РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ средняя общеобразовательная школа №113
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 113
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2012 - 2016 гг.
1. Директор МБОУ: Сулина Лариса Анатольевна.
2. Научные консультанты:
3. Тел./факс МБОУ: (343) 325-26-61.
сайт: http://sc113.edusite.ru/. E mail: mousosh113@list.ru.
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Воробьева Ирина Борисовна.
Контактные телефоны куратора проекта, e-mail: 89030783028, irazav@yandex.ru.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС как средство воспитания творчески активной личности учащихся».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: В современных условиях каждый человек должен быть конкурентоспособным во всех сферах жизнедеятельности. Это - неизбежное явление развивающегося демократического общества и необходимое условие его прогресса. Под конкурентной способностью мы понимаем не только направленность личности на учет постоянно изменяющихся условий жизни, повышение производительности труда и проявление ее деловых качеств, но и, прежде всего, способности человека работать в режиме поиска. Механизмом реализации этих способностей может выступать творческая активность.
Современным педагогам в условиях введения ФГОС нового поколения дана возможность самим моделировать и реализовывать воспитательную деятельность, адекватную природе детства, национальным и культурным традициям. В ее основе лежат гуманистические концепции воспитания, построенные на научных знаниях о закономерностях воспитательного процесса. Сегодня на первый план среди разнообразных качеств личности выходят такие, как мобильность, инициативность, фантазия, способность к деловому общению, вариативность мышления. Все эти качества тесно связаны с понятием «активность»: деловая, социальная, творческая и др. Для педагогической науки, занимающейся проблемами становления личности ребенка, очень важно направить его развитие (и корректировать в будущем) по пути выбора положительных мотивов самореализации. В этом случае, говоря о проявлении качеств творчески активной личности, мы подразумеваем процесс их воспитания, так как оно всегда имеет ценностно-мотивационную окраску, четкое целеполагание, представляет собой целенаправленный процесс и требует осознанного обратного действия со стороны воспитанника. Большими возможностями в воспитании творчески активной личности обладает внеклассная деятельность, которая создает условия для различных видов творчества (художественного, интеллектуального, социального), проявления и развития качеств творчески активной личности.
Противоречия между:
1. Потребностями общества и российского образования в социальной и творчески активной, конкурентоспособной личности учащихся и отсутствием целостного научного подхода, создающего необходимую теоретико-методологическую базу становления этой личности в системе образования, обеспечивающего эффективную реализацию педагогического процесса по ее воспитанию;
2. Необходимостью оптимизации процесса воспитания творчески активной личности учащихся, характеризующегося качественным разнообразием состава детского коллектива образовательного учреждения и не разработанностью научно-обоснованных педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию и интеграцию участников педагогического процесса в системе воспитания и их адек ватную взаимосвязь в совместной деятельности;
3. Значимостью и возможностями внеклассной деятельности в воспитании учащихся, ведущей ролью педагога в ее организации и неразработанностью потенциала внеклассной деятельности в системе воспитания творчески активной личности и научно обоснованных рекомендаций по ее осуществлению.
Выявленные противоречия определили выбор темы исследования
Тема исследования: «Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС как средство воспитания творчески активной личности учащихся».
Разрабатывая тему исследования и определяя ее актуальность, мы остановились на выборе следующей трактовки понятия «воспитание творчески активной личности» - это специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на развитие личности, готовой и способной к активной творческой самореализации. Основными понятиями исследования выступают: «творческая активность» как характеристика деятельности, и «творчески активная личность» как характеристика личности, «внеклассная деятельность» и «воспитание творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности».
Под воспитанием творчески активной личности во внеклассной деятельности мы подразумеваем придание этой личности ценностно-смысловой и мотивационной направленности (поскольку сама по себе творческая активность ценность нейтральная), где внеклассная деятельность выступает средством воспитания творчески активной личности. Эта деятельность, выступая частью педагогического процесса, является ценностно заданной и предполагает возможность использования в процессе реализации широкого разнообразия методических рекомендаций и накопленного педагогического опыта.
Ведущая идея исследования состоит в том, что воспитание творчески активной личности учащихся осуществляется на базе специально разработанной модели, основной составляющей которой выступает диалектическое взаимодействие и взаимосвязь ее элементов и совместная деятельность основных участников процесса воспитания - педагогов и учащихся, ориентированная на повышение уровня творческой активности учащихся и развитие у них качеств творчески активной личности во внеклассной деятельности.
