Название статьи | К вопросу о критериях сформированности компетенций | ||||
Авторы | Е. В. Ворсина, Т. А. Снигирева | ||||
В рубрике | КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №10 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 378.661(470.51):371.263 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В связи с распространением компетентностного подхода в образовании актуальной задачей в области измерения результатов обучения становится переход от оценки знаний к определению сформированности компетенций. В статье предложены критерии такого определения; наименования стадий овладения компетентностью независимо от вида осваиваемой деятельности (неосознанная и осознанная некомпетентность, осознанная и неосознанная компетентность); вариант комплексной оценки компетентности студентов, учитывающий как мнение экспертов, так и самооценку учащихся, а также полноту и логику процесса выработки навыков и умений. Квалиметрия компетенций рассматривается на примере диагностики учебной компетентности (а точнее, умений распознавать и применять методы теоретического познания), представленной когнитивным и деятельностным компонентами. Показаны способы диагностики: анкетирование, тестирование, анализ текстов. Продемонстрированы образцы возможных диагностических заданий и результаты проведенного на их основе квалиметрического измерения уровня компетентности студентов. Регулярная диагностика, подобная той, которая описана авторами статьи, позволит вовремя установить не только пробелы в знаниях учащихся, но и недостаток необходимых им навыков и умений и скорректировать должным образом последующий учебный процесс. Материал изложенного исследования будет интересен и полезен преподавателям вузов и специалистам, занимающимся проблемами квалиметрии. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | учебная компетентность, квалиметрия компетентности, критерии сформированности компетенций. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Ворсин Е. В. Методы диагностики сформированности компетенций студентов // Научное творчество XXI века: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Красноярск, апрель 2011 г. Красноярск, 2011. С. 104–106. 2. Новиков А., Новиков Д. Качество образования: система внутренних и внешних оценок // Нар. образование. 2007. № 4. С. 147–155. 3. Субетто А. И. Универсальные компетенции: проблемы идентификации и квалиметрии. СПб.; М.; Кострома: ИЦПКПС, 2007. 150 с. 4. Магический квадрат – Колесо компетентности // Консалтинговая компания «Системный Подход». [Электрон. ресурс]. URL: http://www.system-approach.ru/2009/10/competence-wheel/. |