МБДОУ детский сад «Улыбка» №117

 

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида «Улыбка» №177

620082, город Екатеринбург, улица Трубачева, 74

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011-2016 гг

 

1. Директор МБДОУ  Голубева Оьга Викторовна

2. тел./факс МБДОУ (343)261 – 83 – 38  / (343) 261 – 83 – 38  

сайт:  www. mbdou177.caduk.ru     E-mail: mdou177@e1.ru

3. ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ Голубева Ольга Викторовна

Контактные телефоны куратора проекта , e-mail  (343)261 – 83 – 38,  mdou177@e1.ru

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Экспериментируем. Познаем. Творим.»- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования:

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина,  Н.Б. Шумакова, и др.).
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской  активности и инициативы дошкольника
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления), становление познавательных интересов, развитие продуктивной  и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром. Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Причем cреди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Федеральные государственные требования к основной образовательной программе и личностно-ориентированная модель образования ставят в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями. Одним из ведущих направления развития детей является, как было сказано выше, поисково-экспериментальная  деятельность, которая входит в область «Познание».   Анализ уровня развития интереса детей в МБДОУ к познавательно-экспериментальной деятельности, по результатам диагностики 2011г., показал, что более чем у 50% детей на низком уровне. Вследствие чего страдают такие необходимые качества как наблюдательность, самостоятельность, аккуратность, внимательность. В МБДОУ на протяжении последнего времени сложился коллектив единомышленников, которые имеют знания и опыт работы в данной области. Коллектив имеет наработки в этом направлении, которые позволят распространить и внедрить опыт в другие ДОУ, поэтому работа по данному проекту будет способствовать развитию познавательной активности у детей с помощью экспериментальной деятельности, что является актуальным. 

Противоречие: между потребностью в формировании исследовательской активности старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.   

Проблема: развитие исследовательской активности старших дошкольников в познавательно-экспериментальной  деятельности.

Идея изменения: Если у детей дошкольного развивать интерес к познавательно-экспериментальной деятельности, то будут развиваться предпосылки диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей, проявлению инициативы и сообразительности, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

 

Тема исследования «Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования»

Цель: создание  детской лаборатории для познавательно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста на основе практико-ориентированной деятельности

Объект исследования – процесс становления и развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

Предмет исследования – экспериментирование старших дошкольников с предметами и материалами в условиях детской лаборатории

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в  экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:

  • взрослыми поддерживается  и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда.
  • процесс развития исследовательской активности  строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования; осуществляется нарастание  субъектных проявлений детей в экспериментировании; создаются ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска.
  •  дошкольники активно вовлекаются в  исследовательский поиск решения проблемных  ситуаций в детском саду и в семье, при этом взаимодействие педагогов и родителей строится по принципу взаимной дополняемости и обогащения практики детского экспериментирования.
  •  взаимодействие взрослых и детей разворачивается  как исследовательское объединение (лаборатория), в котором каждый участник проявляет себя в различных ролях (инициирование экспериментирования, продуцирование идей, активное участие, координация, презентация) и создается обстановка «радости общего открытия нового».
  • позиция воспитателя развивается в зависимости от уровня  исследовательской активности ребенка, при этом преобладающими являются функции инициирования детской активности, стимулирования индивидуального выбора, побуждение и поддержка самостоятельных проявлений в экспериментировании.

 

Задачи:

  1. Изучить опыт  дошкольных учреждений  по созданию детских лабораторий в ДОУ
  2. Разработать модель детской опытно-экспериментальной деятельности в условиях лаборатории
  3. Расширение перспектив опытно – экспериментальной деятельности путем включения детей в мыслительные, поисковые, моделирующие, преобразующие действия.
  4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
  5. Повышение роста профессионального мастерства педагогов по вопросам, связанным с опытно-экспериментальной деятельностью дошкольника.
  6. Расширение форм участия родителей в воспитании и образовании дошкольном учреждении.
  7. Провести анализ эффективности представленной системы работы

 

Концептуальные основания деятельности

  1. Качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
  2. Генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
  3. Возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
  4. Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека.
  5. Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.
  6. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев,Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.

