МБДОУ детский сад №569

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона 

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида  №569

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности2012 - 2013гг. 

 

1. Заведующая МБДОУ: Ушакова Мария Ивановна.

2. Научные  консультанты: Давыдова Наталья Николаевна.

3. тел./факс МБДОУ:      8 (343)307-04-38; 307-04-41

сайт:    http://569.tvoysadik.ru.    E mail: mdou_569@ mail.ru.

ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ: Гусева Галина Дмитриевна.

Контактные телефоны куратора проекта:  8 (343)307-04-38;  8-908-908-35-91.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ, диплом - регистрационный № 857 (рег. № 232 от 28 апреля 2011 года АПК и ППРО (г.Москва)

5.Тема инновационного педагогического опыта: «Инновационные подходы к организации здоровьеформирующей среды ДОУ в интересах личностного развития ребёнка с нарушением зрения».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1 Качественные характеристики:

Актуальность исследования:

Современные тенденции развития системы дошкольного образования выражены в реализации принципов гуманистической педагогики развития, педагогики сотрудничества, в признании приоритетности личностно-ориентированного стиля педагогического общения, предоставление ребенку самостоятельности, инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре, обеспечивающих развитие собственной активной позиции у ребенка и позволяющих наиболее полно реализовать себя.

В этой связи одним из важных научных направлений исследований в области физического воспитания детей является поиск и обоснование инновационных технологий и методик, основанных на комплексном психолого-педагогическом подходе и физическим воспитанием.

Противоречие:

В современных условиях личность  должна быть активной, со сформированной потребностью и возможностью формировать собственное здоровье. Научиться  этому ребёнок должен с раннего детства. Однако тревогу специалистов вызывает недостаточное развитие у подрастающего поколения направленности и мотивации на здоровый образ жизни.

А исследования медицинских работников, констатируя общее снижение здоровья детей раннего и дошкольного возраста, доказывают, что интенсивные умственные и физические  нагрузки, к которым ребенок еще не готов в полной мере (физически и психически), часто приводят к еще большему снижению защитных сил организма, что проявляется в трудности формирования и быстром угасании условно-рефлекторных связей; сниженной резистентности, трудности социальной адаптации ребенка к окружающим условиям и, как следствие, формированию некоторых патологических состояний.

У детей с нарушением зрения, особенно, ограничение сенсорной чувствительности ребенка в раннем возрасте, или сенсорная депривация (недостаточность слуховых, зрительных и тактильных ощущений) приводит к отставанию в познании и отсутствию интереса к окружающему, снижению активности, вялости, апатичности, в том числе и в общении. И это комплексная проблема.

Система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребёнка и проводит нормирование двигательных качеств и навыков. Чаще всего здоровьесберегающая составляющая ориентируется только на физическое развитие, и это связано с   рядом  проблем:

 

Проблемы:

  • недостаточный уровень владения и использования педагогами активных методов, то есть методов, при которых деятельность самого ребёнка носит  поисково-когнитивный характер;
  • отсутствие в развивающей среде комплекса условий для формирования активной позиции ребёнка,   с личностной и здоровьеформирующей составляющими;
  • несформированность знаний родителей о возрастных  и индивидуальных особенностях  детей и умений и подходов  формировать личностную позицию и активность ребёнка в условиях семьи;
  • отсутствие технологии по развитию ребёнка как субъекта здоровьесозидания.

 

Сложившаяся проблемная ситуация,  является следствием недостаточной разработанности инновационных технологий, при которых существенно меняются содержание и направленность здоровьеформирующего и личностного аспектов, происходит обогащение теоретико-методических положений психолого-педагогической работы.

 

Идея изменения:

При этом особый методологический смысл имеет установка па формирование здоровьеформирующей среды  как комплекса актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям личности ребёнка дошкольного возраста, в том или ином виде  деятельности.

Реальным направлением выхода из существующего кризиса, в котором находится в настоящее время физическое воспитание дошкольников, является применение в педагогической практике здоровьеформирующих технологий.

Здоровьеформирующая среда, как здоровьеформирующая технология,  рассматривается как закономерный комплекс различных развивающих сред:

- психологической,

- двигательной.

Средовые условия жизни и развития ребёнка  требуют создания комплексов, моделирующих развивающее воздействие на растущий организм ребёнка с нарушением зрения: внешняя среда (предметно-двигательная)  и внутренняя (психическая сфера).

