МБОУ средняя общеобразовательная школа №113

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 113

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2012 - 2016  гг.

 

1. Директор МБОУ: Сулина Лариса Анатольевна.

2. Научные консультанты:

3. Тел./факс МБОУ: (343) 325-26-61.

сайт:  http://sc113.edusite.ru/.                     E mail: mousosh113@list.ru.

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Воробьева Ирина Борисовна.

Контактные телефоны куратора проекта, e-mail: 89030783028, irazav@yandex.ru.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС как средство  воспитания творчески активной личности учащихся».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ. 

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования: В современных условиях каждый человек должен быть конкурентоспособным во всех сферах жизнедеятельности. Это - неизбежное явление развивающегося демократического общества и необходимое условие его прогресса. Под конкурентной способностью мы понимаем не только направленность личности на учет постоянно изменяющихся условий жизни, повышение производительности труда и проявление ее деловых качеств, но и, прежде всего, способности человека работать в режиме поиска. Механизмом реализации этих способностей может выступать творческая активность.

Современным педагогам в условиях введения ФГОС нового поколения  дана возможность самим моделировать и реализовывать воспитательную деятельность, адекватную природе детства, национальным и культурным традициям. В ее основе лежат гуманистические концепции воспитания, построенные на научных знаниях о закономерностях воспитательного процесса. Сегодня на первый план среди разнообразных качеств личности выходят такие, как мобильность, инициативность, фантазия, способность к деловому общению, вариативность мышления. Все эти качества тесно связаны с понятием «активность»: деловая, социальная, творческая и др. Для педагогической науки, занимающейся проблемами становления личности ребенка, очень важно направить его развитие (и корректировать в будущем) по пути выбора положительных мотивов самореализации. В этом случае, говоря о проявлении качеств творчески активной личности, мы подразумеваем процесс их воспитания, так как оно всегда имеет ценностно-мотивационную окраску, четкое целеполагание, представляет собой целенаправленный процесс и требует осознанного обратного действия со стороны воспитанника. Большими возможностями в воспитании творчески активной личности обладает внеклассная деятельность, которая создает условия для различных видов творчества (художественного, интеллектуального, социального), проявления и развития качеств творчески активной личности.

 

Противоречия между:

1. Потребностями общества и российского образования в социальной и творчески активной, конкурентоспособной личности учащихся и отсутствием целостного научного подхода, создающего необходимую теоретико-методологическую базу становления этой личности в системе образования, обеспечивающего эффективную реализацию педагогического процесса по ее воспитанию;

2. Необходимостью оптимизации процесса воспитания творчески активной личности учащихся, характеризующегося качественным разнообразием состава детского коллектива образовательного учреждения и не разработанностью научно-обоснованных педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию и интеграцию участников педагогического процесса в системе воспитания и их адек ватную взаимосвязь в совместной деятельности;

3. Значимостью и возможностями внеклассной деятельности в воспитании учащихся, ведущей ролью педагога в ее организации и неразработанностью потенциала внеклассной деятельности в системе воспитания творчески активной личности и научно обоснованных рекомендаций по ее осуществлению.

 

Выявленные противоречия определили выбор темы исследования

Тема исследования: «Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС как средство  воспитания творчески активной личности учащихся».

Разрабатывая тему исследования и определяя ее актуальность, мы остановились на выборе следующей трактовки понятия «воспитание творчески активной личности» - это специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на развитие личности, готовой и способной к активной творческой самореализации. Основными понятиями исследования выступают: «творческая активность» как характеристика деятельности, и «творчески активная личность» как характеристика личности, «внеклассная деятельность» и «воспитание творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности».

Под воспитанием творчески активной личности во внеклассной деятельности мы подразумеваем придание этой личности ценностно-смысловой и мотивационной направленности (поскольку сама по себе творческая активность ценность нейтральная), где внеклассная деятельность выступает средством воспитания творчески активной личности. Эта деятельность, выступая частью педагогического процесса, является ценностно заданной и предполагает возможность использования в процессе реализации широкого разнообразия методических рекомендаций и накопленного педагогического опыта.

Ведущая идея исследования состоит в том, что воспитание творчески активной личности учащихся осуществляется на базе специально разработанной модели, основной составляющей которой выступает диалектическое взаимодействие и взаимосвязь ее элементов и совместная деятельность основных участников процесса воспитания - педагогов и учащихся, ориентированная на повышение уровня творческой активности учащихся и развитие у них качеств творчески активной личности во внеклассной деятельности.

