Название статьи | Информационная открытость муниципальной системы образования: опыт социального аудита | ||||
Авторы | Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Новгородцева Ольга Владимировна | ||||
В рубрике | ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ | ||||
Год | 2015 | Номер журнала | №2 | Страницы | 62 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37.014.77+316.354 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цели статьи – проанализировать информационную открытость муниципальной системы образования, выявить проблемы в этой области и разработать практические рекомендации по их решению. Методика и методы. Исследование проведено на основе методики социального аудита, которая включает анализ содержания официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет, диагностику информированности родителей школьников о деятельности школ, экспертную оценку состояния информационной открытости учебных заведений и разработку практических рекомендаций по совершенствованию их информационной открытости. Методы исследования – описание, анализ документов, анкетный опрос, экспертное интервью, анализ статистических данных. Результаты. В статье приводятся результаты социального аудита информационной открытости муниципальной системы общего образования городского округа Первоуральск. На первом этапе аудита был проведен анализ содержания официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет. Он показал, что полностью соответствует требованиям сайт только одной школы. Лучше всего развит такой параметр сайтов, как технологичность, слабее всего – коммуникативность и мультимедийность. На втором этапе диагностировалась информированность родителей о деятельности школ. Опрос продемонстрировал, что наибольшей популярностью пользуются традиционные способы получения информации: родительские собрания и общение с ребенком. Менее половины родителей получают информацию на сайтах школ. На третьем этапе производилась экспертная оценка состояния информационной открытости школ. В заключение аудита были разработаны практические рекомендации по совершенствованию информационной открытости учебных заведений. Научная новизна. На основании выполненных исследований была выдвинута идея о социальном аудите информационной открытости муниципальной системы образования, обогащающая общую научную концепцию социального аудита; авторами предложена новая диагностическая методика определения состояния информационной открытости образования; доказана перспективность использования данной методики в общеобразовательных школах. Практическая значимость. Определены перспективы практического использования теории социального аудита. Результаты исследования могут быть применены в деятельности Управления образования городского округа Первоуральск и других муниципальных образований; они могут быть также полезны руководителям образовательных организаций. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | муниципальная система образования, информационная открытость, социальный аудит. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Вальдман И. А. Информационная открытость общеобразовательного учреждения как условие его взаимодействия с социумом: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2010. 27 с. 2. Зерчанинова Т. Е., Зубарева Т. В. Социальный аудит развития муниципальной системы общего образования // Образование и наука. 2013. № 7. С. 49–65. 3. Ковалева Т. М. Открытость как качественная характеристика образования // Департамент профессионального образования. 2009. № 1. С. 33. 4. Косарецкий С. Г. Информационное взаимодействие школы с общественностью [Электрон. ресурс]: понятийный аппарат и семантико-смысловое пространство (тезаурус). URL: http://www.isiksp.ru/library/kosarecky_sg/kosarecky-000003.html. (дата обращения 20.01.2015). 5. Методика построения рейтинга информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных учреждений (школ) [Электрон. ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2013/04/18/1297812643/site_school_metodik.pdf. (дата обращения 14.07.2014). 6. Позднякова Е. В. Социальный аудит региональных программ в сфере государственной молодежной политики: автореф. дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2011. 226 с. 7. Пономарева Н. А. Открытость как антропокультурное основание бытия и ее проявление в образовании: автореф. дис. … канд. филос. наук. Омск, 2004. 17 с. 8. Резниченко Д. В. Социальный аудит деятельности местных администраций: автореф. дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2004. 22 с. 9. Рекомендации, направленные на повышение качества публичных докладов / И. А. Вальдман, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 43–51. 10. Социальный аудит в управлении малым северным городом / под ред. В. Г. Попова. Екатеринбург: Академкнига, 2002. 236 с. 11. Социальный аудит: учеб. пособие / под ред. А. А. Шулуса, Ю. Н. Попова. Москва: АТИСО, 2008. 620 с. 12. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в РФ» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф. 13. Candau P. Audit social. Vuibert, 1985. 282 p. 14. Couret A., Igalens J. L’audit social. Paris, 1988. 128 p. 15. L’évolution du concept d’audit [Электрон. ресурс]. URL: http://www.auditsocial.net/?page_id=53. (дата обращения 20.01.2015). |