 

Основное содержание деятельности  по проекту   

  1. Подготовительный этап:
  • выработка функционального представления о проблеме, концепции и принципах;
  • обсуждение на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания и внедрения проекта на базе ДОУ;
  • создание творческой группы по реализации проекта;
  •  выявление уровня компетентности педагогов по проблеме проекта;
  • выявление уровня компетенции родителей по проблеме проекта;
  • изучение педагогами психолого-педагогической литературы и документов по теме проекта;
  • организация специальной подготовки педагогов к работе в экспериментальном режиме;
  • подбор критериев и проведение первичного мониторинга, анализ полученных данных.
  1. Формирование нормативной базы:
  • разработка и корректировка локальных актов по управлению реализацией проекта (разработка Положения о творческой группе по реализации проекта, внесение изменений в Положение о доплатах и надбавках сотрудникам МДОУ, Положение о мастер-классе);
  • подготовка проекта эксперимента и утверждение его на заседании педагогического совета, согласование на родительском конференции;
  • разработка поэтапного плана проекта;
  • внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;
  • подготовка выступления педагогов на заседаниях педагогического совета, творческой группы МДОУ, в перспективе выход на аудиторию районного и городского уровня;
  • представление проекта на заседании экспертного совета
  • комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта, включая электронные носители и интернет;
  • создание методических служб проекта (мониторинговой, информационно-методической, медико-психолого-педагогической, социально-педагогической);
  • организация работы по созданию методического комплекса проекта (методические рекомендации, рабочие программы, дидактические пособия и т.п.).
  1. Реализация проекта:
  • организация реализации проектом в соответствии с планом каждого этапа;
  • разработка и отбор критериев эффективности педагогической деятельности для проведения мониторинга;
  • проведение мониторинга на каждом этапе эксперимента, включающего в себя исследование морального климата коллектива педагогов, воспитанников, их родителей с целью оказания помощи в коррекции;
  • необходимая корректировка процесса реализации проекта на основе результатов мониторинга;
  • проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий реализации проекта;
  • фиксация состояния ВОП и определение тенденций его изменения;
  • взаимодействие с научным руководителем проекта, специалистами РАО в рамках сетей г инновационной площадки по проблемам реализации проекта.
  • обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;
  • составление письменного отчета для специалистов РАО в рамках инновационной площадки.
  1. Распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях
  • составление текстов докладов к научно-практическим конференциям, семинарам и т.п.;
  • подготовка материалов для публикации в журналах;
  • издание методических пособий по теме проекта, апробированных интегрированных рабочих программ, перспективных планов и т.п.

 

Этапы проекта: 

 Первый этап подготовительный – 2012 год:

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1

Изучение и анализ литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности

Январь 2012 г.

Творческая группа

2

Изучение имеющейся базы для реализации проекта, подбор сотрудников, определение должностных обязанностей и степени вовлеченности в проект

Январь 2012 г. 

Руководители МБДОУ

3

Подбор диагностического инструментария

февраль 2012 г.

педагог - психолог

4

Диагностика уровня интереса к опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

май 2012 г.

педагог - психолог

5

Сбор конкретных фактов, материалов с помощью коллег, родителей.

 

Январь-сентябрь 2012г.

Зам.зав.поУВР, воспитатели, родители

6

Изучение и разработка нормативно-правовой базы

 

Май-август 2012г.

Заведующая, зам.зав.по УВР

7

Изучение новых научных концепций и теорий, педагогических технологий

1 раз в квартал

Творческая группа

8

Включение задач проекта в планы работы МБДОУ, Программу развития МБДОУ, индивидуальные планы участников проекта

Май-август 2012 г.

Зам.зав.по УВР

 

9

Анализ имеющейся  развивающей среды в группах для реализации деятельности проекта

Апрель-май 2012 г.

педагоги-психолог, зам.зав.по УВР, воспитатели

10

Проведение собраний для родителей

с целью ознакомления с деятельностью ДОУ в рамках проекта

сентябрь 2012 г.

 все исполнители   

 проекта

11

Подготовка материала для размещения на сайтах МБДОУ, в соответствии с решаемыми задачами первого этапа проекта

август 2012 г.

