Название статьи |
В. С. Мерлин о проблемах психологической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе (к 115-летию со дня рождения ученого)
|
||||
Авторы | Вяткин Б. А., Щукин М. Р. | ||||
В рубрике | ЮБИЛЕИ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №1 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 159.923 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена деятельности Вольфа Соломоновича Мерлина – одного из основоположников отечественной психологической науки, более 30 лет возглавлявшего Уральское отделение общества психологов СССР. Ретроспективно излагаются его взгляды и приводятся факты биографии. Идея целостного, комплексного подхода к человеку при преодолении практических задач сформулирована ученым в концепции интегральной индивидуальности: решение любой проблемы, относящейся к личности, возможно только при учете всего многообразия соматических, нервно-физиологических, психологических и социальных факторов в их взаимной связи. Обобщается опыт работы кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета (ПГПИ), которой долгие годы руководил выдающийся ученый, где решалась и продолжает решаться важнейшая задача обеспечения качественной психологической подготовки будущих учителей. Весомый вклад В. С. Мерлина, его учеников и последователей в теоретический фундамент системы педагогического образования становится еще более значимым в условиях демократизации и гуманизации современного общества, при переходе от предметноцентрического обучения к антропоцентрическому. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова |
преподавание психологии, профессиональная подготовка учителя, психологическая пытливость, наблюдательность, творческое мышление, личность, исследовательские умения. |
||||
Список цитируемой литературы |
1. Басов М. Я. Исследовательский метод в работе педагога // Педагог и исследовательская работа над детьми / под ред. М. Я. Басова. М.; Л.: ГИЗ, 1925. С. 5–38. 2. Басов М. Я. Общие основы педологии. М.: Гос. издат., 1931. 3. Быстрова Г. В., Тамбовцева Т. С., Щукин М. Р. Пути улучшения педагогической направленности в преподавании психологии в пединституте: метод. письмо / под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1978. 4. Возрастная и педагогическая психология: материалы Всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974. 5. Воспитывать психологическую пытливость у будущих учителей: вопросы методики преподавания психологии в пединститутах. Пермь, 1966. 6. Мерлин В. С. Чему и как учить будущих учителей по психологии // Вопросы психологии. 1964. № 6. С. 141–146. 7. Мерлин В. С. Характер // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин‑тов / под ред. А. В. Петровского. 1‑е изд. М.. 1970. С. 385–402. 8. Мерлин В. С. Темперамент // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин‑тов / под ред. А. В. Петровского. 1‑е изд. М., 1970. С. 369–384. 9. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека: учеб. пособие для спецкурса. Пермь, 1971. 10. Мерлин В. С. Характер // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин‑тов / под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М., 1976. С. 422–440. 11. Мерлин В. С., Вяткин Б. А. Темперамент // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин‑тов / под ред. А. В. Петровского. 2‑е изд. М., 1976. С. 405–421. 12. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 13. Общая психология в педагогическом вузе: учеб. пособие / под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1990. 14. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, М. Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. 636 с. 15. Сборник задач по общей психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин‑тов / под ред. В. С. Мерлина. М.: Просвещение, 1974. 16. Тамбовцева Т. С., Щукин М. Р., Силина Е. А. Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по общей психологии. Пермь, 1981. 17. Щукин М. Р. Психическое развитие и обучение: метод. пособие для студентов-заочников / под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1973. 18. Merlin V. S. Problems in the integrated study of individual differences // Soviet Psychology. Vol 20 (2). 1981–1982. P. 49–72. |