РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБДОУ детский сад «Улыбка» №117
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида «Улыбка» №177
620082, город Екатеринбург, улица Трубачева, 74
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011-2016 гг
1. Директор МБДОУ Голубева Оьга Викторовна
2. тел./факс МБДОУ (343)261 – 83 – 38 / (343) 261 – 83 – 38
сайт: www. mbdou177.caduk.ru E-mail: mdou177@e1.ru
3. ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ Голубева Ольга Викторовна
Контактные телефоны куратора проекта , e-mail (343)261 – 83 – 38, mdou177@e1.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Экспериментируем. Познаем. Творим.»- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования:
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Н.Б. Шумакова, и др.).
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления), становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром. Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Причем cреди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Федеральные государственные требования к основной образовательной программе и личностно-ориентированная модель образования ставят в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями. Одним из ведущих направления развития детей является, как было сказано выше, поисково-экспериментальная деятельность, которая входит в область «Познание». Анализ уровня развития интереса детей в МБДОУ к познавательно-экспериментальной деятельности, по результатам диагностики 2011г., показал, что более чем у 50% детей на низком уровне. Вследствие чего страдают такие необходимые качества как наблюдательность, самостоятельность, аккуратность, внимательность. В МБДОУ на протяжении последнего времени сложился коллектив единомышленников, которые имеют знания и опыт работы в данной области. Коллектив имеет наработки в этом направлении, которые позволят распространить и внедрить опыт в другие ДОУ, поэтому работа по данному проекту будет способствовать развитию познавательной активности у детей с помощью экспериментальной деятельности, что является актуальным.
Противоречие: между потребностью в формировании исследовательской активности старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.
Проблема: развитие исследовательской активности старших дошкольников в познавательно-экспериментальной деятельности.
Идея изменения: Если у детей дошкольного развивать интерес к познавательно-экспериментальной деятельности, то будут развиваться предпосылки диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей, проявлению инициативы и сообразительности, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
Тема исследования «Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования»
Цель: создание детской лаборатории для познавательно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста на основе практико-ориентированной деятельности
Объект исследования – процесс становления и развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.
Предмет исследования – экспериментирование старших дошкольников с предметами и материалами в условиях детской лаборатории
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:
- взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда.
- процесс развития исследовательской активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования; осуществляется нарастание субъектных проявлений детей в экспериментировании; создаются ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска.
- дошкольники активно вовлекаются в исследовательский поиск решения проблемных ситуаций в детском саду и в семье, при этом взаимодействие педагогов и родителей строится по принципу взаимной дополняемости и обогащения практики детского экспериментирования.
- взаимодействие взрослых и детей разворачивается как исследовательское объединение (лаборатория), в котором каждый участник проявляет себя в различных ролях (инициирование экспериментирования, продуцирование идей, активное участие, координация, презентация) и создается обстановка «радости общего открытия нового».
- позиция воспитателя развивается в зависимости от уровня исследовательской активности ребенка, при этом преобладающими являются функции инициирования детской активности, стимулирования индивидуального выбора, побуждение и поддержка самостоятельных проявлений в экспериментировании.
Задачи:
- Изучить опыт дошкольных учреждений по созданию детских лабораторий в ДОУ
- Разработать модель детской опытно-экспериментальной деятельности в условиях лаборатории
- Расширение перспектив опытно – экспериментальной деятельности путем включения детей в мыслительные, поисковые, моделирующие, преобразующие действия.
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
- Повышение роста профессионального мастерства педагогов по вопросам, связанным с опытно-экспериментальной деятельностью дошкольника.
- Расширение форм участия родителей в воспитании и образовании дошкольном учреждении.
- Провести анализ эффективности представленной системы работы
Концептуальные основания деятельности
- Качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
- Генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
- Возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека.
- Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.
- Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев,Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.