Проблема исследования предполагает поиск ответа на вопрос: Каковы педагогические и организационно-педагогические условия создания системы воспитания творческой активности личности учащихся во внеклассной деятельности?
Объект исследования: воспитание творчески активной личности учащихся.
Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели внеурочной деятельности как средства воспитания творчески активной личности.
Гипотеза исследования
Основу гипотезы исследования составил исходный тезис о том, разрабатываемая модель внеурочной деятельности как средства воспитания творчески активной личности будет успешной, если:
- разработанная модель позволит выявить особенности воспитания творчески активной личности и расширить представление о возможностях системы воспитания;
- разработанные уровни творчески активной личности учащихся и критерии и показатели их оценки, позволят диагностировать состояние влияния внеурочной деятельности на воспитание творчески активной личности и ее динамику;
- сущность и содержание разработанных элементов модели позволят рассмотреть их взаимосвязь и взаимообуславливаемость на различных уровнях воспитания творчески активной личности;
- разработанная технология деятельности педагогов определит механизм реализации модели;
- выявленные педагогические и организационно-педагогические условия будут способствовать эффективному функционированию модели на различных этапах становления личности учащихся и коллектива;
- осуществленная на практике совместная целенаправленная деятельность педагога и учащегося будет ориентирована на побуждение учащихся к выбору и использованию способов, форм, состояний собственной активности, адекватно обеспечивающих ее социальное и творческое развитие, потребностей в самореализации.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в исследовании решаются следующие задачи:
- На основе анализа философской, педагогической, психологической литературы раскрыть сущность и содержание основных категориальных понятий исследования: «творческая активность», «творческая активная личность», «воспитание творчески активной личности во внеклассной деятельности».
- Разработать модель, отражающую функционирование системы воспитания творчески активной личности учащихся, применительно к условиям МБОУ СОШ № 113.
- Разработать технологию деятельности педагогов по воспитанию творчески активной личности учащихся.
- Выявить педагогические и организационно-педагогические условия воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности в условиях ФГОС нового поколения.
Теоретическую основу исследования составили:
Аксиологический подход, определяющий воспита ние как социально-целостный комплекс взглядов, убеждений, идеалов человека (Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов, и др.); системный подход (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, В.В. Краевский и др.), синергетический подход, обеспечивающий видение объектов, явлений и процессов, их порождающих в единстве, в обуславливающих друг друга и взаимодействующих связях (Н.В. Бордовская, СВ. Кульневич и др.); субъектно-деятельностный подход, раскрывающий сущность личности и определяющий ее деятельностную роль в процессе воспитания (К.А. Абульханова-Славская, Н.М. Борытко, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.); личностно-ориентированный подход, раскрывающий психолого-педагогические механизмы личностного развития воспитанников (СВ. Кульневич, В.В. Сериков, Е.С Полат и др.); теория деятельности (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.); психолого-педагогические теории формирования творчески активной личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн,); концепту-альные идеи и основы педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.); социально-педагогические концепции, определяющие и характе ризующие социальную роль воспитания (С.К. Бондырева, В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, И.П. Смирнов и др.); теория воспитательных систем и концепция воспитательного пространства (И.А. Зимняя, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, Ю.П. Сокольников, и др.); культурологический подход, позволяющий увидеть объективную и субъективную значимость педагога в процессе исторического и куль турного становления творческой личности (А.Г. Асмолов, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, В.Д. Шадриков и др.).
Методы исследования:
- Методы теоретического исследования: анализ философской, методологической, психологической, педагогической литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный и обобщающий анализ, метод моделирования и проектирования.
- Методы эмпирического исследования: изучение и обобщение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа по обобщению и систематизации полученных данных; педагогический эксперимент; анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование, контент-анализ;
- Методы статистической обработки информации.
Содержание деятельности.
Модель организации внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов структурирована в соответствии с материалами сетевой городской экспериментальной площадки по разработке и апробации содержательных моделей организации воспитательного процесса.
В течение 2007-2009 гг. педагогический коллектив МОУ СОШ №113 работал над проектом «Развитие системы дополнительного образования как условие самоопределения обучающихся в общеобразовательной школе».
Целью опытно-экспериментальной работы стали проектирование, апробация и трансляция в образовательное пространство города оптимальной модели организации системы дополнительного образования детей, способствующей самоопределению обучающихся в общеобразовательной школе.