зам.зав.по УВР, воспитатели

 

 Второй  этап -  реализация проекта -  2012-2015г.г.

 №

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1

Работа с педагогами МБДОУ по внедрению ФГТ в деятельность ДОУ

октябрь
2012 г.

зам.зав.по УВР, педагог- психолог

2

Организация деятельности

проекта  в ДОУ

еженедельно

все исполнители  

 эксперимента

3

Тематические педсоветы. Обмен опытом педагогов ДОУ на педсовете

1 раз в 2 месяца

, зам.зав.по УВР

педагог - психолог  ДОУ

4

Семинары- практикумы

 

1 раз в квартал

зам.зав.по УВР

5

Составление перспективного плана по работе с педагогами

Сентябрь 2012

зам.зав.по УВР

6

Составление перспективного плана по работе с родителями.

Сентябрь 2012

зам.зав.по УВР

7

Разработка и подбор новых опытов и экспериментов, конспектов занятий

2012 – 2014г.г

Все участники проекта

8

Индивидуальные консультации для воспитателей по организации центров экспериментирования в группах

По мере необходимости в течение 2012 – 2013 года

зам.зав.по УВР

9

Проведение открытых занятий

2013 - 2014 годы (по мере накопления опыта и разработки нового материала).

Воспитатели – участники проекта

10

Проведение тренинговых занятий с педагогами по проведению и организации экспериментальной деятельности дошкольников

в течение учебного года

воспитатели

11

Оформление детской лаборатории

2012 – 2013 учебный год

Все участники проекта

 12

Подбор материала с учетом возрастных особенностей детей, группировка материала и составление общих положений проекта

2012 – 2014 учебный год

Все участники проекта

13

Разработка и апробация комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГТ

2012 – 2015 г.г.

Все участники проекта

14

Проведение родительских собраний, акций, выпуск брошюр, информационных листовок с целью включения родителей в проектную деятельность

один раз в квартал

все исполнители  

 проекта

15

Мониторинг второго этапа  работы 

апрель

2014 г.

все исполнители  

 проекта

 16

Разработка дидактических материалов и методических рекомендаций по сопровождению работы с родителями воспитанников в ходе эксперимента

в течение учебного года

все участники проекта

17

Подготовка материала для обновления сайта МБДОУ, в соответствии с решаемыми задачами второго этапа эксперимента

один раз в месяц

заместитель заведующей по УВР, старшие воспитатели, ответственные по учреждениям за ведение сайта

 Третий этап – Заключительный- 2016 год

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

 1

Обобщение и анализ результатов проекта, формулировка выводов

май 2016 г.

Творческая группа

 2

Оформление отчета и рекомендаций по результатам проекта

май 2016 г.

Творческая группа

 3

Обработка результатов реализации проекта

май 2016 г.

все исполнители  

 проекта

 

 

Планируемый результат изменений:

Функционирующая детская лаборатория, которая позволит не только повысить интерес к поисково-экспериментальной деятельности старших дошкольников, но и разнообразит развивающую среду. А также повысится:

- проявление интереса к природным явлениям, желание активно познавать и действовать с природными объектами, самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности у 85 % детей старшего дошкольного возраста.

- сформированность компетентности в области опытно-экспериментальной деятельности дошкольников у 100 % педагогов

- заинтересованность родителей в вопросах воспитания познавательной активности детей дошкольного возраста до 90 %.

Произойдет повышение уровня методического обеспечения МБДОУ по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста

Научная новизна исследования заключается в том, что: разрабатывается  модель детской опытно-экспериментальной деятельности в  условиях лаборатории, обосновываются педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании; определяется  эффективность  детско-взрослого взаимодействия в развитии исследовательской активности детей.

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ

В МБДОУ детский сад №438 по штатному расписанию -  43 человека, педагогов -20 человек. Включенных   в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ – 20 педагогов

 

8. Социальная результативность: 

Сеть социального  партнерства   АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, КДЦ «На Варшавской», МОУ СОШ № 26, МАУ ДГП № 13, ДСТК «Радуга».

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.