МБОУ Гимназия № 205 «Театр»

Карта

учета деятельности члена сети инновационно-активных образовательных учреждений

Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки

АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 205 «Театр» города Екатеринбурга

620012, г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 37а

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:

 

1. Директор МБОУ Гимназия № 205 «Театр»: Сажина Татьяна Валентиновна, высшая квалификационная категория.

2. Научные консультанты: Давыдова Наталья Николаевна, к.т.н., доцент, начальник отдела инновационных проектов Уральского отделения Российской Академии образования

3. Тел./факс МБОУ Гимназия № 205 «Театр»: 8 (343) 307-78-91

Сайт http://hct.ru Email: teatr205@hct.ru, teatr205@mail.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Рулев Михаил Александрович, заместитель директора по научно-методической работе, высшая квалификационная категория, к.п.н.

Контактные телефоны куратора проекта: 8-912-24-18151, rulevma@gmail.com.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Культуроемкая образовательная среда как условие для формирования творчески мыслящей личности с ответственной гражданской позицией».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее – Концепция), отмечено, что стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Наряду с усилением глобальной конкуренции Россию ожидает новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.

Возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития, и России будет крайне важно преодолеть недостаточный на сегодняшний день уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

Развитие человеческого потенциала России предполагает переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности.

 

Исходя из Концепции, целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

При этом задачами Программы являются:

- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

 

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

 

Определены и основные направления развития общего образования:

- переход на новые образовательные стандарты (ФГОС);

- развитие системы поддержки талантливых детей;

- совершенствование учительского корпуса;

- изменение школьной инфраструктуры;

- сохранение и укрепление здоровья школьников;

- расширение самостоятельности школ.

 

Особенности инновационных изменений:

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся.

Выполнение поставленных задач требует от работников образования создания и внедрения новых или инновационного развития уже существующих образовательных систем, что позволит выйти на качественно новый уровень развития.

 

В связи с этим возникает следующая группа проблем, без решения которых невозможна качественная реализация инновационных изменений образовательной системы,

Первая группа проблем связана с теми изменениями, которые предполагает внедрение ФГОС в образовательный процесс Гимназии. Важно сохранить все положительное, что было создано за годы экспериментов и исследований, и при этом внедрить новые структурные элементы, которые позволят образовательной системе школы успешно функционировать и развиваться в современных условиях.

Вторая группа проблем связана с необходимостью обеспечения ресурсных условий для достижения поставленных целей: нормативно-правового, научно-методического, финансового, кадрового, материально-технического.

Третья группа проблем определяет тот уровень компетенции, на который должны выйти все педагоги Гимназии, работающие в условиях эксперимента и стремящиеся, повысив свою эффективность, добиться запланированных результатов.

И, наконец, четвертая группа проблем связана с опасностью подменить достижение запланированных результатов псевдоновизной и псевдоактивностью, то есть инновациями ради инноваций. Нужно выяснить, как большой опыт экспериментальной работы Гимназии может помочь коллективу грамотно спланировать работу и реализовать эффективные управленческие решения.

 

Для решения обозначенных выше проблем предполагается сделать следующее:

- обеспечить дальнейшее развитие культуроемкой образовательной среды, являющейся и целью, и средством для дальнейших инновационных преобразований;

- организовать образовательный процесс, обеспечивающий формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС;

- внедрить технологии, создающие условия для формирования творчески мыслящей личности с ответственной гражданской позицией, с осознанием последствия своей деятельности;

- разработать систему повышения квалификации педагогов, как обеспечивающую формирование у них инновационного мышления, так и позволяющую воплотить в жизнь задуманные нововведения.

 

Тема исследования: «Культуроемкая образовательная среда как условие для формирования творчески мыслящей личности с ответственной гражданской позицией».

Объект исследования: МБОУ Гимназия № 205 «Театр» г. Екатеринбурга

Предмет исследования: технологии развития культуроемкой образовательной среды как условия для формирования творчески мыслящей личности с ответственной гражданской позицией с целью повышения качества образования.

Цель: Создание инновационных механизмов развития культуроемкой образовательной среды как условия для формирования творчески мыслящей личности с ответственной гражданской позицией.

