РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №165
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 165
620042, г. Екатеринбург, ул. Индустрии, 51
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011 - 2016 гг.
1. Директор МБДОУ: Кулакова Галина Петровна.
2. тел./факс МБДОУ: 8(343)325-33-03 (08).
сайт: www.165.tvoysadik.ru E-mail: detsad165@rambler.ru.
3. ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ: Степанова Ирина Леонидовна.
Контактные телефоны куратора проекта , e-mail: 8-95019-13-213; horizont_ekat@mail.ru.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО Министерства образования и науки РФ.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Совершенствование системы административного управления учреждением как важное условие эффективности инновационной деятельности ДОУ».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: В последние десятилетия в системе дошкольного образования произошли коренные изменения, серьезно повлиявшие на проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения. За последние годы произошли большие изменения нормативно-правовых, административных, экономических условий, которые позволили проводить модернизацию всех звеньев дошкольного образования. Прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих дошкольным учреждениям обрести своё собственное лицо, найти изюминку в своей работе. Система образования мобильно реагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Привычная до недавнего времени унификация дошкольных образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых технологий. Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования - доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям. Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений и выражающиеся в их переходе на качественно новый этап - режим развития. Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления процессом обучения - это педагогический менеджмент, т.е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества. Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует руководителя на удовлетворение потребностей рынка, постоянное повышение эффективности производства, свободу принятия решений, разработку стратегических целей и программ и их корректировку в зависимости от запросов потребителя. Новые социально-экономические условия ставят образовательное учреждение перед множеством проблем, к решению которых многие руководители не достаточно подготовлены.
Проблема управления образовательным учреждением является одной из самых давних и сложных в теории и практике образования. С утверждением «Национальной доктрины образования Российской Федерации» и нового поколения государственных образовательных стандартов возникла актуальная потребность в создании эффективного инструментария управления инновационным образовательным учреждением как развивающей средой на всех уровнях. Проблематике управления посвящены работы отечественных и зарубежных ученых В.Г.Афанасьева, В.С.Лазарева, М.М.Поташника, П.Друкера, А.Маслоу, Д.Карнеги, К.Роджерса и др. Технологии управления разработаны в трудах В.Комарова, Г.И.Кузнецова, М.В.Кларина и др. Большое количество научных трудов, в которых получили раскрытие отдельные стороны проблемы управления дошкольным образовательным учреждением на современном этапе, не обеспечивают руководителя четким, целостным представлением о сущности и путях реализации управленческой деятельности в условиях перехода к самофинансированию.
Противоречия:
- между сложившейся традиционной субъектно-объектной системой управления и необходимостью изменений взаимоотношений между участниками педагогического менеджмента на уровне субъект-субъектных отношений, обеспечивающих новый характер управления: сотрудничества, партнерства;
- между растущими требованиями к профессиональной деятельности педагогов, работающих в режиме развития в условиях рыночной экономики и недостаточным уровнем их квалификации, соответствующей развивающему обучению личности ребенка.
Проблема: Существующая на данный момент модель управления ДОУ не в полной мере позволяет влиять на эффективность инновационной работы в МБДОУ ДС № 165
Практические потребности в организации деятельности дошкольных образовательных учреждений в условиях самостоятельной финансовой деятельности определили выбор темы исследования «Совершенствование системы административного управления учреждением как важное условие эффективности инновационной деятельности ДОУ»
Объект исследования - процесс управления образовательным учреждением.
Предмет исследования - организация административного управления в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования - определение рациональных путей организации системы управления в деятельности МБДОУ ДС № 165
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность организации управления в дошкольном образовательном учреждении будет максимально успешной, если:
- разработать структурно-функциональную модель организации управления и обосновать интеграцию всех направлений управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
- организационио-педагогические условия организации управления в ДОУ ориентировать на осуществление инновационной деятельности, способствующей оптимизации качества образования;
- разработать собственную стратегию внедрения инновационных форм хозяйственного механизма в условиях рыночной экономики, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие дошкольного учреждения.
- изменения в ДОУ будут предполагать новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;
- процесс изменений будет строиться на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности;
- изменения будут носить системный и целенаправленный характер, являться результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности
В соответствии с объектом и предметом исследования и необходимостью определения эффективных путей административного управления ДОУ решаются следующие задачи:
- Разработать и обосновать структурно-функциональную модель административного управления в МБДОУ ДС № 165
- определить рациональные пути и организационно-педагогические условия организации управления в дошкольном образовательном учреждении как средства оптимизации управленческой деятельности.