Основное содержание деятельности по проекту
- Подготовительный этап:
- выработка функционального представления о проблеме, концепции и принципах;
- обсуждение на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания и внедрения проекта на базе ДОУ;
- создание творческой группы по реализации проекта;
- выявление уровня компетентности педагогов по проблеме проекта;
- выявление уровня компетенции родителей по проблеме проекта;
- изучение педагогами психолого-педагогической литературы и документов по теме проекта;
- организация специальной подготовки педагогов к работе в экспериментальном режиме;
- подбор критериев и проведение первичного мониторинга, анализ полученных данных.
- Формирование нормативной базы:
- разработка и корректировка локальных актов по управлению реализацией проекта (разработка Положения о творческой группе по реализации проекта, внесение изменений в Положение о доплатах и надбавках сотрудникам МДОУ, Положение о мастер-классе);
- подготовка проекта эксперимента и утверждение его на заседании педагогического совета, согласование на родительском конференции;
- разработка поэтапного плана проекта;
- внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;
- подготовка выступления педагогов на заседаниях педагогического совета, творческой группы МДОУ, в перспективе выход на аудиторию районного и городского уровня;
- представление проекта на заседании экспертного совета
- комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта, включая электронные носители и интернет;
- создание методических служб проекта (мониторинговой, информационно-методической, медико-психолого-педагогической, социально-педагогической);
- организация работы по созданию методического комплекса проекта (методические рекомендации, рабочие программы, дидактические пособия и т.п.).
- Реализация проекта:
- организация реализации проектом в соответствии с планом каждого этапа;
- разработка и отбор критериев эффективности педагогической деятельности для проведения мониторинга;
- проведение мониторинга на каждом этапе эксперимента, включающего в себя исследование морального климата коллектива педагогов, воспитанников, их родителей с целью оказания помощи в коррекции;
- необходимая корректировка процесса реализации проекта на основе результатов мониторинга;
- проведение систематических обследований участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий реализации проекта;
- фиксация состояния ВОП и определение тенденций его изменения;
- взаимодействие с научным руководителем проекта, специалистами РАО в рамках сетей г инновационной площадки по проблемам реализации проекта.
- обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;
- составление письменного отчета для специалистов РАО в рамках инновационной площадки.
- Распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях
- составление текстов докладов к научно-практическим конференциям, семинарам и т.п.;
- подготовка материалов для публикации в журналах;
- издание методических пособий по теме проекта, апробированных интегрированных рабочих программ, перспективных планов и т.п.
Этапы проекта:
Первый этап – подготовительный – 2012 год:
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Изучение и анализ литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности |
Январь 2012 г. |
Творческая группа |
2 |
Изучение имеющейся базы для реализации проекта, подбор сотрудников, определение должностных обязанностей и степени вовлеченности в проект |
Январь 2012 г. |
Руководители МБДОУ |
3 |
Подбор диагностического инструментария |
февраль 2012 г. |
педагог - психолог |
4 |
Диагностика уровня интереса к опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников |
май 2012 г. |
педагог - психолог |
5 |
Сбор конкретных фактов, материалов с помощью коллег, родителей.
|
Январь-сентябрь 2012г. |
Зам.зав.поУВР, воспитатели, родители |
6 |
Изучение и разработка нормативно-правовой базы
|
Май-август 2012г. |
Заведующая, зам.зав.по УВР |
7 |
Изучение новых научных концепций и теорий, педагогических технологий |
1 раз в квартал |
Творческая группа |
8 |
Включение задач проекта в планы работы МБДОУ, Программу развития МБДОУ, индивидуальные планы участников проекта |
Май-август 2012 г. |
Зам.зав.по УВР
|
9 |
Анализ имеющейся развивающей среды в группах для реализации деятельности проекта |
Апрель-май 2012 г. |
педагоги-психолог, зам.зав.по УВР, воспитатели |
10 |
Проведение собраний для родителей с целью ознакомления с деятельностью ДОУ в рамках проекта |
сентябрь 2012 г. |
все исполнители проекта |
11 |
Подготовка материала для размещения на сайтах МБДОУ, в соответствии с решаемыми задачами первого этапа проекта |
август 2012 г. |
зам.зав.по УВР, воспитатели |
Второй этап - реализация проекта - 2012-2015г.г.
