РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МАОУ Лицей №128
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №128
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011-2016 гг.
1. Директор МАОУ Лицей № 128: Поляков Леонид Павлович.
2. Научные консультанты: Князев С.Т. проректор по учебной работе УГТУ – УПИ, Доросинский Л.Г. декан Радиотехнического института УГТУ – УПИ, Которов Н.П. заместитель декана.
3. Тел./факс Лицея: 320-26-37
сайт: http//ekb128.org.ru E-mail: ekb128@ya.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от Лицея: Малёнкин Дмитрий Андреевич.
Контактные телефоны куратора проекта, e-mail: 320-26-35, malenkin-da@ya.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Непрерывное образование: разработка инновационной модели довузовской подготовки в условиях взаимодействия ИРИТ-РТФ с общеобразовательными учреждениями».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования:
Исходя из принципов непрерывности и преемственности отечественного образования, его качество зависит от эффективности каждой ступени единой системы образования: общеобразовательная школа, довузовская подготовка, высшие учебные заведения, система повышения квалификации и переподготовки кадров. Довузовская подготовка является ком-понентом технологической модели непрерывного образования, актуализирующего постоянное развитие способности субъекта (личности) адекватно обучаться, действовать с учетом изменений, происходящих в материальной, духовной, культурной сферах жизни общества. То есть модернизация довузовской подготовки как элемента системы непрерывного образования должна осуществляться в контексте реализации основных направлений развития современного образования, в том числе профессионального. Довузовская подготовка является комтехнологической модели непрерывного образования, актуализирующего постоянное развитие способности субъекта (личности) адекватно, действовать с учетом изменений, происходящих в материальной, духовной, культурной сферах жизни общества. То есть модернизация довузовской подготовки как элемента системы непрерывного образования должна осуществляться в контексте реализации основных направлений. Современная система образования не готова дать адекватный ответ на новое производственное и гуманистическое требование современности – формировать и развивать творческие способности у всех или, по крайней мере, у большинства обучающихся. Необходимо найти разрешение противоречия в плане разработки опережающих технологий обучения, актуализирующих инициативу и творчество обучаемых. Проблема опережающего образования рассматривается исследователями в качестве базисной основы, реализующей стратегию устойчивого развития (Б.М. Бим-Бад, А.Д. Новиков, А.Д. Урсул и др.). Педагогические технологии исследуются в контексте реализации стратегии инновационного обучения (А. Савельев, А.И. Пригожин, А.О. Зоткин, Г.П. Щедровицкий, К.М. Левитан и др.). Довузовская подготовка актуализирует исследование проблемы дифференциации обучения, построения индивидуального образовательного маршрута (А.В. Баранников,А..А. Пинский, А.Г. Каспржак, К.П. Поливанова, А.В. Хуторской и др.).
В то же время осуществление довузовской подготовки как элемента системы непрерывного образования выявляет ряд противоречий:
- между необходимостью перехода системы довузовской подготовки к методологии опережающего развития и отсутствием концептуального варианта технологической модели довузовской подготовки как элемента системы непрерывного образования;
- между потребностями в разработке педагогических технологий опережающей довузовской подготовки и отсутствием технологической модели, центрированной на конструировании личностных детерминант и возможностей,
- между потребностями рассмотрения технологии как опережающей педагогической модели, определяющей тактику перестройки педагогического процесса в целях достижения оптимальных для каждого абитуриента результатов обучения и отсутствием алгоритма ее организации как целостной системы.
- между заявленными в Концепциях модернизации российского образования и профильного обучения идеями о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, и реальным состоянием дел (отсутствие государственной заинтересованности в социальном сопровождении подготовки кадров ещё со школьной скамьи; нежелание педагогов уделять должное внимание психолого-педагогической поддержке самоопределения школьников; отсутствие у родителей педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросов (они, как правило, переоценивают или недооценивают способности детей).
Выявленные противоречия позволили определить тему настоящего исследования, проблемой которого является разработка технологической модели опережающего довузовского обучения.