Задачи:

  • обеспечение системы образования Гимназии методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики;
  • уточнение понятий «культуроемкая образовательная среда», «творчески мыслящая личность», «ответственная гражданская позиция» в современных условиях.
  • разработка системы развития культуроемкой образовательной среды;
  • оснащение деятельности всех субъектов образовательного процесса необходимыми методическими средствами и информацией;
  • разработка модели выпускника как творчески мыслящей личности с ответственной гражданской позицией;
  • применение технологии развития и самореализации личности ребенка и педагога на основе медиаобразования и методов театральной педагогики.
  • апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий, а также подсистемы информирования, просвещения и обучения педагогических кадров;
  • создание инновационной системы управления развитием культуроемкой образовательной среды.

 

Концептуальные основания деятельности:

Мы видим ребенка, пришедшего в мир, как конкретное "Я". Для нас ценна личность ребенка, причем личность творящая и ощущающая себя таковой. Ребенок для нас не объект деятельности педагога, а субъект культуры. Мы понимаем роль педагога как роль посредника между ребенком и необозримым пространством культуры, в которое он входит.

Цель образования мы определяем как  создание условий для  становления личности ребенка, её проявления и развития.

Образование мы понимаем как формирование (становление) «образа себя», «образа мира», выбора и «обустройства» своего места в мире. Образование для нас есть единство обучения и воспитания, целью последнего является достижение личностью таких качеств, как стремление к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализация), открытость для восприятия нового опыта, способность к творческому мышлению, к осознанному выбору в разнообразных жизненных ситуациях, адекватность самому себе и окружающему миру природы, людей и вещей, выраженная гражданская позиция.

Субъектами образовательного процесса являются: Ученик, Педагог, Семья.

Ядром образовательного процесса в Гуманитарном центре "Театр" является событие.

Событие позволяет развернуться действию, направленному на получение качественно нового знания для ребенка. Таким образом переносится акцент с результатов учения (знаний, умений, навыков) на процесс «делания знания», на действенное знание. Событие - явление значимое для меня, изменяющее меня. «Событие - процесс, объединяющий на уроке учителя и учеников класса для совместного бытия (со-бытия) в поисках вариантов решения той или иной «экстремальной ситуации» (Ильев В.А.).

Событийность - взаимодействие внешних и внутренних событий, значимых для меня.

Школа - место, где происходит событие образования.

Событийный подход в организации учебного процесса имеет важный социальный аспект. Современный мир отличается особой, спрессованной динамикой событий. И человеку, чтобы выжить и состояться как личности в этой ситуации, необходимо быстро ориентироваться в череде событий, уметь выходить из них и вовлекаться в их течение, уметь самому создавать событие.

Культура (от лат. cultura — возделывание) — это «возделанный мир» для существования личностей, чьи потребности мотивируются уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями; это сфера для осуществления интеллектуальных и социальных потребностей, среди которых прежде всего выделяется стремление к созиданию и общению. Полноценная личность проходит длительное развитие, и в процессе социализации человек взаимодействует со многими людьми; «окультуривание» человека происходит именно в процессе общения.

 

Событие происходит в культуроемкой образовательной среде, характеристиками которой являются:

  • открытость;
  • самоактуализация педагога;
  • использование театральных технологий в образовательном процессе;
  • взаимодействие структур Гимназии с семьей;
  • взаимодействие процессов воспитания и обучения;
  • интеграция основного и дополнительного образования;
  • создание благоприятных условий творческого развития и самореализации личности ребенка.

Открытая культуроемкая образовательная среда позволяет реализовать стратегию социального проектирования и конструирования в системе образования, провозглашаемую ФГОС и обеспечивающую достижение планируемых результатов образования при обеспечении его качества.

Именно созданную в Гимназии открытую культуроемкую образовательную среду мы рассматриваем как условие для формирования творчески мыслящей личности с ответственной гражданской позицией.

 

Основное содержание деятельности по проекту:

1. Разработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих решение задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, реализацию требований ФГОС:  образовательные программы по ступеням образования, локальные акты, инструктивные материалы, приказы, положения, договоры и т.п.

2. Разработка и апробация в ходе реализации проекта научно-методических, учебно - методических и диагностических материалов, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и обеспечивающих высокий уровень качества образования.

3. Разработка и внедрение инновационной модели развития культуроемкой образовательной среды, способной создать условия для формирования творчески мыслящей личности с ответственной гражданской позицией».

4. Включение в образовательный процесс новейших информационно-коммуникативных технологий; активное, инициативное и  результативное участие педагогов Гимназии в сетевых Интернет - сообществах, использование полученного опыта в урочной и внеурочной деятельности.

