РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
ООО «ЦНИТ»
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
ООО «ЦНИТ»
620017, Свердловская область, Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, д. 4/А-35
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011-2016 гг.
1. Директор ЦНИТ: Волкова Полина Анатольевна
2. Тел./факс ЦНИТ:
3. Сайт: www.cnitural.ru, www.robotural.ru E-mail: volkovapoly@gmail.com, brgalina13@gmail.com surifea@gmail.com
ФИО (полностью) куратора проекта от ЦНИТ: Суриф Елена Альбертовна, к.п.н.
Контактные телефоны куратора проекта: +79122541003, E-mail: surifea@gmail.com,
Научный консультант: Брусницына Галина Григорьевна, директор центра «ОРТ-карьера», кандидат педагогических наук, brgalina13@gmail.com.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Развитие технологического образования школьников средствами робототехники».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Технологическая революция XXI века, связанная с интенсивным развитием и использованием нанотехнологий, робототехники, биотехнологий и других перспективных технологий требует формирование в нашей стране научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях. Именно при изучении образовательной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, изготовления, оценки изделий и технического творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей. Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства.
Образовательная область «Технология», синтезирующая научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Важную роль в этой образовательной области играет самостоятельная проектная деятельность учащихся, способствующая их творческому развитию. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Образовательная область «Технология» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является основной практико–ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Одним из разделов образовательной области «Технология» является «Электронные технологии», при изучении которого учащиеся знакомятся с основами электрорадиотехнологий, автоматики, цифровой электроники, робототехники, высоких технологий (использование ЭВМ в управлении технологическими процессами). Одним из направлений изучения раздела «Электронные технологии» является робототехника. Робототехника — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Направление робототехника имеет большие перспективы развития. Поскольку при изучении основ робототехника необходимо использовать знания ряда общеобразовательных предметов, изучение основ робототехники может проводиться не только в рамках предмета технология, а может быть внедрено в такие учебные предметы как физика, информационные технологии, окружающий мир в начальной школе. То есть со временем нужен системный подход школы к встраиванию робототехники в образовательное пространство школы.
Изучение в школьном курсе раздела «Основы робототехники» будет способствовать развитию у учащихся критического мышления и умения решать практические задачи, кроме того это очевидно привлекательная образовательная среда, вдохновляющая молодых людей к новаторству через науку, технологию, математику, поощряющая думать творчески, анализировать ситуацию, критически мыслить, применять свои навыки для решения проблем реального мира. Изучение основ робототехники возможно, как в рамках дополнительного образования начиная с начальной школы, а также и при организации предпрофильной подготовки (элективные курсы) и профильного обучения в старшей школе.
В то же время в настоящее время имеется противоречие между необходимостью развития творческого потенциала и технологического творчества учащихся в процессе изучения робототехники в школе с одной стороны, и отсутствием соответствующего наполнения подобных программ с другой стороны.
Проблема: разработка модели технологического образования школьников в основном и дополнительном образовании.
Объект – технологическое образование школьников в основном и дополнительном образовании.
Предмет – разработка модели преподавания основ робототехники в основном и дополнительном образовании.
Цель исследования: определить пути и средства развития технологического образования учащихся в процессе изучения основ робототехники в основном и дополнительном образовании
Гипотеза: модель изучения основ робототехники в основном и дополнительном образовании будет эффективной, если создать следующие организационно-педагогические условия:
- На основе проведенного анализа обосновать цели, задачи и функциональные характеристики модели изучения основ робототехники в условиях основного и дополнительного образования;
- Создать сеть экспериментальных площадок с целью апробации модели в различных учреждениях основного и дополнительного образования
- Разработать рекомендации для образовательных учреждений по апробации модели
Задачи:
1. Проанализировать методики занятий по школьной робототехнике в условиях основного и дополнительного образования.
2. Разработать модель школьной робототехники в условиях основного и дополнительного образования.
3. Осуществить экспериментальную проверку разработанной модели.
4. Провести анализ результатов и разработать рекомендации по внедрению данной модели в учреждения основного и дополнительного образования
Идея изменений:
- Изменения в использование новых образовательных технологий
- Использование современных образовательных конструкторов LEGO Education;
- Новая форма построения учебного занятия с преобладанием деятельностно-творческой составляющей;
- Использование сетевого ресурса на базе Wiki для проведения проектной работы;
- Взаимодействие с экспертами – специалистами по робототехнике.
- Изменения в содержании образования
- Знакомство с основами робототехники;
- Приобщение к знаниям о высоких технологиях;
- Формирование условий для ранней профориентации учащихся.
Концепция изменений:
- Освоение основ робототехники в системе школьного или дополнительного образования позволяет:
- Развивать современное технологического образования школьников, используя современные средства обучения;
- Предоставить условия и создать мотивацию для творческого развития учащихся;
- Приобщить учащихся к системе знаний, связанные с высокими технологиями;
- Отработать навыки работы в команде;
- Освоить навыки проектной деятельности;
- Овладеть опытом совместного решения проблем.
