РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ Лицей №100
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 100 г. Екатеринбург
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2009 - 2016 гг.
1. Директор МБОУ: Удинцева Евгения Яковлевна.
2. Научные консультанты: Давыдова Наталья Николаевна, к.т.н.; доцент начальник отдела НИП УрО РАО Свердловская обл. г. Екатеринбург.
3. Тел./факс МБОУ: 8(343)320-62-60.
сайт: www.lyceum100.ru E mail: 100direktor@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Смирных Ольга Владимировна.
Контактные телефоны куратора проекта, e-mail: 8(343)320-62-59 ovsmirnyh@mail.ru.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Управление формированием универсальных учебных действий».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования:
В настоящее время разработаны государственные стандарты общего образования второго поколения. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (далее УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Педагогические исследования (анализ результатов уровня усвоения учебного материала, уровня интеллектуального развития школьников, уровня развития ОУУН учащихся 5-9 классов, социального заказа родителей), проведенные в лицее в 2008-2009 учебном году, сигнализировали о необходимости активизации деятельности педагогического коллектива по обеспечению условий для максимального раскрытия познавательного потенциала лицеистов соразмерно способностям и возможностям учащихся, условий, способствующих социализации личности учащихся. Как следствие этого, большое значение имеет подготовка педагогического коллектива к диагностике и формированию УУД школьников. Поэтому необходимо научно-обоснованное управление формированием УУД учащихся.
Противоречия:
На основании изучения опыта работы лицея, анализа научной, психолого-педагогической литературы выявлены и сформулированы противоречиями между:
а) декларированием деятельностного подхода в образовании школьников и преобладанием “ЗУНовского” обучения, единообразием методов и форм преподавания;
б) необходимостью включения учащихся в процесс непрерывного образования, самостоятельного добывания знания, где общеучебные умения являются “инструментом” овладения любого учебного материала, и слабой технологической готовностью учителя к реализации данного направления;
г) требованиями ФГОС второго поколения к результатам образования и стихийной, бессистемной работой учителей по достижению метапредметных результатов.
Проблема:
Проблема проекта, заключается в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий управления формированием УУД учащихся общеобразовательной школы повышенного статуса, подготовки педагогического коллектива лицея к осуществлению образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Идея изменения:
Управление формированием УУД учащихся будет эффективным если:
- разработана модель управления формированием УУД учащихся, состоящая из цели, задач, принципов и функций;
- проект управления формированием УУД включает совокупность информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной функций управления.
Основой обеспечения положительного эффекта является программа формирования УУД. УУД должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в рамках всех учебных дисциплин. В связи с тем, что сформированность УУД – это результат усилий всего педагогического коллектива, настоятельно требуется координация взаимодействия всех преподавателей. Педагоги должны использовать единые подходы к классификации, составу УУД и методикам их формирования. Использование разработанного подхода к формированию УУД позволяет систематизировать работу по базовым или актуальным направлениям. Положительный эффект по формированию, развитию и закреплению УУД достигается посредством создания ситуации единства времени, места и многократности повторения однородных видов деятельности.
Тема исследования: Управление формированием универсальных учебных действий.
Цель:
Стратегическая цель: Подготовка образовательного учреждения к переходу на новый режим функционирования и развития основной ступени обучения, к внедрению в практику лицея образовательного стандарта второго поколения: формирование у учащихся УУД, определяющих основу развития генеральных способностей человека - умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас и национальностей.
Тактические цели проекта:
- уточнить сущность процесса формирования УУД у учеников на уровнях начальной и основной школы, как подход к новому качеству образования;
- разработать программы и проекты, направленные на изменение в организации (управленческие решения), структуре и содержание образовательной деятельности в условиях реализации этапов перехода образовательного учреждения на новые стандарты второго поколения;
разработать модель и программу управления формированием УУД учащихся общеобразовательной школы повышенного статуса.
