РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ детский сад №134
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное (автономное) общеобразовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 134
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011 - 2016гг.
1. Директор МБОУ (МАОУ): Рыбакова Татьяна Геннадьевна.
2. тел./факс МБОУ: 320-04-98; 320-05-28.
сайт: нет E mail: 134@mdou-ekb.ru
3. ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ
Контактные телефоны куратора проекта , e-mail:
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Реализация ФГТ как условие модернизации системы здоровьесбережения и обеспечения социально-личностного благополучия детей дошкольного возраста».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: Реформирование отечественного образования на современном этапе определяется целями его модернизации, которая направлена на гуманизацию, демократизацию и обеспечение современного качества образования, отвечающего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуре, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Гуманизация, реализуемая в личностно ориентированной модели образования, обеспечивается применением принципов гуманистической философии, психологии и педагогики, важнейшим из которых являются признание самоценности каждого возрастного периода жизни, уважение к личности ребенка, создание условий для его развития и саморазвития. С этих позиций ребенок становится полноправным субъектом педагогического процесса, что принципиально меняет характер взаимосвязей и взаимодействия всех его участников. На социально-педагогическом уровне актуальность определяется несоответствием между общественной потребностью в эффективном развитии двигательной активности детей и педагогическими возможностями дошкольного образования. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются укрепление физического и психического здоровья детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного их развития; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. №666).
Проблема исследования заключается в поиске и выборе педагогических возможностей развития здоровьесберегающего образовательного пространства МДОУ и дальнейшей его трансформации в оздоравливающее в условиях введения ФГТ. Основой решения этой проблемы является мобилизация внутренних резервов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности МДОУ, что и определило тему исследования: «Реализация ФГТ как условие модернизации системы здоровьесбережения и Реализация ФГТ как условие модернизации системы здоровьесбережения и обеспечения социально-личностного благополучия детей дошкольного возраста
Цель исследования: выявить и обосновать системообразующие факторы развития здоровьесберегающего образовательного пространства МДОУ и обеспечения социально-личностного благополучия детей дошкольного возраста.
Объект исследования - здоровьесберегающее образовательное пространство дошкольных учреждений.
Предмет исследования - процесс развития здоровьесберегающего образовательного пространства, направленный на обеспечение социально-личностного благополучия детей дошкольного возраста и реализацию физкультурно-оздоровительной функции МДОУ.
Гипотеза исследования:
- мы полагаем, что достичь эффективности организационно-педагогических воздействий в укреплении здоровья и повышении физических кондиций ребенка-дошкольника в условиях введения ФГТ возможно в специально организованном здоровьесберегающем образовательном пространстве, которое рассматривается нами как часть педагогически осмысленной действительности, интегрирующей в себе потенциал учреждений образования, социокультурной сферы, семьи, ребенка, а также системы взаимодействий, направленных на повышение его физкультурно-оздоровительных возможностей;
- системообразующим фактором развития здоровьесберегающего образовательного пространства может быть проектирование деятельности МДОУ на основе научно обоснованного комплекса моделей, в составе которого - модель целостного подхода к развитию здоровьесберегающего образовательного пространства и модель обеспечения социально-личностного благополучия детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГТ
- степень развития и продуктивность здоровьесберегающего образовательного пространства, по всей вероятности, определяются полнотой реализации физкультурно-оздоровительной функции, что подтверждается стабилизацией или улучшением показателей психического, социального и физического здоровья детей, уровнем их физического развития и физической подготовленности, системностью проектирования педагогической деятельности, направленной на повышение качества здоровья и образования, а также наличием связей развития в социокультурной сфере;
Задачи исследования:
- Выявить состояние проблемы «образование и здоровье» в условиях введения ФГ, определить теоретико-методологические основы формирования и развития здоровьесберегающего образовательного пространства МДОУ его сущность, качественные характеристики, структурные компоненты, факторы и социально-педагогические механизмы развития.
- Разработать, обосновать и внедрить в работы МДОУ комплекс моделей и программно-методическое сопровождение целостного развития здоровьесберегающего образовательного пространства.
- Внедрить в образовательный процесс ДОУ комплекс инновационных проектов, обеспечивающих реализацию направлений физического и социально-личностного развития детей
- Организовать комплексную организацию мониторингового исследования образовательного процесса и системы управления МБДОУ.
- Повысить профессионально-личностную квалификацию педагогов, позволяющей им осуществлять педагогическую деятельность по достижению цели МБДОУ.
- Сформировать банк образовательных программ, направленных на развитие различного рода способностей дошкольников, в том числе и их здоровья.
- Укрепить материально-техническую базу МБДОУ при привлечении различных источников финансирования для обеспечения выбранных образовательных программ.
