Вяткин Б. А., Щукин М. Р.

Название статьи
В. С. Мерлин о проблемах психологической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе (к 115-летию со дня рождения ученого)
Авторы Вяткин Б. А., Щукин М. Р.
В рубрике ЮБИЛЕИ
Год 2013 Номер журнала №1 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 159.923 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена деятельности Вольфа Соломоновича Мерлина – одного из основоположников отечественной психологической науки, более 30 лет возглавлявшего Уральское отделение общества психологов СССР. Ретроспективно излагаются его взгляды и при­во­дят­ся факты биографии. Идея целостного, комплексного подхода к че­ло­ве­ку при преодолении практических задач сформулирована ученым в кон­цеп­ции интегральной индивидуальности: решение любой проблемы, относящейся к лич­нос­ти, возможно только при учете всего многообразия соматических, нервно-фи­зи­оло­ги­чес­ких, психологических и со­ци­аль­ных факторов в их взаимной связи.

Обобщается опыт работы кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета (ПГПИ), которой долгие годы руководил выдающийся ученый, где решалась и про­дол­жа­ет решаться важнейшая задача обеспечения качественной психологической подготовки будущих учителей. Весомый вклад В. С. Мер­ли­на, его учеников и пос­ле­до­ва­те­лей в те­оре­ти­чес­кий фундамент системы педагогического образования становится еще более значимым в ус­ло­ви­ях демократизации и гу­ма­ни­за­ции современного общества, при переходе от предметноцентрического обучения к ан­тро­по­цен­три­чес­ко­му.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова

преподавание психологии, профессиональная подготовка учителя, психологическая пытливость, наблюдательность, творческое мышление, личность, исследовательские умения.

Список цитируемой литературы

1. Ба­сов М. Я. Ис­сле­до­ва­тельский метод в ра­бо­те педагога // Педагог и ис­сле­до­ва­тельская работа над детьми / под ред. М. Я. Ба­со­ва. М.; Л.: ГИЗ, 1925. С. 5–38.

2. Ба­сов М. Я. Об­щие основы педологии. М.: Гос. издат., 1931.

3. Быс­тро­ва Г. В., Тамбовцева Т. С., Щукин М. Р. Пу­ти улучшения педагогической направленности в пре­по­да­ва­нии психологии в пе­дин­сти­ту­те: метод. письмо / под ред. В. С. Мер­ли­на. Пермь, 1978.

4. Воз­рас­тная и пе­да­го­ги­чес­кая психология: материалы Всесоюзного семинара-со­ве­ща­ния. Пермь, 1974.

5. Вос­пи­ты­вать психологическую пытливость у бу­ду­щих учителей: вопросы методики преподавания психологии в пе­дин­сти­ту­тах. Пермь, 1966.

6. Мер­лин В. С. Че­му и как учить будущих учителей по психологии // Вопросы психологии. 1964. № 6. С. 141–146.

7. Мер­лин В. С. Ха­рак­тер // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин‑тов / под ред. А. В. Пет­ров­ско­го. 1‑е изд. М.. 1970. С. 385–402.

8. Мер­лин В. С. Тем­пе­ра­мент // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин‑тов / под ред. А. В. Пет­ров­ско­го. 1‑е изд. М., 1970. С. 369–384.

9. Мер­лин В. С. Лек­ции по психологии мотивов человека: учеб. пособие для спецкурса. Пермь, 1971.

10. Мер­лин В. С. Ха­рак­тер // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин‑тов / под ред. А. В. Пет­ров­ско­го. 2-е изд. М., 1976. С. 422–440.

11. Мер­лин В. С., Вяткин Б. А. Тем­пе­ра­мент // Общая психология: учеб. для студентов пед. ин‑тов / под ред. А. В. Пет­ров­ско­го. 2‑е изд. М., 1976. С. 405–421.

12. Мер­лин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

13. Об­щая психология в пе­да­го­ги­чес­ком вузе: учеб. пособие / под ред. Б. А. Вят­ки­на. Пермь, 1990.

14. Пси­хо­ло­гия интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б. А. Вят­кин, Л. Я. Дор­фман, М. Р. Щу­кин. М.: Смысл, 2011. 636 с.

15. Сбор­ник задач по общей психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин‑тов / под ред. В. С. Мер­ли­на. М.: Просвещение, 1974.

16. Там­бов­це­ва Т. С., Щукин М. Р., Силина Е. А. Ме­то­ди­чес­кие рекомендации для проведения семинарских занятий по общей психологии. Пермь, 1981.

17. Щу­кин М. Р. Пси­хи­чес­кое развитие и обу­че­ние: метод. пособие для студентов-за­оч­ни­ков / под ред. В. С. Мер­ли­на. Пермь, 1973.

18. Merlin V. S. Problems in the integrated study of individual differences // Soviet Psychology. Vol 20 (2). 1981–1982. P. 49–72.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.