Отсюда возникает необходимость создания здоровьеформирующей среды.

 

Тема: Инновационные подходы к организации здоровьеформирующей среды ДОУ в интересах личностного развития ребёнка с нарушением зрения.

Цель исследования – разработать, экспериментально обосновать и внедрить инновационные подходы к проектированию здоровьеформирующей среды ДОУ в интересах личностного развития ребёнка с нарушением зрения.

Объект исследования – проектирование здоровьеформирующей среды ДОУ как процесс модернизации  системы условий.

Предмет исследования – здоровьеформирующая среда ДОУ в интересах личностного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Научная гипотеза. Предполагается, что модернизированная система условий как комплексно-целевой проект существенно улучшит уровень личностного развития ребёнка с нарушением зрения. Личностное развитие невозможно без психического и соматического здоровья ребёнка с нарушением зрения. Успешное внедрение проекта неизбежно приведёт к развитию интегративных  качеств, способностей и расширит  опыт ребёнка с нарушением зрения.

Инновация  проекта в реализации двух составляющих: психологического здоровья и физического развития.  В исследовании сделана попытка объединить две составляющие целостного процесса развития и совместить их со средовым развивающим подходом.

 

Задачи:

  1. Модернизировать систему условий в ДОУ как здоровьеформирующую среду в интересах личностного развития ребёнка дошкольного возраста с нарушением зрения.
  2. Разработать систему индикаторов для определения эффективности модернизированной системы условий.
  3. Способствовать активному вовлечению родителей воспитанников в образовательное пространство ДОУ и привлечению их к сотрудничеству.
  4. Обеспечить  развитие ребёнка дошкольного возраста с нарушением зрения с комплексом сформированных интегративных качеств.

 

Вариативность подходов в воспитании детей дает возможность раскрыть индивидуальность ребенка, учесть образовательные потребности семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствует развитию инициативы и творческого потенциала педагогов.

Интегрированный подход  позволяет добиться обогащения образовательного процесса, направлен на развитие личности ребенка  и является для нашего дошкольного учреждения инновационным, а так же  соответствует принципам «Федеральных государственные требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

 

Концептуальные основания:

Психология здоровья ребёнка.

1. Личность и условия её развития здоровья  (В. М. Бехтерев) Начальное и важное условие правильного развития личности связано с биологической наследственностью.  А также биохимические процессы, которые лежат в основе внутренней организации, находя отражение в особенностях  темперамента, характера.

2. Если физическое развитие организма от природы слабо выражено и ребёнок с раннего возраста уязвим, не обеспечен необходимыми условиями, то процесс полного развития личности, её совершенствования будет задержан.

3.Основы личности закладываются в раннем возрасте и связаны с воспитанием. Правильно поставленное воспитание важно в укреплении физического и психического здоровья.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями и в отклонениями в поведении.

Семья оказывает наибольшее влияние на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребёнка к самому себе и окружающим людям, происходит первичная социализация, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.

Воспитательный потенциал семьи – это её способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребёнка. По мнению специалистов, наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психологический климат семьи, который определяет и опосредует все остальные факторы (Брусиловский, Захаров). Воспитательный микросоциум – часть социальной микросреды (малый круг общения), которая осуществляет направленное и ненаправленное воспитательное воздействие и влияет на формирование личности ребёнка. Семье в воспитательном микросоциуме  принадлежит главная роль.

Деятельностный подход. Дошкольный возраст –  «период первоначального складывания личности» (А.Т.Леонтьев). Существенное изменение претерпевает самосознание (образ Я) как аффективно-когнитивное образование. Опыт индивидуальной деятельности влияет на построение когнитивного отношения ребёнка к себе (знаний о себе), а опыт общения со взрослыми и сверстниками – на формирование аффективного (эмоционального) отношения к себе (Лисина). Уже на третьем году жизни появляется личностное новообразование – «гордость за собственные достижения».

Ядром самосознания является самооценка и связанный с ней уровень притязаний (степень трудности целей, которые дошкольник ставит перед собой). Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям: возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребёнок; самооценка от общей переходит к дифференцированной; возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.