- Скорректировать систему управления МБДОУ в соответствии с целями его развития и вводимыми изменениями в образовательный процесс.
- Определить пути и направления взаимодействия МБДОУ с родительской общественностью, общественными, государственными, научными, образовательными и другими организациями
Концептуальные основания деятельности: Исходя из позиции единства духовного, физического и социального здоровья, мы считаем, что главное в здоровьесберегающей практике - погружение ребенка в особо организованное жизненное пространство, формирующее привычки здорового поведения, обеспечивающее комфортность пребывания ребенка в детском саду, семье, дворе и т.д., а также развитие деятельности, направленной на формирование и реализацию потребности в движении, которая изначально не дана, а только задана природой. Физическая культура дошкольников рассматривается в исследовании как условие оптимизации их социального, психического и физического здоровья, поэтому весьма актуальна связь физкультурно-оздоровительной и общесоциальной проблематики, которая представлена в комплексе моделей, организацонно-технологических блоках здоровьесберегающей деятельности, инновационных игровых программах и технологиях физического воспитания. Выявление сущности, механизмов и факторов развития здоровьесберегающего образовательного пространства способствует реализации интегрированного подхода к здоровью дошкольников на индивидуально-личностном уровне и уровне взаимодействия дошкольного учреждения и социума.
Методологическую основу исследования составляют антропологический, аксиологический, деятельностный, интегративный, личностно ориентированный, системный, культурологический подходы к здоровье-сбережению в образовании.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения о личностном подходе (J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Е.В. Бондаревская и др.), основы индивидуально-дифференцированного подхода в процессе двигательной деятельности (E.H. Вавилова, М.А. Рунова, В.Н. Шебеко и др.) , о сущности подходов (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, Е.Ю.Никитина и др.); положения о закономерностях и периодах развития личности и самоценности детства (JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, A.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн Л.В. Трубайчук и др.); роль и место педагога в организации педагогической деятельности (В.Н. Белкина, Ю.К. Бабанский, Н.Д. Ватутина, М.М. Поташник и т.д.); развитие физических способностей (И.М. Бутин, В.С.Быков, Б.Н. Вавилова, Г. Доман, H.H. Ермак, Е.А. Земсков, A.B. Кенеман, М.Н.Кузнецова, H.H. Кожухова и др.); оздоровительная работа в дошкольных учреждениях (Т.Н. Доронова, Ю.А. Ермолаев, H.H. Ефименко, Б.Б. Егоров, О.И. Козак, Г.В. Каштанова, B.Т. Кудрявцев, Л.И. Пономарева, З.И. Тюмасева и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретических (анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы), эмпирических (наблюдение, опрос, беседа, оценивание), м, аналитических (анкетирование, тестирование, беседы с родителями, социальными и медицинскими работниками).
Основное содержание деятельности по проекту:
Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ в условиях внедрения ФГТ
Планируемый результат изменений:
Результат изменений на I этапе:
- Создано материально-техническое обеспечение проекта;
- Создано кадровое обеспечение проекта;
- Создано правовое обеспечение проекта;
- Создано методическое обеспечение проекта;
- Разработана система мониторинга личностных изменений субъектов образовательного процесса.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
|
|
|
|
2009 |
|
|
|
|
2010 |
XVI городские Педагогические чтения: «Здоровьесберегающая образовательная среда ДОУ как фактор обеспечения социальной успешности ребенка дошкольного возраста», «Плаваем, играя!»
|
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2008 |
|
|
Конкурс среди дошкольных образовательных учреждений, внедряющих здоровьесберегающие образовательные программы, на получение гранта Правительства Свердловской области (диплом победителя, благодарственное письмо Управления образования Администрации г. Екатеринбурга) |
2009 |
|
|
|
2010 |
VII межрегиональная выставка «Мать и дитя» (диплом Iстепени администрации г. Екатеринбурга в номинации «Образование» «Мир ребенка: ступени развития») |
|
|
2011 |
|
|
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 6 человек
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
Мастер – класс для воспитателей Орджоникидзевского района «Воспитание детей на социокультурном опыте» |
Презентация победителя национального проекта на вручение гранта Правительства Свердловской области среди дошкольных образовательных учреждений, внедряющих здоровьесберегающих программы |
2009 |
|
|
2010 |
Мастер – класс для инструкторов по физической культуре по танцевально – игровой гимнастике «Са – Фи – Дансе» |
|
2011 |
|
|
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности ( (адрес сайта, выпуск сборников материалов по теме работы ОУ)……………………..
Сеть социального партнерства АПК и ПРО, УрО РАО, РГППУ