 

Проблема исследования предполагает поиск ответа на вопрос: Каковы педагогические и организационно-педагогические условия создания системы воспитания творческой активности личности учащихся во внеклассной деятельности?

Объект исследования: воспитание творчески активной личности учащихся.

Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели внеурочной деятельности как средства воспитания творчески активной личности.

 

Гипотеза исследования

Основу гипотезы исследования составил исходный тезис о том, разрабатываемая модель внеурочной деятельности как средства воспитания творчески активной личности будет успешной, если:

  1. разработанная модель позволит выявить особенности воспитания творчески активной личности и расширить представление о возможностях системы воспитания;
  2. разработанные уровни творчески активной личности учащихся и критерии и показатели их оценки, позволят диагностировать состояние  влияния  внеурочной деятельности на воспитание творчески активной личности  и ее динамику;
  3. сущность и содержание разработанных элементов модели позволят рассмотреть их взаимосвязь и взаимообуславливаемость на различных уровнях воспитания творчески активной личности;
  4. разработанная технология деятельности педагогов определит механизм реализации модели;
  5. выявленные педагогические и организационно-педагогические условия будут способствовать эффективному функционированию модели на различных этапах становления личности учащихся и коллектива;
  6. осуществленная на практике совместная целенаправленная деятельность педагога и учащегося будет ориентирована на побуждение учащихся к выбору и использованию способов, форм, состояний собственной активности, адекватно обеспечивающих ее социальное и творческое развитие, потребностей в самореализации.

 

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в исследовании решаются следующие задачи:

  1. На основе анализа философской, педагогической, психологической литературы раскрыть сущность и содержание основных категориальных понятий исследования: «творческая активность», «творческая активная личность», «воспитание творчески активной личности во внеклассной деятельности».
  2. Разработать модель, отражающую функционирование системы воспитания творчески активной личности учащихся,  применительно к  условиям МБОУ СОШ № 113.
  3. Разработать технологию деятельности педагогов по воспитанию творчески активной личности учащихся.
  4. Выявить педагогические и организационно-педагогические условия воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности в условиях ФГОС нового поколения.

 

Теоретическую основу  исследования составили:

Аксиологический подход, определяющий воспита ние как социально-целостный комплекс взглядов, убеждений, идеалов человека (Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов, и др.); системный подход (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, В.В. Краевский и др.),  синергетический подход, обеспечивающий видение объектов, явлений и процессов, их порождающих в единстве, в обуславливающих друг друга и взаимодействующих связях (Н.В. Бордовская, СВ. Кульневич и др.); субъектно-деятельностный подход, раскрывающий сущность личности и определяющий ее деятельностную роль в процессе воспитания (К.А. Абульханова-Славская, Н.М. Борытко, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.); личностно-ориентированный подход, раскрывающий психолого-педагогические механизмы личностного развития воспитанников (СВ. Кульневич, В.В. Сериков, Е.С Полат и др.); теория деятельности (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.); психолого-педагогические теории форми­рования творчески активной личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн,); концепту-альные идеи и основы педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.); социально-педагогические концепции, определяющие и характе ризующие социальную роль воспитания (С.К. Бондырева, В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, И.П. Смирнов и др.); теория воспитательных систем и концепция воспитательного пространства (И.А. Зимняя, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, Ю.П. Сокольников, и др.); культурологический подход, позволяющий увидеть объективную и субъективную значимость педагога в процессе исторического и куль турного становления творческой личности (А.Г. Асмолов, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, В.Д. Шадриков и др.). 

 

Методы исследования:

  1. Методы теоретического исследования: анализ философской, методологической, психологической, педагогической литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный и обобщающий анализ, метод моделирования и проектирования.
  2. Методы эмпирического исследования: изучение и обобщение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа по обобщению и систематизации полученных данных; педагогический эксперимент; анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование, контент-анализ;
  3. Методы статистической обработки информации.

 

Содержание деятельности.

Модель организации внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов структурирована в соответствии с материалами сетевой городской экспериментальной площадки по разработке и апробации содержательных моделей организации воспитательного процесса.

В течение 2007-2009 гг. педагогический коллектив МОУ СОШ №113 работал над проектом «Развитие системы дополнительного образования как условие самоопределения обучающихся в общеобразовательной школе».

Целью опытно-экспериментальной работы стали проектирование, апробация и трансляция в образовательное пространство города оптимальной модели организации системы дополнительного образования детей, способствующей самоопределению обучающихся в общеобразовательной школе.

Разработанная нами модель внеклассной работы опирается на методологию системного подхода. В основе модели лежит идея интеграции. При этом и в целом дополнительное образование, и его элементы (отдельные программы, разделы программ) образует различные связи с воспитательной работой  и предметами базисного учебного плана.

