РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ средняя общеобразовательная школа №117
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 117
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2009 - 2016гг.
1. Директор МБОУ СОШ № 117: Даниленко Светлана Юрьевна.
2. тел./факс МБОУ: 8-(343)-333-50-85.
сайт: http://117.uralschool.ru/ E mail: schoоl_06117@mail.ru
3. ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Даниленко Светлана Юрьевна, Меньшенина Жанна Михайловна.
Контактные телефоны куратора проекта , e-mail: 8-(343)-333-50-85, schoоl_06117@mail.ru.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МБОУ СОШ № 117».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью детей и учащейся молодежи. В настоящее время в отечественной системе образования идет процесс модернизации, переход от знаниевого подхода к компетентностному, в контексте которого образование должно быть ориентировано на результат. В этой связи разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования», основываясь на культурологической концепции теории содержания образования М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Краевского представляют содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный по структуре (но не по объему) человеческой культуре. В контексте названной стратегии содержание образования состоит из четырех основных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных.В данном документе утверждается, что освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности (потенциал) осуществлять сложные культуросообразные виды действия. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе часто называют «компетентностями», рассматривая компетентностный подход как один из инструментов обновления образования. Учитывая главные цели общего образования, структурное представление социального опыта личности и основные виды деятельности учащихся, с позиции нашего исследования представляет интерес компетенция личностного самосовершенствования, названная в перечне ключевых компетенций, предлагаемых А.В. Хуторским в качестве стандартов образования. Компетенция личностного самосовершенствования, по мнению ученого, должна проявляться в усвоении способов физического, нравственного, эмоционального развития, заботе о здоровье, его сохранении и формировании.С позиции компетентностного подхода здоровье есть способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию (В.А. Лищук и Е.В. Мосткова). Ценность такого подхода, прежде всего, в том, что здоровье выступает не как результат влияния внешних условий и сопротивления им, а как проявление внутренней созидательной активности, творчества в процессе жизнедеятельности. Следовательно, здоровье можно рассматривать как целевой ресурс личности, которым можно управлять. У здоровья, как ресурса, должен быть определенный базис. В его роли выступает здоровьесозидающий потенциал. В этой связи одна из главных задач современной школы – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни (ЗОЖ) для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого учащиеся должны осознать и, главное, принять для себя основные принципы ЗОЖ, а это возможно только в результате целенаправленной совместной работы педагогов, родителей и самого ребёнка. Анализ работ последних лет показывает, что большей частью эти исследования ориентированы на традиционные методы оздоровления, а также ведения здорового образа жизни и лишь некоторые исследователи (Н.М. Амосов, Э.Н. Вайнер, В.И. Казаренков, А.З. Рахимов, Л.Г. Татарникова, Л.Ф. Тихомирова и др.) рассматривают отдельные стороны здоровьеориентированного учебно-воспитательного процесса, а именно: саморегуляцию и адаптацию к педагогическим условиям, диагностику уровня здоровья, валеологическую готовность учителя, методы здоровьесозидающего воспитания и др Следует отметить, что в контексте модернизации образования одной из центральных выступает идея здоровьесозидания, которая ориентирует учащихся на конструирование собственного здоровья на основе механизмов личностной самоактуализации и самореализации.
В то же время имеются противоречия между::
- необходимостью в развитии здоровьесбережения в ОУ и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий личностного развития и саморазвития учащихся и педагогов в процессе ведения здорового образа жизни;
- потребностью ОУ в создании здоровьесберегающей образовательной среды и отсутствием эффективных комплексных учебно-воспитательных разработок, обеспечивающих развитие ценностно-смыслового отношения к собственному здоровью у участников образовательного процесса;
Важность целостного рассмотрения проблемы создания здоровьесозидающей среды в ОУ определяют актуальность избранной темы исследования: «Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МБОУ СОШ № 117».
Объект исследования: образовательная среда ОУ .
Предмет исследования: формирование здоровьесозидающей образовательной среды ОУ .
Идея изменения: Эффективная профессиональная деятельность возможна только при условии сформированной профессиональной позиции. Известно, что именно профессиональные риски педагогического труда (коммуникативная перегрузка, сложная модель деятельности, жесткий характер труда, низкая экономическая защищенность и престиж профессии, неблагоприятные условия работы и т. п.) создают профессиональный дистресс и являются основной причиной нарушений здоровья педагога. Поэтому в основе здоровьесозидающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению. Под здоровьесозидающей деятельностью педагога в проекте понимается обобщенная деятельность, связанная как с сохранением и укреплением его собственного здоровья, так и с реализацией моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников. Эта деятельность, соответственно, имеет личностную и профессиональную составляющую.