Основное содержание деятельности по проекту:
- Создание деятельностно-развивающей среды в образовательном учреждении;
- Разработка системы повышения квалификации педагогов через семинары, мастер-классы, вебинары и курсы повышения квалификации;
- Определение системы мероприятий, направленных на развитие школьной робототехники в Свердловской области и обеспечивающая участие уральских школьников в российских и международных соревнованиях;
- Интеграция основного и дополнительного образования.
Планируемый результат изменений:
- Разработка новых подходов к технологическому образованию школьников;
- Создание учебно-методических и программных разработок по школьной робототехнике;
- Создание профессионального сообщества педагогов, специалистов - робототехников и экспертов в области робототехники, в том числе сетевого сообщества на базе технологии wiki-wiki;
- Выявление учащихся, которые могут войти в резерв инженерно-технического кадрового потенциала для инновационной промышленности Свердловской области.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
2012 |
2 материала |
2013 |
8 материалов |
С 2010 по 2012 годы OOO «ЦНИТ» провел следующую работу:
- Организация образовательного процесса для учащихся г. Екатеринбурга по курсам «Простые машины и механизмы», «Сложные технические устройства», «Перворобот», «РобоЛаб», «Робототехника», общее количество учащихся более 800 человек.
- Организация и проведение следующих мероприятий:
- «Первый шаг в робототехнику» - декабрь, 2011. Общее количество участников – 68 человек.
- Методический семинар для педагогов города и области «РОБОТОТЕХНИКА: ПЕРВЫЕ ШАГИ» - декабрь, 2011.
- Курсы для педагогов «Робототехника на основе LEGO NXT (Robolab)» - январь, июнь, 2012г. Общее количество слушателей – 25 педагогов города и области.
- Курсы для педагогов «Технологии, используемые для создания роботов для участия в соревнованиях» - июнь 2012г. Приняло участие – 9 слушателей из города и области.
- Уральский робототехнический фестиваль – март 2011, 2012гг. Количество участников – 600 человек.
- Екатеринбургский чемпионат по робототехнике среди школьников по правилам WRO (международная робототехническая олимпиада) по трем категориям:
Призеры средней категории
1 место – команда «ЖИДКо, ДТШ «ЛегоКомп»» Кофинг Евгений, Ильиных Данил, тренер Мельников А.В.
Призеры старшей категории:
1 место – команда «Creative» , ДТШ «ЛегоКомп» Тюгаев Игорь, Мельников Влад, тренер Мельников А.В.
2 место – команда «Победитель», ДТШ «ЛегоКомп» Бараковских Илья, Беляев Виталий, тренер Мельников А.В.
- Чемпионат Екатеринбурга по конструированию на базе конструктора «Простые машины и механизмы». Соревнования проходили для начального и продвинутого уровня. Для каждого уровня были предложены два типа заданий: классическое – сборка по карточке и творческое – придумывание своей модели.
Победители в номинации начального уровня:
1 место – Кузнецов Саша, ДТШ «ЛегоКомп», тренер Каменцева Н.С.
2 место – Кузнецов Миша, ДТШ «ЛегоКомп», тренер Каменцева Н.С.
3 место – Рогожин Лев, ДТШ «ЛегоКомп», тренер Каменцева Н.С.
Победители в номинации продвинутый уровень:
1 место – Воробьев Антон, ДТШ «ЛегоКомп», тренер Шевченко О.А.
2 место – Полуйчик Владислав, ДТШ «ЛегоКомп», тренер Шевченко О.А.
3 место – Пономарев Денис, ДТШ «ЛегоКомп», тренер Шевченко О.А.
- Открытый чемпионат Свердловской области по робототехнике.
Соревнования проходили по двум номинациям: Траектория, Кегель – ринг.
Победители в номинации «Траектория»:
1 место – команда «L109.RU» Галембо Егор, Шарипов Роман, Лицей № 109, тренер Томшин П.В.
2 место – команда «Братья» Репченко Виталий, Репченко Александр, ДТШ «ЛегоКомп», тренер Омельченко С.В.
3 место – команда «RobotWest-1» Напарьин Илья, Южанина Наталья, МКОУ ДОД «Красноуфимский районный Дом детского творчества», тренер Хузин Р.И.
Победители в номинации «Кегель Ринг» :
1 место – команда «Асбестовские механики», тренер - Свалова Т.Л.
2 место – команда «Оптимист» Тихонович Андрей, Мороз Алексей, Интеллект, тренер Омельченко С.В.
3 место – команда «Лорды» Смолянкин Паша, Чалый Кирилл ДТШ «ЛегоКомп», тренер Омельченко С.В.
Отборочные соревнования Свердловской области по международным правилам WRO для участия во всероссийском робототехническом турнире (г. Москва) – март 2012г.
ДТШ «ЛегоКомп» приняла участия в этих отборочных соревнованиях. Наши призеры:
В младшей возрастной группе (из 15 команд)
2 место – команда «Киберы» Сабанцев Лев, Харибутов Игорь, тренер Мельников А.В.
