Название статьи | Профессиональное самоопределение студентов в условиях социально обусловленных конфликтующих реальностей | ||||
Авторы | Э. Ф. Зеер, М. В. Кормильцева | ||||
В рубрике | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №10 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 378.015.324:378.047 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье говорится об особенностях профессиональной идентичности в контексте социально обусловленных конфликтующих реальностей. Важное значение в становлении данной идентичности имеет социальное положение личности в системе отношений. Поэтому авторами было предпринято исследование профессионального самоопределения студентов в зависимости от их социометрического статуса в учебной группе. При этом межличностные отношения рассматривались в качестве конфликтогенов, порождающих конфликтующие реальности профессионального самоопределения студентов. Теоретической основой исследования выступила концепция профессионального становления личности, смыслообразующим фактором этого процесса стало самоопределение человека в ситуациях конфликтующих реальностей. При построении методики исследования использовались диагностика профессиональной идентичности и методы социометрии. Обобщение и анализ полученных эмпирических данных позволили выявить различия в степени выраженности компонентов профессиональной идентичности студентов в зависимости от их статуса в учебной группе. Важным результатом исследования стала установленная закономерность, что межличностные отношения в процессе обучения порождают конфликтующие реальности профессионального самоопределения, которые отражаются в изменениях профессиональной идентичности. Результаты исследования могут быть использованы для организации психологического содействия успешному профессиональному становлению личности. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, социометрический статус, конфликтующие реальности. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Григорович И. Е. Особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 22 с. 2. Озерина А. А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Изв. Дагестан. гос. пед. ун‑та. 2011. № 2 (15). С. 17–25. [Электрон. ресурс]. URL: http:// izvdgpu. ru/phocadownload/pp_2011_2. pdf. 3. Соболева (Аринушкина) Н. С. Социально-психологические характеристики идентичности учащейся молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2006. 22 с. 4. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Моск. психол.-соц. ин‑т, 2007. 128 с. |