Она включает три круга:

  • Микро-круг. ДОП определённой направленности как методическое обеспечение долгосрочного (2-9 лет) образовательного процесса группы детей, состав которой определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, способности. Это творческие, прикладные объединения ДО (кружки, студии), спортивные секции и т.д.
  • Мезо-круг. ДОП, разделы программ, обеспечивающие качественное проведение мероприятий согласно плану воспитательной работы и рассчитанные на определённые возрастные группы учащихся. Такие по содержанию программы могут служить для удовлетворения потребностей, обусловленных актуальной ситуацией жизнедеятельности – эпизодический интерес, стремление принадлежать группе значимых сверстников, обрести новых друзей и т.п.
  • Макро-круг. ДОП, охватывающие всех обучающихся начальной, основной и средней школы.

За отчетный период были разработаны программы дополнительного образования различных видов (по времени реализации, по образовательным целям – ознакомительные и углубленные и т.д.), для разных возрастных групп.

Подготовлен пакет документов для тиражирования положительного педагогического опыта (воспитательных проектов), издан сборник дополнительных образовательных программ (практическое пособие) «Развитие системы дополнительного образования как условие самоопределения обучающихся в общеобразовательном учреждении». За подготовку и редактирование сборника присвоено звание Лауреата Всероссийской выставки «Золотой фонд отечественной науки», проводимой Российской Академией Естествознания, в номинации «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли». (который мы предлагаем вашему вниманию)

В апреле 2011 года МБОУ СОШ № 113 стала членом сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.

 

Данная идея легла в основу модели внеурочной занятости.

Основные направления внеурочной деятельности:

  1. Гражданско-патриотическое

Формирует ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации;  к старшему поколению; элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны.

  1. Спортивно-оздоровительное

Формирует Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

  1. Художественно-эстетическое

Формирует первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

  1. Нравственно-этическое

Формирует начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  1. Научно-познавательное

ориентировано на развитие творческой личности и предполагает повышение мотивации к познавательной деятельности, формирование первичных умений самостоятельной исследовательской деятельности, развитие личностных качеств ребенка, адекватной жизненной позиции, способности к самопознанию и творчеству, расширение  знаний и представлений об окружающем мире.

 

Исходя из задач каждого направления, внеурочная деятельность осуществляется через следующие модули:

  1. Традиционные мероприятия школы
  2. Мероприятия по плану классного руководителя
  3. Дополнительное образование


 

 

Описание модуля

Формы

Кадровое обеспечение

«Традиционные мероприятия школы»

Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы

Традиционные мероприятия по плану воспитательной работы школы.

Проведение спортивных мероприятий по плану школы: дни здоровья, внутришкольные спортивные соревнования, весёлые старты.

Проект «Азбука деда Правоведа»

Зам. директора по ВР

Ст. вожатая

Классные руководители

Учитель физической культуры

11А класс (реализация социального проекта «Я – первоклассник»)

6 «Б» класс (реализация социального проекта «Веселые переменки»)

Зам. директора по правовому воспитанию

«Мероприятия по плану классного руководителя»

Погружение в коллективные творческие дела осуществляется в соответствии с планом классного руководителя

Тематические классные часы (подготовка и проведение).

Экскурсии в музей, библиотеки города.

Посещение культурно-развлекательных заведений города (театры, кинотеатры, цирк и т.п.)

Организация походов. Проведение бесед на нравственно-этические темы, по охране здоровья и т.п.

Классные руководители

 

«Дополнительное образование»

Содержание дополнительных образовательных программ предлагается учащимся и родителям для избирательного освоения

Дополнительное образование МБОУ СОШ № 113:

  • Программа «Приглашение на бал»
  • Образцовый хореографический ансамбль "Капитошки"
  • Театр моды "Комплимент"
  • Кружок "Умельцы-художники"

Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 113

 

Основное содержание деятельности  по проекту:

Планируемый результат изменений:

 

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2008

1

1

 

 

2009

 

 

 

 

2010

 

 

1

 

2011

 

 

 

 

2012

 

 

 

 

    

Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2008

 

 

2009

 

 

2010

 

 

2011

 

 

2012

 

 

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2008

 

 

 

2009

 

 

 

2010

 

1

 

2011

 

 

 

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ - 52 человека, педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  - 12 человек

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.). 

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

2

3

2009

 

 

2010

 

 

2011

 

 

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов) 

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности ( (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ) 

Сеть социального  партнерства 

       

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.