Задачи:
- на основе анализа теории и практики формирования УУД школьников выявить сущность управления деятельностью учителей по формированию названных действий;
- определить оптимальные, желательные и пролонгированные ресурсные возможности для формирования УУД обучающихся 5 – 9 классов;
- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели и программы управления формированием УУД учащихся;
- подготовить программно-дидактическое обеспечение управления формированием УУД учащихся;
разработать адекватную систему экспертного анализа осуществляемых изменений в учебно-образовательном процессе на всех этапах их реализации.
Концептуальные основания деятельности:
Теоретико-методологической основой разработки проекта служит системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. В данной школе наиболее полно на сегодняшний день раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.
Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Концепция УУД рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.
Таким образом, Проект формирования универсальных учебных действий основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
К наиболее значимым методологическим положениям мы относим: необходимость изучения педагогических явлений в их развитии и изменении; изучение педагогической системы как целостного образования; единство логического и исторического; комплексное использование методов исследования; педагогическую эффективность поисков, внедряемость результатов в практику.
Наши проектные материалы в значительной степени опираются на следующие современные теории: внутришкольного управления (Ю.А.Конаржевский, В.С,Лазарев, М.М.Поташник, Т.И.Шамова и др.); психологии личности (В.В.Давыдов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Э.Шпрангер, К.Юнг и др.); структурно-системного подхода (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков и др.); формирования личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.Н.Нечаев, А.Е.Одинцова, А.И.Щербаков, и др.).
Большое значение для нашей работы имеют исследования, посвященные формированию содержания образования, путям и средствам развития интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин, А.В.Усова, П.И.Чернецов и др.).
Основное содержание деятельности по проекту:
- разработка и апробация образовательной программы по формированию УУД;
- разработка и внедрение сопровождающих курсов, спецкурсов, носящих надпредметный (метапредметный) характер;
- разработка и реализация системы мониторинга результатов реализации проекта;
- внедрение интерактивных технологий, технологий проектного обучения, педагогики сотрудничества в общеобразовательную практику;
- внедрение различных методов оценки знаний и достижений учащихся, совершенствование системы управления общеобразовательным учреждением.
Планируемый результат изменений:
- Рост качества обучения учащихся 5 – 9 классов с 36% до 40%
- Рост удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество на 10 – 15%.
- Наличие рекомендаций и учебных заданий для учащихся, направленных на формирование УУД.
- Наличие дидактический комплекс формирования универсальных учебных действий, включающий в себя:
- методика для изучения уровня УУД;
- программы формирования УУД с методическими указаниями;
- программно-методические нормы формирования и развития УУД (рекомендации для преподавателей по организации спецкурсов по формированию УУД и обучения в рамках предметов);
- нормы оценок УУД.
- Обученность учителей, проведение специальной психолого-педагогической подготовки в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки педагогов (проведение 4 семинаров для педагогов района, города).
- Развитие общественного характера управления за счет совместной деятельности учителей, родителей и учащихся по реализации проекта. Рост доли активного участия родителей в работе Совета лицея на 10%.
- Разработка и использование диагностик по отслеживанию и анализу результатов управленческой деятельности по реализации проекта.
- Рост удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в ОУ на 10%.
- Готовность нормативно-правовой базы ОУ к переходу на новые стандарты.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2010 |
Региональная НПК «Наука образованию: поддержка инновационных процессов и профессионального партнерства»: тезисы - 3 |
|
Сборник «Развитие содержания гуманитарно-художественного образования в условиях перехода к новому поколению ФГОС»: Статьи - 3 |
Научно – методическое пособие «От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям» - 28 статей |
2011 |
XVII городские педагогические чтения «Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга»: Тезисы - 3
|
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. г. Ижевск, 2011 год Тезисы - 1 |
|
|
2012 |
«Панорама методических достижений Екатеринбурга»: Статьи - 3
|
II Междун. Конфер. «Экологический туризм: пути становления и перспективы развития». Тамбов статья - 1 - Международная НПК «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития» статья - 1 I междун. заочной конф. Воспитательная деятельность образовательного учреждения тезисы - 1 |
|
|
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2009 |
|
|
2010 |
|
|
2011 |
|
|
2012 |
|
1 |
22 июня 2012 года Ососова М.В., педагог-психолог, защитила диссертационную работу на соискание ученой степени кандидата психологических наук по теме «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки».