Тема исследования: Непрерывное образование: разработка инновационной модели довузовской подготовки в условиях взаимодействия ИРИТ-РТФ с общеобразовательными учреждениями.
Цель исследования: моделирование опережающих педагогических технологий обучения будущих абитуриентов Федерального университета в условиях лицейской системы довузовской подготовки.
Задачи:
- Анализ и оценка образования в существующей системе «лицей № 128 – РИ-РтФ».
- Создание условий для оптимальной системы взаимосвязи и взаимодействия «лицей № 128 – РИ-РтФ» с целью эффективного использования для реализации идеи непрерывного образования ресурсов ВУЗа.
- Проведение профориентационных мероприятий, т.е. психолого-педагогическое управление и сопровождение процессом профессионального самоопределения школьников.
- Интеграция научно-методического и педагогического потенциала РИ-РтФ и лицея № 128 на создание организационных, методических, кадровых и других условий для реализации сквозных учебных программ.
- Расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
- Организация творческой исследовательской деятельности педагогов и учащихся и преемственности воспитательной работы.
- Создание системы мониторинга реализации Программы довузовской подготовки и результатов её состояния.
Объект исследования: система довузовской подготовки в ОУ.
Предмет исследования: разработка модели довузовской подготовки в условиях лицея, определяющей структурно-содержательные характеристики и педагогические технологии опережающего обучения.
Гипотеза исследования основывается на том, что опережающий характер довузовской подготовки будет обеспечен в том случае, если:
- довузовская подготовка будет рассматриваться как технология, базовыми компонентами которой выступают:
– структурный, обеспечивающий реализацию разноуровневых (дифференцированных) образовательных программ;
– содержательный, обеспечивающий преемственность образовательных программ (общего среднего, среднего и высшего профессионального образования);
- будет обеспечено использование инновационных педагогических технологий, ориентированных на формирование инновационного мышления и постоянное повышение качества педагогического и учебного труда;
- модель педагогических технологий будет включать: опережающие технологии обучения, развивающие технологии, технологии помощи и поддержки, обеспечивающие, прежде всего, опережающую адаптацию учащихся к условиям обучения в вузе;
- учащийся будет рассматриваться как человек, способный конструировать собственные детерминанты и возможности;
- опережающие технологии обучения будут построены как вариативные процессуальные модели, ориентированные на прогностическое конструирование учащимися собственных возможностей и освоение самого способа построения идеального пространства учебной деятельности в плане наращивания ее сложности;
- программы довузовской подготовки будут ориентированы на опережающее развитие конкретных профессиональных полей практик, соотносимых, прежде всего, со сферами естественнонаучного и гуманитарного знания, актуализируя инновационный, исследовательский, проектно-конструкторский и т.д. поиск.
Идея изменения: совершенствование структуры, содержания общего образования и переход на личностно-ориентированную работу с учащимися II-ой и III-ей ступеней обучения на основе современных эффективных педагогических технологий. Создание системы мониторинга поступления выпускников Лицея № 128 в ВУЗы г. Екатеринбурга (в частности, в РИ – РТФ УФУ им. Б.Н.Ельцина.
Концептуализация непрерывного образования основана на идеях самоорганизации человеческого сознания, преодолении ригидности мышления, проблематизации собственной деятельности с целью ее измерения на основе рефлексии, обеспечивая тем самым возможность использования нововведений в учебном процессе. Инновационность, выступающая качественной характеристикой непрерывного образования, центрированного на развитии личности, позволила нам рассмотреть его как модель, представленную универсальными компонентами:
- структурным, обеспечивающим реализацию разноуровневых программ;
- содержательным, обусловливающим преемственность многоуровневых образовательных программ;
- использованием инновационных педагогических технологий, ориентированных на постоянное повышение эффективности педагогического и учебного труда.
Целеполагание разрабатываемой модели – реализация стратегии опережающего образования за счет разработки и внедрения новых педагогических технологий. При этом структурный компонент предполагает вариативность, содержательный определяется рамками стандартов, педагогические технологии характеризуют адаптивность, открытость, многофункциональность модели.