Главное достижение возраста - чёткая, уверенная, в целом положительная самооценка, которая обеспечит готовность ребёнка к обучению в школе.

У старшего дошкольника формируется определённая линия поведения. Ведущими становятся общественные моральные мотивы. Ребёнок может отказаться от интересного для него дела во имя значимого. Возникает соподчинение мотивов. Формируются новые мотивы-игровые, учебные, изменяются мотивы общения со взрослыми. В общении со взрослыми - интерес ко взрослому миру,  желание действовать как взрослый, получить одобрение и сочувствие, оценку и поддержку взрослого.

По отношению к сверстникам развиваются мотивы самоутверждения самолюбия. Особое значение занимают нравственные мотивы, усвоение норм поведения, понимание мотивов своих поступков и поступков других людей.

Центральные новообразования возраста - соподчинение мотивов и самосознание.

Для гармоничного развития необходимо учитывать:

  • Психофизические особенности ребёнка, что даёт возможность реализации врождённых качеств с одновременным развитием приобретённых (знаний, умений, навыков и опыта) и с минимальным психическим и физическим травматизмом.
  • Выделяются сенситивные периоды для формирования определённых черт личности.

Культура здоровья как интегративный критерий детского здоровья.- инновационный подход.

Здоровьеформирующая среда включает в себя:

- процесс формирования и развития психических, физических и биологических способностей человека, социальной активности (В.П.Казначеев);

- полнота приспособления. Адаптационные свойства организма человека являются мерой его способности сохранить нормальную жизнедеятельность в неадекватных условиях среды (И.В.Давыдовский);

- правильное понимание здоровья как многокомпонентного явления зависит от общей культуры и знаний человека. Подчёркивается зависимость здоровья человека от уровня развития  среды: установок, обычаев, качества образования, включающего в себя и воспитание, и обучение и развитие ( Г.С.Никифоров);культура здоровья инициирует детскую активность;

- приобретение личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на обретение физического, психологического и социального благополучия, отсутствие болезней. Как результат - человек как субъект здоровьесозидания с выбранной им стратегией существования – здоровый образ жизни.

Факторы психического здоровья детей:

Рассматриваются в связи с личностным контекстом. Акцент делается на активность и  способности самой личности.

- Адаптивность. Психическая адаптивность – это интегральное свойство личности, характеризующее её стрессоустойчивость, способность противостоять срывам психической адаптации (Н.Л.Коновалова).

- Саморегуляция поведения. Происходит выделение действия из игровой ситуации, проявляется способность к собственному «управлению действием», при этом ощущается чувство собственной активности.

- Личностные особенности. Личность – это, прежде всего, отношения. «То, чего человек стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» (Рубинштейн).

 

Общий уровень психического развития и социально-психологическая компетентность. Уровень психического развития оказывает влияние на различные аспекты психического здоровья. Чем больше знает и умеет ребёнок, чем более сбалансирована его когнитивная система, тем он адаптивнее, тем больше он способен нести ответственность за самостоятельно принятые решения и анализировать свои поступки. Навыки, которыми овладевает ребёнок, повышают его уверенность в себе, делают его более компетентным и приспособленным к жизни. Любой взрослый, научивший ребёнка чему-либо, выступает в роли психотерапевта (В.И.Гарбузов). Ведь для психического здоровья ребёнка необходимы адекватная высокая самооценка и чувство уверенности в себе. Любые умения и навыки – это приобретение или укрепление качеств, способствующих адаптации, а значит психическому благополучию ребёнка, что, в свою очередь, позволяет ребёнку проявлять свою самостоятельность в созидательном направлении, стимулирует его творческую активность.

 

Модернизация системы физического воспитания на основе внедрения личностно ориентированного содержания физической подготовленности, соответствующей образу жизни детей, социально-психологическому и морфофункциональному статусу (В. К. Бальсевич, М. П. Бундаков), а также возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья  дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени, не полностью реализовывался развивающий потенциал оздоровительного характера, физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка.

Двигательные программы, наряду с развитием двигательных качеств и навыков, содействуют развитию психического здоровья и организма ребёнка в целом. Программа будет нацелена на активизацию сенсомоторного развития, оптимального двигательного стереотипа.

Моделирование развивающей предметно - двигательной среды, адекватной сенситивным периодам развития детского организма. 