- разработать систему контроля результатов инновационной деятельности ДОУ, определить критерии ее эффективности.
- разработать методические рекомендации по изменению системы управления в инновационном ДОУ для руководителей дошкольных образовательных учреждений разного вида
Теоретической и методологической основой исследования являются : фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории управления (К.Я.Вазина, В.П.Беспалько, П.Друкер, М.Мескон); основам внутришкольного управления (Ю.А.Конаржевский, М.М.Поташник, Т.И.Шамова и др.); управлению современным дошкольным образовательным учреждением (Т.П.Колодяжная, А.А.Майер, А.Д.Шатова, С.А.Езопова и др.).
Методы исследования:: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование, беседы, (наблюдения: прямые и косвенные; изучение документации ДОУ
Основное содержание деятельности по проекту:
|
Задача |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Определить и сформулировать инновационную стратегию ДОУ |
|
2011
2011- апрель 2012
апрель-май 2012
май 2012 |
|
Разработать модель воспитательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников |
Реализация Подпроекта 1 «Реализация индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников как условие персонализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ |
май 2012- май 2014 |
2
|
Разработать организационную модель административного управления
|
Реализация Подпроекта 2 Проанализировать действующие должностные инструкции с точки зрения их соответствия специфике инновационной деятельности ДОУ, внести коррективы |
август-сентябрь 2013 |
Проанализировать существующую схему документооборота, связанную с педагогическим процессом: номенклатура, циклограммы деятельности и контроля, отчетность; при необходимости внести коррективы |
октябрь 2013 |
||
Проанализировать систему планирования деятельности ДОУ, определить пути взаимодействия участников планирования (администрация, методическая служба, воспитатели, специалисты, педагоги доп. образования). Определить общие требования к планированию |
сентябрь- октябрь 2013 |
||
Описать структурные компоненты организационной модели применительно к ДОУ |
январь 2014 |
||
3 |
Разработать систему административного управления персоналом |
Реализация Подпроекта 3 «Личностно-ориентированный подход к управлению персоналом» |
январь 2013-декабрь 2016 |
4 |
Разработать систему контроля результатов инновационной деятельности ДОУ, определить критерии ее эффективности
|
Реализация Подпроекта 4 Провести анализ теоретической литературы, изучить практический опыт внедрения различных систем оценки качества инноваций |
январь- февраль 2013 |
|
|
Определить наиболее значимые критерии и процедуру их оценки |
март 2013 |
|
|
Разработать карты и циклограмму контроля результатов инновационной деятельности ДОУ
|
апрель-май 2013 |
|
|
Апробация, коррекция системы контроля. Описание эффективной системы |
сентябрь 2013- декабрь 2016 |
|
Планируемый результат
1). Создание эффективной системы управления ДОУ в условиях перехода в инновационный режим;
2). Включение педагогов и специалистов в экспериментально – инновационную деятельность;
3). Осуществление личностно – ориентированного подхода педагогов и специалистов к воспитанникам ДОУ на основе полученных результатов мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
4). Разработка структурно-функциональной модели организации административного управления в ДОУ, раскрывающая инновационные подходы к управленческой деятельности в новых социально-экономических условиях.
5). Обоснование организационно-педагогических условий эффективного управления развитием дошкольного образовательного учреждения за счет использования эффективных технологий управления дошкольным образовательным учреждением, основанных на принципах самоуправления и соуправления, расширения социального партнерства и внедрения новых форм финансово-экономической деятельности;
6). Создание эффективной системы поддержки инновационной деятельности педагогов ДОУ
7). Создание инструментария оценки деятельности педагогов и специалистов в новых условиях.
Научная новизна исследования заключается в разработке структурно-функциональной модели организации административного управления в ДОУ, раскрывающей инновационные подходы к управленческой деятельности в новых социально-экономических условиях.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2012 |
1 материал |
|
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2012 |
Районный конкурс «Разработка комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ согласно ФГТ» |
|
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ …………………………
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2012 |
-Семинар «Индивидуальный образовательный маршрут и образовательная траектория дошкольника» -Педагогическая мастерская «Организация психолого-педагогических наблюдений в группе» |
|
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности адрес сайта
Сеть социального партнерства – АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