Название статьи |
Смена приоритетов системы обучения как ответ на вызов времени
|
||||
Авторы | Щербина Ю. С. | ||||
В рубрике | ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №1 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 371.3 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Признаками нашего времени стали глобализация, интеграция и лавинообразно нарастающий поток знаний, стремительное развитие новых технологий, единая информационная мировая сеть. При этом общеобразовательная школа не претерпела существенных изменений. Разбалансированные, рассыпанные по крупицам в курсах различных учебных дисциплин, факты и сведения не могут обеспечить учащимся понимание того, что представляет собой и как функционирует окружающий мир. Автор статьи обосновывает необходимость радикальных перемен в организации и содержании школьного образования и предлагает переход к целостной, трансдисциплинарной системе, соответствующей современным требованиям и познавательным нуждам учащихся. Описывается альтернативная существующей конструкция обучения – ЭВОЛШ (ЭВОЛюционная Школа). Новая, оптимальная с точки зрения философии, педагогики, нейробиологии и психологии образовательная модель в противовес традиционной строится на принципах синтеза учебного материала и индивидуального подхода к учащимся. Модель учитывает три аспекта эволюции: материальный, биологический и интеллектуальный, которым соответствуют три основных учебных модуля: «Мир», «Человек» и «Общество». Эти емкие структурные единицы содержат весь диапазон накопленных человечеством знаний и умений и позволяют представить учебную информацию логично, крупномасштабно, компактно и комплексно. Цель ЭВОЛШ – предоставление учащимся целостной картины мира и формирование глобального мировосприятия в условиях максимально благоприятного режима работы для каждого школьника. Опыт апробации новой модели показывает ее перспективность. Однако, для того чтобы получить максимальную отдачу от ее адаптации к учебному процессу, необходимо дальнейшее коллективное творческое сотрудничество учителей-предметников по созданию учебно-методической базы и массовому внедрению модели. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | глобализация, интеграция, целостность, мироздание, эволюция, система обучения, модули, проекты. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Алиева Н. З., Ивушкина Е. Б., Лантратов О. И. Становление информационного общества и философия образования. [Электрон. ресурс]. М.: Академия Естествознания, 2008. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/23. 2. Беспамятная В. Н. Интегрированный проект как способ активации и самореализации учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 34–38. 3. Ласло Э. Основания трансдисциплинарной единой теории: решения сложных многофакторных проблем природы и общества // Эволюция. 2003. № 3. С. 10–14. 4. Маслоу А. Г. Мотивация и личность // пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 478 с. 5. Мокий В. С. Методология трансдисциплинарности – 4. Нальчик: Эль‑ФА, 2011. 59 с. 6. Пиаже Ж. Психология интеллекта: пер. с англ. М.: Директ-Медиа, 2008. 351 с. 7. Щербина Ю. С. Модель эволюционной школы в свете новейших мировых исследований в области нейробиологии // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4. С. 19–23. 8. Щербина Ю. С. Контуры новой системной модели обучения // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 5. С. 9–17. 9. Янч Э. Самоорганизующаяся Вселенная. Научный и человеческий смысл возникающей эволюционной парадигмы / пер с англ. Ю. А. Данилова // Общественные науки и современность. 1999. № 1. С. 143–158. 10. Christian D. This fleeting world: a short history of humanity // Great Barrington (Massachusetts): Веrkshire publishing group, 2005. 498 р. 11. Spitzer M. Lernen: Gehirnforschung und die Schule des Lebens / Manfred Spitzer. Heidelberg: Spektrum Akademischer Verlag, 2007. 500 s. 12. Система обучения ЭВОЛШ [Электронный ресурс] / Международное педагогическое объединение ЭВОЛШ. URL: http:// www.evolscheducation.com. 13. Project Big History [Еlectronic resource] / International Big History Association, Brooks College of Interdisciplinary Studies, Grand Valley State University. URL: http://www.bighistoryproject.com. 14. Scherbina, J. EVOLSCH. Trans-disciplinary Lerling System. Presentation at the Conference «Teaching and Researching Big History: Exploring a New Scholarly Field, IBHA Panel 31 [Еlectronic resource] / J. Scherbina; Big History and Education (Session 4), August 2–5, 2012, Grand Valley State University. URL: http://www.ibhanet.org/ |