5. Организация научно-методических семинаров и конференций (в том числе, в Интернете) для педагогической общественности по вопросам создания и развития культуроемкой образовательной среды.

6. Создание открытой системы повышения квалификации педагогов Гимназии и других учебных заведений.

 

Планируемый результат изменений:

- Включение в инновационную деятельность всего коллектива Гимназии, фиксирование вклада в общий результат каждого субъекта образовательного процесса.

- Создание в Гимназии инновационной модели системы динамичного развития культуроемкой образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования творчески мыслящей личности с ответственной гражданской позицией.

- Создание программы мониторинга влияния  инновационной модели на повышение качества образования.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:

 

Объем и уровень публикаций

 

 

Материалы НПК
районного, городского
и регионального уровня

Материалы НПК
Всероссийского и
международного уровня

Статьи
в региональных
изданиях

Итого

2010

1

1

1

3

2011

 

2

1

3

2012

3

 

1

4

 

НПК Всероссийского и международного уровня

 

  1. Международная научно-практическая конференция «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе обучения физике, информатике, математике». Екатеринбург, 6-7 апреля 2010 г.
  2. Международная научно-практическая конференция «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе обучения физике, информатике, математике». Екатеринбург, 4-5 апреля 2011 г.
  3. Победитель Международного конкурса инновационных проектов в области образования «Образовательные инициативы XXI века» в номинации «Школа – Колледж – Университет XXI века». Екатеринбург, 29-30 апреля 2011 г.

 

Участие ИАОУ в конкурсах

 

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

2010

 

 

2011

1. Победа в городском конкурсе «Педагогическая инициатива» - 2011.

2. Лауреат (II место) городского конкурса сайтов - 2011 МОУ.

1. Победа (I место) на Муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» - 2011.

2012

 

1. Звание лауреата (III место) на Региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» - 2012.

2. Звание лауреата (II место) на Муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» - 2012.

 

7. Методическая результативность:

Научно-методический аспект реализации проекта заключается в том, что за 20 с лишним лет своей деятельности Гимназия реализовала массу проектов, объединенных общей идеей: созданием, а потом и развитием культуроемкой образовательной среды.

Это очень важное и принципиальное для Гимназии понятие, влияющее на мировоззрение всех субъектов образовательного процесса.

За годы предыдущих экспериментов было сделано следующее:

- обоснован мотивационно - ресурсный подход к организации инновационной деятельности в Гимназии;

- выявлена сущность научно-методического сопровождения инновационной деятельности Гимназии (сущность научно-методического сопровождения инновационной деятельности заключается: в переводе внешних обратных связей субъектов сопровождения во внутренние обратные связи сопровождаемых; в развитии их рефлексивных умений; в обучении сопровождаемых способам самоконтроля и самооценки деятельности; в чередовании организации самостоятельной проектировочной деятельности и внешней оценки ее хода и результатов; в разработке соответствующих критериев оценки; в осуществлении помощи сопровождаемым при разработке программы инновационной деятельности и оформлении ее продуктов);

- разработано содержание процесса организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности Гимназии (определены целесообразные направления инновационных изменений в деятельности Гимназии; стимулирование педагогов на соответствующую инновационную деятельность; ориентация субъектов сопровождения на эффективное научно-методическое сопровождение; информирование участников инновационной деятельности, обеспечение четкого понимания различными субъектами их задач в связи с организацией инновационной деятельности; анализ результативности и внесение изменений в действующую организацию научно - методического сопровождения инновационной деятельности Гимназии; задействование механизмов распространения продуктов инновационной деятельности общеобразовательных учреждений);

- определены условия, реализация которых обеспечивает эффективность научно - методического сопровождения инновационной деятельности Гимназии (наличие критериев для оценки хода и результатов инновационной деятельности Гимназии сопровождающими и самоконтроля и самооценки сопровождаемыми; реализация научно-методического сопровождения как организации самостоятельной проектировочной деятельности сопровождаемых, чередуемой с внешней оценкой ее хода и результатов сопровождающими; осуществление обучения сопровождаемых способам самоконтроля и самооценки деятельности и ее результатов; обеспечение вариативности форм организации научно-методического сопровождения инновационной деятельности Гимназии);

- выявлены факторы, способствующие повышению эффективности организации научно - методического сопровождения инновационной деятельности Гимназии (наличие официально утвержденной инновационной программы развития образования, задающей целесообразные направления инновационной деятельности Гимназии; преобладание в процессе повышения квалификации интерактивных методов и проектных технологий обучения; направленность аттестации педагогов, администрации Гимназии на выявление рефлексивных умений педагогов и руководителей).