Ресурс педагогических технологий должен быть организован в рамках реализации следующих стратегий:
- обучение одаренных, творчески ориентированных учащихся;
- обучение учащихся, способных к освоению программ профессиональной подготовки в вузе;
- обучение учащихся, требующих особого педагогического внимания и поддержки в плане достижения ими необходимого уровня подготовки, позволяющего учиться в вузе.
Модель педагогических технологий представлена в исследовании структурой, включающей:
- технологии помощи и поддержки, обеспечивающие, прежде всего, адаптацию учащихся к условиям обучения в вузе;
- развивающие технологии;
- опережающие технологии обучения.
При этом опережающие технологии обучения основаны на рассмотрении человека как существа не только актуального, участвующего в причинно-следственных взаимоотношениях, но и способного конструировать собственные детерминанты и возможности как знаково-символические пространства.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
теоретические положения о развитии опережающего образования (Б.М. Бим-Бад, П.М. Новиков, А.И. Субетто, А.Д. Урсул); теория системного подхода (Э. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); концепции личностно-ориентированного образования и развития личности (И.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко); положения современной дидактики об образовательных технологиях (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, В.М. Монахов, Г.К. Селевко и др.); методологические концепции содержания образования (В.В. Краевский, М.П. Скаткин, П.Л. Лернер); методология непрерывного образования (И.А. Колесникова, А.М. Новиков, Б.С. Гершунский); методология математического образования (А.В. Архангельский, В.А. Тестов, Н.Х. Розов); психолого-педагогические исследования в области профессионального образования (С.Я. Батышев, А.А. Вербицкий, Н.В. Кузьмина, Н.И. Филиппенко и др.); концепции подходов к обучению (Г.Мартон, А.Сальо, С,Биггс, Р.Эп-Туистл, Рамсдон); концепции подходов к обучению с применением мультимедиа (Н.П. Петрова, О.И. Соколова, Laurillard, Webb, Lonassen, Van den Brenk); теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский); концептуальные идеи инновационного образования (А. Савельев, А.В. Хуторской, Г.Н. Юсуфбекова, А.И. Пригожин, Г.П. Щедровицкий); теории дифференциации обучения (А.А. Бодалев, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, И.Унт и др.).
Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы методы: анализ философских, психолого-педагогических исследований, синтез теоретических идей по проблеме концептуализации, проектирования и моделирования, анализ и обобщение опытно-экспериментальной работе.
Основное содержание деятельности по проекту:
- Создание системы повышения квалификации педагогических кадров, отвечающей инновационным процессам.
- Создание программ и учебно-методического обеспечения предметных и профориентационных курсов.
- Организация творческой исследовательской деятельности педагогов и учащихся, направленной на формирование творческой высокопрофессиональной личности.
- Создание системы мониторинга поступления и успешности продолжения образования выпускников лицея в РИ – РТФ.
Научная новизна исследования заключается в том, что разрабатывается лицейская модель опережающей довузовской подготовки, структурной основой которой определены цели образования, обусловливающие использование комплекса технологий помощи и поддержки (цель не превосходит уровень усвоения), комплекса развивающих технологий (цели ориентированы на усвоение основных алгоритмов деятельности), комплекса технологий опережающего обучения (цели ориентированы на осуществление поисковой эвристической деятельности). Разрабатывается алгоритм опережающей адаптации учащихся к обучению в техническом вузе, с учетом направления перспективной профессиональной подготовки в условиях лицея, включающий:
- формирование базового блока задач (уровень программных требований);
- формирование блока задач повышенного уровня сложности (уровень содержания опережающего обучения);
- моделирование в контексте задачного подхода индивидуального конструкта креативной деятельности (на идеальном и реальном уровнях на основе рефлексии);
- проектирование авторских вариативных моделей педагогических технологий, целеориентированных на актуализацию процесса наращивания сложности идеального пространства деятельности обучающихся на основе подбора задач, обеспечивающих разноплановые креативные решения.