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2009 |
Участие в городском конкурсе «Инновации в образовании» проект «Организационное обеспечение образовательной системы формирования ключевых компетенций на основе проектного метода в управлении» |
Всероссийская выставка «Золотой фонд отечественной науки» |
Диплом лауреата в номинации «Лучшее учебно-методическое издание по отрасли» |
2010 |
I место в городском конкурсе «Инновации в образовании - 2010» в номинации «Инновационные технологии и педагогические ресурсы введения ФГОС второго поколения». Региональный конкурс интеллектуальных продуктов инновационно-активных школ УрО РАО |
Всероссийский конкурс инноваций «Качественное образование – будущее нации» |
Диплом II степени Национальной Премии «Элита российского образования»
Денежный грант на 60 тыс.руб.
Диплом лауреата конкурса интеллектуальных продуктов – 2010 за УМК «Учись учиться» Годовая подписка на журнал теоретических и прикладных исследований «Образование и наука. Известия УрО РАО» на 2011 год |
2011 |
1 место в городском конкурсе «Лучшая методическая служба года» |
Всероссийский профессиональный конкурс «Инноватика в образовании» Участие в выставке XV Российского образовательного форума |
Ценные подарки – многофункциональное устройство и жесткий диск.
|
7. Методическая результативность:
Все педагоги лицея (75 человек) включены в опытно-экспериментальную деятельность по реализации проекта. Специально организована теоретическая и практическая подготовка педагогов:
2009-2010уч.год
- Реалии, проблемы, перспективы лицейского образования в условиях реализации задач инновационного проекта «Наша новая школа» - август
- От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям - январь
2010-2011уч.год
- Ступени роста учителя – залог успешности ученика - август
- Кардиограмма образовательной среды, или как нам организовать школу, содействующую здоровью? - январь
- Стратегия развития воспитательной системы лицея в условиях введения ФГОС второго поколения.- март
2011-2012 уч.году
- Законодательное обеспечение модернизации образования - август
- Внутренняя культура лицея как фактор социализации учащихся - декабрь
- Урок: каким он должен стать сегодня? – март
- Итоги инновационной деятельности за 2011-2012 учебный год и задачи на новый год - май
Проводится цикл теоретических семинаров и семинаров-практикумов по темам:
2009-2010 уч.год
- Организация компетентностно-ориентированного образовательного процесса
- Приемы, методы, технологии в образовательной деятельности, способствующие формированию ключевых компетенций обучающихся
- Профессионализм и профессиональная компетентность (совместно с УрО РАО)
2010-2011 уч.год
- Цели, задачи и функции мониторинга в условиях инновационной деятельности лицея.
- Как лучше работать с учебником на уроке (обмен опытом).
- Ценностные ориентиры образования в соответствии с ФГОС нового поколения.
- Ценностный компонент в содержании учебного знания: потенциал и пути формирования
2011 – 2012 уч.год
- Методы и приемы в урочной и внеурочной деятельности по формированию гражданской позиции и нравственности учащихся
- Деятельностный подход в образовательном процессе - методологическая основа реализации ФГОС
- Структура и содержание контрольно-измерительных материалов по выявлению уровня развития УУД
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2009 |
Районный семинар для учителей математики «Работа учителя математики по повышению практической направленности в процессах допрофессиональной ориентации и предпрофильной подготовки в рамках ФГОС нового поколения» |
|
2010 |
Районный семинар в форме ролевой игры по теме «Игровые технологии как одно из условий успешной социализации школьников или ИГРА – ЭТО СЕРЬЕЗНО» |
Презентация опыта управленческой деятельности по реализации проекта в рамках Региональной НПК «Наука образованию: поддержка инновационных процессов и профессионального партнерства» |
2011 |
Семинар для педагогов МВ СОУ ЦО № 224 «Оценочная деятельность ученика и учителя, ее роль в мотивации учения» Мастер-класс для учителей начальных классов на базе МБОУ СОШ № 72 «МДО как средство формирования УУД»
|
Презентация опыта работы на региональной НПК «Грани развития» (г. Нижний Тагил) Педагогическая мастерская для педагогов города Екатеринбурга «Ценностный компонент в содержании учебного знания: потенциал и пути формирования» Представлен опыт работы педагогов МБОУ лицей № 100 по теме «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС» на V городском педагогическом форуме. |
2012 |
|
Презентация опыта работы в рамках городского семинара «Инновационное образование как фактор развития интегративного процесса модернизации»; Мастер-класс «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся младших классов» на городском семинаре «Подходы к оценочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО» на базе МБОУ СОШ № 167 |
8. Социальная результативность:
Результаты инновационной деятельности лицея ежегодно представляются широкой педагогической и родительской общественности в Публичном отчете на сайте лицея: www.liceum100.ru .