 

Обобщение и распространение инновационного опыта было организовано через участие педагогов Гимназии в областных, городских и районных научно-практических конференциях и семинарах:

- Городской семинар–практикум «Содержание медиаобразования в рамках проекта «Образовательный портал «МЫ». Деятельностный подход в образовании. Проблемы ФГОС». Совместно с МБОУ ДОД  ГДТ «Одаренность и технологии». Екатеринбург, 2011.

- Областные семинары «Курс «Личная безопасность ребенка» как составляющая комплексной безопасности образовательного учреждения».  Асбест, Н. Тагил, Каменск-Уральский, 2010

- Всероссийский семинар координационного центра социальной поддержки молодежи (КЦСПМ) по подготовке летних лагерных смен "Путь твоей безопасности". Выступление «Система личной безопасности ребенка как составляющая культуроемкой образовательной среды МБОУ Гимназия № 205 «Театр». Московская обл., г. Пушкино, 2011

- Областной семинар ИРО и МЧС Свердловской обл. по вопросам комплексной безопасности школ. «Безопасное поведение в социуме». Выступление «Система личной безопасности ребенка как составляющая культуроемкой образовательной среды МБОУ Гимназия № 205 «Театр». Невьянск, 2011

- Областной семинар «Новые подходы к преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях в рамках выполнения государственного задания ГБОУ ДПО СО «ИРО» на 2012 год (совместно со специалистами Управления МЧС и ВДПО). Теоретическое занятие «Изучение правил безопасного поведения как фактор развития личности ребенка в культуроемкой образовательной среде». Первоуральск, 2012 

 

Представление опыта на телевидении:

- ОТВ. «Шестая графа: образование». 19.08.10 (ведущая - Росинская Ирина Ивановна).

- ОТВ. «События». Съемки в гимназии № 205 "Театр" новостного сюжета о преподавании личной безопасности. 13.10.2010

- Запись передачи для «Ямал-ТВ». Личная безопасность ребёнка. 06.04.2011, 19.05.2011

- Эфир программы ОТВ «Прямая линия. Образование» 11.11.2011 Беседа о конкурсе «Учитель года Екатеринбурга – 2011», о курсе «Личная безопасность ребенка» и проекте «Безопасная семья» (составная часть программного наполнения культуроемкой образовательной среды).

 

Представление опыта на уровне Правительственной  Комиссии по делам несовершеннолетних Свердловской области:

- Совместное заседание КДН и Межведомственного координационного совета по профилактике насилия над детьми в Свердловской области. Нижняя Тура, 01.07.2010.

 

8. Социальная результативность

- Проект «Гимназия – социокультурный центр микрорайона». Период: 2011-2015 гг.

Проект предполагает организацию работы Гимназии как социокультурного центра микрорайона Уралмаш. Используя форму социального партнерства, мы расширяем возможности дополнительного образования. Проектная деятельность становится основой взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Работа клубов и мастерских строится на совместных проектах, в которых могут принимать участие все желающие. Проекты имеют созидательный, деятельно-ориентированный характер, с учетом образовательных потребностей учащихся и потребностей окружающего социума.

 

- Проект «Образовательный проект «МЫ». Период: 2011-2013 гг.

Цель: создание портала «МЫ», направленного на  постоянное обновление содержания образования, индивидуализацию спроса и внедрение новых форм взаимодействия с социальным окружением.

 

- Проект Перспективного развития МБОУ Гимназия № 205 «Театр» « ДАР» («Доступность Активного Развития»). Период: 2011 – 2015 гг.

Проект «ДАР» - это модель школы, соединяющая очную и дистантную  формы образования; это модель ОУ, позволяющая посредством интернет-технологий, обеспечить доступность образования, улучшить условия для получения качественного основного и дополнительного образования,  а та же создать условия для самореализации и творческого развития всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.

 

Реализация данных проектов является этапами реализации инновационной программы Гимназии, целью которой является создание инновационных механизмов развития культуроемкой образовательной среды как условия для формирования творчески мыслящей личности с ответственной гражданской позицией.

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.