademischer Verlag, 2007. 500 s.

12. Сис­те­ма обучения ЭВОЛШ [Электронный ресурс] / Международное педагогическое объединение ЭВОЛШ. URL: http:// www.evolscheducation.com.

13. Project Big History [Еlectronic resource] / International Big History Association, Brooks College of Interdisciplinary Studies, Grand Valley State University. URL: http://www.bighistoryproject.com.

14. Scherbina, J. EVOLSCH. Trans-disciplinary Lerling System. Presentation at the Conference «Teaching and Researching Big History: Exploring a New Scholarly Field, IBHA Panel 31 [Еlectronic resource] / J. Scherbina; Big History and Education (Session 4), August 2–5, 2012, Grand Valley State University. URL: http://www.ibhanet.org/
Resources/Documents/conference2012/evolsch-presentation.pdf.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.