Цель исследования: построение открытой здоровьесозидающей образовательной среды через организацию системы внутришкольной подготовки педагогического коллектива МБОУ СОШ № 117 к здоровьесозидающей профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование здоровьесозидающей образовательной среды в образовательном учреждении возможно, если:
- построена научно обоснованная модель формирования здоровьесозидающей образовательной среды ОУ;
- обеспечена ориентация образовательного процесса на субъект-субъектную основу взаимодействия учащихся и учителей и формирование у них готовности к здоровьесозидающей деятельности, обусловливающей сохранение, становление и приращение здоровья за счет актуализации их здоровьесозидающего потенциала;
- создана система внутришкольной подготовки педагогического коллектива МБОУ СОШ № 117 к здоровьесозидающей профессиональной деятельности.
- постороение здоровьесозидающей образовательной среды обусловливается системным включением субъектов образовательного процесса в активную здоровьесозидающую деятельность в учебное и во внеучебное время с учетом комплекса психолого-педагогических условий: внедрения в педагогический процесс принципов здоровьесозидающего образования, здоровьесозидающих педагогических технологий, организацию здоровьесозидающего педагогического процесса, скрининга и мониторинга отношения к здоровью субъектов образовательного процесса, включающего валеологическую диагностику состояния здоровья учащихся и учителей и выявление особенностей влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье личности;
Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования определены следующие задачи:
- Повышение готовности педагогов школы к сохранению и укреплению собственного здоровья.
- Разработка модели формирования здоровьесозидающей образовательной среды МБОУ СОШ № 117;
- Реализация здоровьесберегающего потенциала всех участников образовательного процесса через урочную, внеурочную, творческую, проектную и исследовательскую деятельность.
- Обоснование стратегии технологического обеспечения развития и саморазвития учащихся на основе формирования у них здоровьесозидающей личностной позиции.
- Выявление особенностей включения субъектов педагогического процесса (учителей и учащихся) в реализацию здоровьесозидающей функции образования в современной школе.
- Повышение квалификации педагогов в области сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: интегративная методология современного исследования, которая включает контекстный, системно-синергетический, личностно ориентированный, личностно-деятельностный, акмеологический, холистический и здоровьесберегающий подходы к образованию (К.А. Абульханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, А.С. Белкин, Л. фон Берталанфи, В.П. Бранский, А.А. Вербицкий, А.А. Деркач, Г.К. Зайцев, И.А. Зимняя, В.В. Колбанов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Н.М. Полетаева, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, Г. Хакен, И.С. Якиманская и др.); физиолого-гигиенические исследования (М.М. Безруких, В.Д. Еремеева, А.А. Ухтомский, Н.А. Фомин и др.); исследования, посвященные разработке проблемы здоровьесбережения и здоровьесберегающих технологий в образовании (Н.П. Абаскалова, В.А. Вишневский, В.В. Колбанов, Б.А. Куган, Е.А. Леванова, И.В. Пичугина, С.Г. Сериков, Л.Г. Татарникова,и др)
Методы исследования: анализ психологических и педагогических источников; педагогическое наблюдение за различными состояниями «живого» образовательного процесса; анализ, систематизация, обобщение и схематизация наблюдаемых в практике проявлений здоровьесозидающей направленности образования; моделирование представлений о здоровьесозидающей образовательной среде; опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание-рейтинг, обобщение независимых характеристик); праксиометрические (анализ учебных планов, программ изучаемых дисциплин; анализ продуктов деятельности преподавателей и обучающихся); скрининг и мониторинг отношения к здоровью субъектов образовательного процесса.
Основное содержание деятельности по проекту: В МБОУ СОШ № 117 с 2008-2009 уч. года реализуется Комплексно-целевая программа «Здоровье», способствующая созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и формирования у них навыков организации здорового образа жизни как одного из главных путей достижения успеха. Комплексно-целевая программа включает в себя отдельные подпрограммы и проекты:
- Образовательная программа, включающая в себя изучение базовых знаний по разделам:
- «Самопознание» (чувства и ощущения человека, умение регулировать эмоциональное состояние, определение психических и физических возможностей собственного организма);
- «Я и другие» (базовые принципы и практические способы общения);
- Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;
- Питание и здоровье;
- Основы личной безопасности и профилактика травматизма;
- Культура потребления медицинских услуг;
- Предупреждение употребления психоактивных веществ.
- Проект «Движение – жизнь» - с целью развития физической активности всех субъектов образования.
- Проект «Экология и мы», целью которого является изучение влияния окружающей среды на здоровье человека. Проект носит практикоориентированный характер и основывается на исследовательских работах, проведенных обучающимися.