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Работа с педагогами МБДОУ по внедрению ФГТ в деятельность ДОУ |
октябрь |
зам.зав.по УВР, педагог- психолог |
2 |
Организация деятельности проекта в ДОУ |
еженедельно |
все исполнители эксперимента |
3 |
Тематические педсоветы. Обмен опытом педагогов ДОУ на педсовете |
1 раз в 2 месяца |
, зам.зав.по УВР педагог - психолог ДОУ |
4 |
Семинары- практикумы
|
1 раз в квартал |
зам.зав.по УВР |
5 |
Составление перспективного плана по работе с педагогами |
Сентябрь 2012 |
зам.зав.по УВР |
6 |
Составление перспективного плана по работе с родителями. |
Сентябрь 2012 |
зам.зав.по УВР |
7 |
Разработка и подбор новых опытов и экспериментов, конспектов занятий |
2012 – 2014г.г |
Все участники проекта |
8 |
Индивидуальные консультации для воспитателей по организации центров экспериментирования в группах |
По мере необходимости в течение 2012 – 2013 года |
зам.зав.по УВР |
9 |
Проведение открытых занятий |
2013 - 2014 годы (по мере накопления опыта и разработки нового материала). |
Воспитатели – участники проекта |
10 |
Проведение тренинговых занятий с педагогами по проведению и организации экспериментальной деятельности дошкольников |
в течение учебного года |
воспитатели |
11 |
Оформление детской лаборатории |
2012 – 2013 учебный год |
Все участники проекта |
12 |
Подбор материала с учетом возрастных особенностей детей, группировка материала и составление общих положений проекта |
2012 – 2014 учебный год |
Все участники проекта |
13 |
Разработка и апробация комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГТ |
2012 – 2015 г.г. |
Все участники проекта |
14 |
Проведение родительских собраний, акций, выпуск брошюр, информационных листовок с целью включения родителей в проектную деятельность |
один раз в квартал |
все исполнители проекта |
15 |
Мониторинг второго этапа работы |
апрель 2014 г. |
все исполнители проекта |
16 |
Разработка дидактических материалов и методических рекомендаций по сопровождению работы с родителями воспитанников в ходе эксперимента |
в течение учебного года |
все участники проекта |
17 |
Подготовка материала для обновления сайта МБДОУ, в соответствии с решаемыми задачами второго этапа эксперимента |
один раз в месяц |
заместитель заведующей по УВР, старшие воспитатели, ответственные по учреждениям за ведение сайта |
Третий этап – Заключительный- 2016 год
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Обобщение и анализ результатов проекта, формулировка выводов |
май 2016 г. |
Творческая группа |
2 |
Оформление отчета и рекомендаций по результатам проекта |
май 2016 г. |
Творческая группа |
3 |
Обработка результатов реализации проекта |
май 2016 г. |
все исполнители проекта |
Планируемый результат изменений:
Функционирующая детская лаборатория, которая позволит не только повысить интерес к поисково-экспериментальной деятельности старших дошкольников, но и разнообразит развивающую среду. А также повысится:
- проявление интереса к природным явлениям, желание активно познавать и действовать с природными объектами, самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности у 85 % детей старшего дошкольного возраста.
- сформированность компетентности в области опытно-экспериментальной деятельности дошкольников у 100 % педагогов
- заинтересованность родителей в вопросах воспитания познавательной активности детей дошкольного возраста до 90 %.
Произойдет повышение уровня методического обеспечения МБДОУ по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста
Научная новизна исследования заключается в том, что: разрабатывается модель детской опытно-экспериментальной деятельности в условиях лаборатории, обосновываются педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании; определяется эффективность детско-взрослого взаимодействия в развитии исследовательской активности детей.
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ
В МБДОУ детский сад №438 по штатному расписанию - 43 человека, педагогов -20 человек. Включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 20 педагогов
8. Социальная результативность:
Сеть социального партнерства АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, КДЦ «На Варшавской», МОУ СОШ № 26, МАУ ДГП № 13, ДСТК «Радуга».