Н. К. Чапаев, К. В. Шевченко

Название статьи К вопросу определения предмета педагогической акмеологии
Авторы Н. К. Чапаев, К. В. Шевченко
В рубрике ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Год 2012 Номер журнала №10 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378.1+378.323 Индекс ББК  
Аннотация

В статье предпринята попытка исследования предмета педагогической акмеологии как развивающегося феномена, интегрирующего в се­бе сложную совокупность собственно педагогических, а так­же психологических, антропологических и со­ци­аль­но значимых характеристик. Методологической основой исследования явилась диалектика – «единственный метод, способный схватить живую действительность в це­лом» (А. Ф. Ло­сев). Главным результатом авторских рассуждений и ана­ли­за существующих источников стало определение педагогической акмеологии как науки о за­ко­но­мер­нос­тях и пу­тях в ус­ло­ви­ях специально организованного образовательного процесса предельно возможного раскрытия потенций человека и дос­ти­же­ния оптимальных результатов позитивного прогрессивного развития личности; причем поскольку это комплексная область знания, то человек должен рассматриваться акмеологией и как субъект, и как индивид, и как индивидуальность – т. е. как целостный многомерный человек.

Важный вывод исследования: область педагогической акмеологии не может быть ограничена профессиональной деятельностью педагога, как это утверждалось ранее, а дол­жна охватывать всю деятельность обучающегося – растущего, становящегося человека. Иначе говоря, в пе­да­го­ги­чес­кой акмеологии не приемлем возрастной ценз, ограничивающий ее предмет деятельностью лишь «взрослого» человека.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова развитие, педагогическая акмеология, профессионализм, возраст, зрелость, субъект акмеологической деятельности, профессионализм, многомерная человеческая личность, профессиональное развитие личности, профессионально-лич­нос­тный потенциал.
Список цитируемой литературы

1. Ак­ме­оло­гия: учеб. пособие / под ред. А. Дер­ка­ча, В. За­зы­ки­на. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

2. Ак­ме­оло­гия: учеб. / под общ. ред. А. А. Дер­ка­ча. М.: РАГС, 2002. 650 с.

3. Анань­ев Б. Г. О проб­ле­мах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

4. Ан­дре­ева Г. М. Со­ци­аль­ная психология: учеб. для высш. учеб. заведениий. М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с.

5. Бо­да­лев А. А. Вер­ши­на в раз­ви­тии взрослого человека: характеристики и ус­ло­вия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998.

6. Боль­шой психологический словарь / сост. и ред. Б. Ме­ще­ря­ков, В. Зин­чен­ко. СПб.: Прайм-Ев­роз­нак, 2003.

7. Гас­тев А. К. Как надо работать: Практическое введение в на­уч­ную организацию труда. М.: Экономика, 1972. 478 с.

8. Дер­кач А. А., Кузьмина Н. В. Ак­ме­оло­гия: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993.

9. Зе­ер Э. Ф. Пси­хо­ло­гия профессий: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун‑т, 1997. 244 с.

10. Ис­то­рия советской психологии труда. (20–30‑е гг. XX ве­ка) / под ред. В. П. Зин­чен­ко, В. М. Му­ни­по­вой, О. Г. Нос­ко­вой. М.: МГУ, 1983. 360 с.

11. Кли­мов Е. А. Вве­де­ние в пси­хо­ло­гию труда: учеб. для вузов. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998. 350 с.

12. Код­жас­пи­ро­ва Г. М., Коджаспиров А. Ю. Пе­да­го­ги­чес­кий словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.

13. Кузь­ми­на (Головко-Гар­ши­на) Н. В. Пред­мет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002.

14. Кузь­ми­на Н. В. Ак­ме­оло­ги­чес­кая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: ИЦПКС, 2001.

15. Ло­пес Е. Г. Раз­ви­тие ключевых компетенций будущих ремесленников в про­цес­се социально-про­фес­си­ональ­но­го воспитания: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 200 с.

16. Пе­да­го­ги­чес­кий энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 528 с.

17. Про­фес­си­ональ­но-пе­да­го­ги­чес­кие понятия: слов. / сост. Г. М. Ро­ман­цев, В. А. Фе­до­ров, И. В. Оси­по­ва, О. В. Та­ра­сюк; под ред. Г. М. Ро­ман­це­ва. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун‑т, 2005.

18. Сов­ре­мен­ный словарь по педагогике / сост. Е. С. Ра­па­це­вич. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.

19. Фромм Э. Пси­хо­ана­лиз и эти­ка. М.: Республика, 1993.

20. Ча­па­ев Н. К. Те­оре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­чес­кие основы педагогической интеграции: дис. … д-ра. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 462 с.

21. Ша­по­рин­ский С. А. Воп­ро­сы теории производственного обучения. М.: Высш. шк., 1981. 183 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.