Разработанная нами модель внеклассной работы опирается на методологию системного подхода. В основе модели лежит идея интеграции. При этом и в целом дополнительное образование, и его элементы (отдельные программы, разделы программ) образует различные связи с воспитательной работой и предметами базисного учебного плана.
Она включает три круга:
- Микро-круг. ДОП определённой направленности как методическое обеспечение долгосрочного (2-9 лет) образовательного процесса группы детей, состав которой определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, способности. Это творческие, прикладные объединения ДО (кружки, студии), спортивные секции и т.д.
- Мезо-круг. ДОП, разделы программ, обеспечивающие качественное проведение мероприятий согласно плану воспитательной работы и рассчитанные на определённые возрастные группы учащихся. Такие по содержанию программы могут служить для удовлетворения потребностей, обусловленных актуальной ситуацией жизнедеятельности – эпизодический интерес, стремление принадлежать группе значимых сверстников, обрести новых друзей и т.п.
- Макро-круг. ДОП, охватывающие всех обучающихся начальной, основной и средней школы.
За отчетный период были разработаны программы дополнительного образования различных видов (по времени реализации, по образовательным целям – ознакомительные и углубленные и т.д.), для разных возрастных групп.
Подготовлен пакет документов для тиражирования положительного педагогического опыта (воспитательных проектов), издан сборник дополнительных образовательных программ (практическое пособие) «Развитие системы дополнительного образования как условие самоопределения обучающихся в общеобразовательном учреждении». За подготовку и редактирование сборника присвоено звание Лауреата Всероссийской выставки «Золотой фонд отечественной науки», проводимой Российской Академией Естествознания, в номинации «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли». (который мы предлагаем вашему вниманию)
В апреле 2011 года МБОУ СОШ № 113 стала членом сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
Данная идея легла в основу модели внеурочной занятости.
Основные направления внеурочной деятельности:
- Гражданско-патриотическое
Формирует ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению; элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны.
- Спортивно-оздоровительное
Формирует Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- Художественно-эстетическое
Формирует первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
- Нравственно-этическое
Формирует начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- Научно-познавательное
ориентировано на развитие творческой личности и предполагает повышение мотивации к познавательной деятельности, формирование первичных умений самостоятельной исследовательской деятельности, развитие личностных качеств ребенка, адекватной жизненной позиции, способности к самопознанию и творчеству, расширение знаний и представлений об окружающем мире.
Исходя из задач каждого направления, внеурочная деятельность осуществляется через следующие модули:
- Традиционные мероприятия школы
- Мероприятия по плану классного руководителя
- Дополнительное образование
Описание модуля |
Формы |
Кадровое обеспечение |
«Традиционные мероприятия школы» Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы |
Традиционные мероприятия по плану воспитательной работы школы. Проведение спортивных мероприятий по плану школы: дни здоровья, внутришкольные спортивные соревнования, весёлые старты. Проект «Азбука деда Правоведа» |
Зам. директора по ВР Ст. вожатая Классные руководители Учитель физической культуры 11А класс (реализация социального проекта «Я – первоклассник») 6 «Б» класс (реализация социального проекта «Веселые переменки») Зам. директора по правовому воспитанию |
«Мероприятия по плану классного руководителя» Погружение в коллективные творческие дела осуществляется в соответствии с планом классного руководителя |
Тематические классные часы (подготовка и проведение). Экскурсии в музей, библиотеки города. Посещение культурно-развлекательных заведений города (театры, кинотеатры, цирк и т.п.) Организация походов. Проведение бесед на нравственно-этические темы, по охране здоровья и т.п. |
Классные руководители
|
«Дополнительное образование» Содержание дополнительных образовательных программ предлагается учащимся и родителям для избирательного освоения |
Дополнительное образование МБОУ СОШ № 113:
|
Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 113 |
Основное содержание деятельности по проекту:
Планируемый результат изменений:
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
1 |
1 |
|
|
2009 |
|
|
|
|
2010 |
|
|
1 |
|
2011 |
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
|
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2008 |
|
|
2009 |
|
|
2010 |
|
|
2011 |
|
|
2012 |
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2008 |
|
|
|
2009 |
|
|
|
2010 |
|
1 |
|
2011 |
|
|
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ - 52 человека, педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 12 человек
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
2 |
3 |
2009 |
|
|
2010 |
|
|
2011 |
|
|
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности ( (адрес сайта, выпуск сборников материалов по теме работы ОУ)
Сеть социального партнерства