В старшей возрастной группе (из 9 команд)
2 место – команда «Creative» Тюгаев Игорь, Мельников Владислав, тренер Мельников А.В.
3 место – команда «Победитель» Бараковских Илья, Беляев Виталий, тренер Мельников А.В.
В творческой категории призерами стали команды:
«Робо Шторм» Ладович Влад, Потапенко Егор, тренер Александров И.Н.
«Позитив» Лощини Иван, Ванягин Илья, тренер Александров И.Н.
- «Робофест» соревнования по международным правилам WRO во всероссийском робототехническом турнире (г. Москва) – апрель 2012г.
- В старшей категории участвовали две команды: «Победитель» (Бараковских И., Беляев В.,), тренер – Шимов И.В. 11 место из 30 команд, «Creative» (Мельников В., Тюгаев И.), тренер – Мельников А.В. 6 место из 30 команд.
- Соревнования FIRST участвовала команда «Пионер». Команда награждена дипломом I степени за лучшее конструктивное исполнение.
- Соревнования Робокот участвовала команда из Красноуфимска, победитель.
- Областные соревнования «Hello, Robot!». Общее количество участников – 65.
Победители в номинации «Биатлон» (младшая группа):
1 место – команда «Игры разума», Клуб РобоКод Чернаков Иван, Иванов Артем, тренер Мельникова Н.В.
2 место – команда «Новаторы», Екароботы Перехватов Максим, Шагин Игорь, тренер Подлесных Е.С.
3 место – команда «Лидер». Екароботы Менухов Валерий, Быстров Максим, тренер Подлесных Е.С.
Победители в номинации «Биатлон» (старшая группа):
1 место – команда «РЭКСКОМ», ДТШ «ЛегоКомп» Железникова Екатерина, Ванеев Дмитрий, тренер Шаврин А.В.
2 место – команда «КПРобот», ДТШ «ЛегоКомп» Кочергин Константин, Полуйчик Владислав, тренер Бушуева П.Р.
3 место – команда «Вектор», Екароботы Шаламов Александр, Шувалов Денис, тренер Подлесных Е.С.
Победители в номинации «Траектория» (младшая группа):
1 место – команда «Еще Робит», МБОУ Лицей № 109 Мясоедов Кирилл, Чугунов Петр, тренер Томшин П.В.
2 место – команда «Звездный десант», Клуб РобоКод Утков Борислав, Яковленко Владимир, тренер Мельникова Н.В.
3 место – команда «Apple», ДТШ «ЛегоКомп» Леванюк Максим, Цыпышев Сергей, тренер Шимов И.В.
Победители в номинации «Траектория» (старшая группа):
1 место – команда «Робит», МБОУ Лицей № 109 Мезенцева Александра, Первушина Анастасия, тренер Томшин П.В.
2 место – команда «Искусственный интеллект», Клуб РобоКод Александров Артем, Копытов Михаил, тренер Мельникова Н.В.
3 место – команда «Косой», ДТШ «ЛегоКомп» Заровецкий Глеб, Нечаев Степан, тренер Свалова Т.Л.
Победители в номинации «Биатлон» (Профи группа):
1 место – команда «wM», ДТШ «ЛегоКомп» Кадук Михаил, Махнев Михаил, тренер Шаврин А.В.
2 место – команда «Черепахи», ДТШ «ЛегоКомп» Нуртдинов Артур, Жайнаков Данил, тренер Шаврин А.В.
3 место – команда «Танкисты», ДТШ «ЛегоКомп» Тарасевич Алексей, Рукавишников Денис, тренер Шаврин А.В.
- Мастер- класс в рамках международной научно – практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», май, 2012 г. 15 человек слушателей.
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
2011 |
«Первый шаг в робототехнику» |
|
2012 |
«Первый шаг в робототехнику» |
Соревнования FIRST; «Робофест» соревнования по международным правилам WRO во всероссийском робототехническом турнире (г. Москва) |
2013 |
«Hello, Robot» Уральский робототехнический фестиваль |
Всероссийский робототехнический фестиваль «Робофест – 2013» Всероссийские соревнования по робототехнике по правилам WRO |
7. Методическая результативность:
Численность педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 50 человек.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2011 |
Курсы для педагогов «Робототехника на основе LEGO NXT (Robolab)» |
|
2012 |
|
Курсы для педагогов «Робототехника на основе LEGO NXT (Robolab)» |
2013 |
|
Курсы для педагогов «Робототехника на основе LEGO NXT (Robolab)» Уральский робототехнический фестиваль Соревнования «Hello, Robot» НПК «Методика преподавания общей робототехнике в основном и дополнительном образовании» |
8. Социальная результативность
Инновационный опыт ИАОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте http://robotural.ru
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, AUFJE DGJ HUGGEПрограмма «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», Министерство спорта, физкультуры и молодежной политики,. ИАШ Свердловской области.