Планируемый результат изменений:
Повышение качества подготовки выпускников лицея благодаря развитию системы довузовской подготовки на основе интеграции средней и высшей школы.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
9 |
- |
- |
- |
2009 |
- |
19 |
- |
- |
2010 |
7 |
3 |
- |
- |
2011 |
6 |
14 |
- |
- |
2012 |
14 |
7 |
- |
- |
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2008 |
- |
- |
2009 |
- |
- |
2010 |
- |
- |
2011 |
- |
- |
2012 |
2 |
- |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2008 |
|
|
|
2009 |
|
Победитель Всеросийского конкурса «Элита российского образования», лауреат Национальной премии в номинации «Лучший в профессии-директор 2009» |
|
2010 |
Победитель городского конкурса «Панорама воспитательных систем». Дипломанты областного конкурса «Грани таланта» |
|
|
2011 |
Победитель городского конкурса «Мастерская мультимедийных уроков» Победитель районного конкурса «Самый классный классный» |
|
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 34
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2009 |
Районный семинар для заместителей директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе «Модель самоуправления в начальной школе»- «Город Солнца». Районный семинар для заместителей директоров по УВР «Информатизация образовательного пространства как механизм оценки качества образовательного процесса»
|
|
2010 |
Круглый стол совместно с РтИ: «Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций» |
Семинар для членов городской аттестационной комиссии «»Аттестация кадров: самооценка и самодиагностика» |
2011 |
Семинар завучей и учителей начальных классов по подготовке к введению ФГОС второго поколения «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся» (представление проекта программы духовно-нравственного воспитания «Душа обязана трудиться» и мастер-класс «Красота спасет мир»). |
Проведение секции в рамках презентации Орджоникидзевского ИМЦ для городской педагогической общественности: «Практическая реализация проблемы индивидуального го и дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе» .. Научно-методический семинар для руководителей инновационных академических площадок «Актуальные аспекты реализации программы инновационной академической площадки: Непрерывное образование: формирование модели довузовской подготовки в условиях взаимодействия школы с ИРИТ (РтФ) УрФУ». Городской семинар учителей истории и обществознания «Использование активных и интерактивных методов обучения при подготовке к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию».
|
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов «Современные дидактические подходы в образовании (личностно-ориентированный, системно-деятельностный, рефлексивный)»- 60 чел.… «Опыт освоения ФГОС НОО» -30чел.
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности ( (адрес сайта, выпуск сборников материалов по теме работы ОУ)
- Поляков Л.П. Интеграция средней и высшей школы-необходимое условие подготовки выпускников школы к сознательному выбору своей профессии (из опыта работы МОУ СОШ № 128 по созданию инновационной академической площадки).Наука-образованию. поддержка инновационных процессов и профессионального партнёрства. Материалы региональной научно-практической конференции. Под ред. Давыдовой Н.Н., Стумбрис Н.А. Екатеринбург, 2010.
- Жефруа Л.В. Научная поддержка инновационных процессов и профессионального партнерства в образовании. Материалы региональной научно-практической конференции. Под ред. Давыдовой Н.Н., Стумбрис Н.А. Екатеринбург, 2010.
- Зеньчук Г.В. Некоторый опыт совместной работы школы и технического университета по созданию условий для успешной адаптации старшеклассников в системе непрерывного образования.Материалы региональной научно-практической конференции. Под ред. Давыдовой Н.Н., Стумбрис Н.А. Екатеринбург, 2010.
- Коноплёва С.В. Использование на уроках математики различных методов, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Материалы 9-й научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества». Екатеринбург, УрГПУ, 2010.
- Петрова М.А. Развитие творческих способностей как условие социализации личности школьника. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к управлению качеством воспитательной работы в образовательном учреждении». Екатеринбург, УрГПУ, 2011.
- Голованова В.В. Формирование ключевых компетенций на уроках информатики и ИКТ. Материалы Международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития». М.,2012.
Сеть социального партнерства