Диссеминация практики реализации проекта «Управление формированием УУД» осуществляется через трансляцию продуктов инновационного опыта лицея. В 2010 году опубликовано научно-методическое пособие «От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям» (Екатеринбург: ИД «Гриф», 2010. 99с. ISBN 978-5-904235-07-9). В сборнике представлены методические материалы из опыта работы 28 педагогов лицея по проблеме создания условий для формирования и развития общеучебных умений и навыков, познавательной самостоятельности и творческой активности лицеистов в урочной и внеурочной деятельности и возможности дальнейшего преобразования данных умений и навыков в универсальные учебные действия. Данный сборник был представлен на Всероссийской выставке «Золотой фонд отечественной науки» и отмечен Дипломом лауреата в номинации «Лучшее учебно-методическое издание по отрасли».
В ноябре 2010 года разработан учебно-методический комплект междисциплинарного курса «Учись учиться». Курс «Учись учиться» является поддерживающим изучение базовых общеобразовательных предметов, а также обеспечивает условия для развития УУД и ориентации на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности. Он был представлен на региональный конкурс интеллектуальных продуктов и авторы награждены Дипломом лауреата конкурса в номинации «Лучшая методическая разработка».
Сеть социального партнерства
В ходе реализации проекта обеспечена связь лицея как системы с более широкими системами, с педагогической наукой (УрО РАО, УрГПУ, РГППУ, МУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя»), опытом учителей других школ.
Лицей на основании договоров успешно сотрудничает в рамках инновационной деятельности с УрФУ (УГТУ-УПИ), РГППУ, УрГЭУ. Совместно с УрГЭУ в лицее реализуется проект «Здоровое питание школьников». Мероприятия проекта направлены на привлечение большего числа детей к здоровому, правильному питанию, к 100% охвату горячим питанием в лицее.
Совместно с РГППУ ведется работа по развитию исследовательских навыков лицеистов через привлечение детей к проектной деятельности на базе лицея и университета. В 2012 году заключен договор с ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ) на научно-консультационное сопровождение инновационной деятельности лицея.
На базе лицея ежегодно на основании договора о сотрудничестве проходят педагогическую практику студенты УрГПУ.
Педагогический коллектив лицея является членом сети инновационно-активных школ академической площадки Уральского отделения Российской Академии образования. В рамках сетевого взаимодействия лицей принял участие во Всероссийской выставке «Инновации в образовании» на XV Российском образовательном форуме. Сетевое взаимодействие позволяет увидеть различные способы решения сложных педагогических проблем, расширить карту презентации собственного опыта, соотнести свои результаты инновационной деятельности с результатами сетевых партнеров. Совместно с представителями научно-консультационных центров УрО РАО в лицее осуществляется экспертное сопровождение проектной управленческой деятельности, повышение квалификации педагогов через организацию курсовой подготовки, проведение теоретических семинаров по следующим темам: «Организация компетентностно-ориентированного образовательного процесса», «Профессионализм и профессиональная компетентность». Эффективность взаимодействия с УрО РАО подтверждается победой лицея на городском конкурсе «Инновации в образовании 2010» в номинации «Инновационные технологии и педагогические ресурсы введения ФГОС второго поколения». В апреле 2011 г. лицей удостоен звания Победителя 5 Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании» и главного приза "Жемчужина Российского Образования" в рамках проекта сети инновационно-активных школ УрО РАО, а также педагогический коллектив лицея стал победителем Городского конкурса «Лучшая методическая служба года».