Полноценное  физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, её чувствительных и двигательных центров, анализаторов.

Все это говорит о том, что каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, тем самым, закладывая основательный базис для следующей ступени развития.

 

Планируемый результат изменений:

Таким образом, реализация проекта нацелена и на телесное (физическое), и на нервно – психическое развитие ребёнка.

При разработке проекта учитывались закономерности развития:

1.особенности воздействия среды на развитие организма;

2.развитие интегративных качеств  как конечный и одновременно промежуточный результат каждого этапа развития как основополагающая цель физического развития;

3.характеристика базовых факторов развития организма, нервной системы как развития процесса «изнутри».

 

В результате:

- педагогическая модель здоровьеформирующей технологии физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения,  имеющая детерминированный характер сопряженного применения подходов психологии здоровья и здоровьеформирующего физического развития, обучения технике  двигательных действий, повышения мотивации к двигательной деятельности;

- комплексный подход в реализации проекта,  позволяющего существенно повысить объем двигательного опыта и успешно формировать физические качества в сочетании с психологией здоровья;

 

Теоретическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования дополняют теорию и методику здоровьеформирующего физического развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения новыми представлениями о возможностях личностного развития  для достижения целей формирования здоровья.

Практическая значимость. Разработанная здоровьеформирующая технология существенно повышает эффективность физического развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения с учётом особенностей психического развития.

Эффективность влияния инновационной здоровьеформирующей технологии должен оказать влияние на процесс социальной адаптивности личности.

 

 Высокая значимость инновационной здоровьеформирующей технологии обусловлена существенным повышением уровня здоровья у детей дошкольного возраста с нарушением зрения  за счёт:

- укрепления психического здоровья детей;

- снижения заболеваемости детей;

- повышения физической подготовленности и развития физических качеств;

- повышения эмоционального состояния и высокого уровня мотивации к двигательной деятельности;

- изменения у детей  отношения к категории «здоровье» в системе ценностных ориентаций;

-повышения уровня компетентности педагогов, родителей по здоровьеформированию.

-  существенного повышения функциональных возможностей организма детей.

 

помочь педагогам в воспитании здорового человека, для которого характерно сочетание стабильного позитивного мироощущения и готовности к позитивной самореализации в условиях конкурентной социальной среды.

 

Модернизированная  система условий в ДОУ  как здоровьеформирующая среда в интересах личностного развития ребёнка дошкольного возраста с нарушением зрения  позволит:

  • на I этапе -  ожидаемый результат. Активизация проблем по обеспечению индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его психофизических особенностей.

Продукт деятельности. Построение индивидуального маршрута развития ребенка – один из способов реализации задач личностного развития и дифференциации образовательного процесса.

  • На II этапе ожидаемый результат. Психологическая готовность к школе ребенка с нарушением зрения. Диагностическая работа педагога-психолога, позволяющая получить данные о развитии у дошкольников предпосылок к учебной деятельности, определить уровень сформированности всех компонентов психологической готовности и выстроить систему дальнейшего психолого-педагогического сопровождения детей к школьному обучению.

Продукт деятельности.  Разработаны и внедрены инновационные подходы к проектированию здоровьеформирующей среды ДОУ в интересах личностного развития ребёнка с нарушением зрения. Определены формы работы с педагогами, родителями.

  • На III этапе ожидаемый результат. Координация педагогом-психологом интегративного взаимодействия субъектов образовательного процесса через управление социальными коммуникациями как внутри организации, так и между организацией и ее средой, проведение оптимально благоприятных для организации коммуникационных процессов (информация, а сам процесс представлять как процесс обмена информацией), формирование и поддержание имиджа и общественного мнения, достижение согласия, сотрудничества и признания.

Продукт деятельности. Определена направленность здоровьеформирующих и личностных аспектов. Сотрудничество и взаимодействие, активное общение и включенность в образовательный процесс всех его участников.  Освоены и внедрены в работу с дошкольниками новые образовательные технологии, направленные на личностное развитие ребёнка с нарушением зрения, его положительных самоощущений. Сформирован комплекс актуализированных ценностей физической культуры, адекватных его интересам, склонностям, потребностям и потенциальным возможностям. Оформлено портфолио дошкольника – личные достижения. Поддержка и развитие дошкольного сайта.

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.