- Проект «Наше питание» нацелен на изучение основных пищевых продуктов, помогает ученикам сделать правильный выбор сочетаемых блюд, формирует культуру питания.
- Авторская программа народно-спортивной игры «Снайпер» (автор учитель высшей категории по физической культуре Конева Ю.С., преподаватель Юсупова О.Ю.). Содержание и представленные в данной программе рекомендации способствуют построению учебно-воспитательного процесса в массовой школе с позиций сохранения и обеспечения здоровья ребенка.
Практикумы и семинары для родителей:
- проводится лекторий для родителей по темам: «Курение и статистика», «Алкоголь – яд и обман», «Наркомания – дело не личное», «Проблема здоровья детей», «Как сохранить здоровье ребенка?», «Режим дня и его значение», «Путь к здоровью, силе, бодрости», «Физкультура и спорт в жизни школьника», «СПИД –реальность или миф», «Наркомания. Что о ней нужно знать?», «Поговорим о гигиене», «Заботливые родители», «Важность оздоровления ребенка», «Возрастные особенности ребенка, проблемы и пути решения»;
- действует школа для родителей «Заботливые родители – здоровые дети».
Планируемый результат изменений:
- для педагогического сообщества:
повышение готовности педагогов МБОУ СОШ № 117 к здоровьесозидающей деятельности, сохранение и укрепление здоровья педагогов;
- для учащихся:
снижение заболеваемости и социальной напряженности; формирование готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;
- для родительской общественности:
повышение готовности родителей к формированию здорового образа жизни семьи, вовлеченности в реализацию идей по здоровьесбережению в школе.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2010 |
|
2 статьи |
|
|
2011 |
|
|
|
1 статья |
2012 |
|
1 статья |
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2010 |
|
Всероссийский конкурс «Инновации в образовании» Проект «Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МОУ СОШ № 117» стал лауреатом в номинации «Лучший инновационный образовательный здоровьесберегающий проект 2010 г.» |
|
2011 |
Городской конкурс «Инновации в образовании – 2010».
|
Участие в городском конкурсе «Инновации в образовании - 2010» Проект «Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МОУ СОШ № 117» стал победителем в номинации «Формирование в ОУ здоровьесберегающей среды, обеспечивающей переход на новый образовательный результат» |
Проект «Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МОУ СОШ № 117» получил грант в размере 100 000 рублей |
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ 40 человек
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2010 |
Практикумы и семинары для родителей: - проводится лекторий для родителей по темам: «Курение и статистика», «Алкоголь – яд и обман», «Наркомания – дело не личное», «Проблема здоровья детей», «Как сохранить здоровье ребенка?», «Режим дня и его значение», «Путь к здоровью, силе, бодрости», «Физкультура и спорт в жизни школьника», «СПИД –реальность или миф», «Наркомания. Что о ней нужно знать?», «Поговорим о гигиене», «Заботливые родители», «Важность оздоровления ребенка», «Возрастные особенности ребенка, проблемы и пути решения»; - действует школа для родителей «Заботливые родители – здоровые дети». |
|
2011 |
Круглые столы и семинары для педагогической общественности: - проведена методическая учеба по темам: «Школа В.Ф. Базарного», «Применение здоровьесберегающих технологий», «Результаты применения здоровьесберегающих технологий», «Как питаются наши дети», «Внедрение школьного стандарта профилактики»; - проведены занятия с практикующим психологом на тему: «Психологическая саморегуляция как способ защиты взаимодействия: учитель-ученик»; - совместно с социальными партнерами УРО РАО, Социальный институт, Центр поддержки детства, «Диалог», «Одаренность и технология», ЦДТ «Галактика» проведены семинары: «Принципы рационального питания», «Профилактика аддиктивного поведения». |
Городской практико ориентированный семинар «Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МБОУ СОШ № 117»
Участие в городском семинаре «Инновационная деятельность Орджоникидзевского района» (выступление О.А. Рогожина « Применение методики профессора В. Базарного на уроках в начальной школе (из опыта работы)», Сердюк В.В. «Из опыта проведения тренингов Советом старшеклассников»)
Участие в XIV межрегиональной специализированной выставке «Образование от А до Я. Карьера» (диплом 3 степени за качественную подготовку презентационных материалов по проблеме здоровьесбережения) |
8. Социальная результативность выражается в:
- Материалы проекта представлены на сайте http//117.uralschool.ru
- широкой сетью социального партнерства которая включает АПК И ПРОО (г.Москва),УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, Социальный институт, Центр поддержки детства «Диалог», «Одаренность и технология», ЦДТ «Галактика», «Диагностический центр», ГПБ № 15, МЧС России.