Вахитова Г.Х.

Название статьи Формирование профессиональной компетентности педагога предшкольного образования в системе дополнительного образования
Авторы Вахитова Галия Хамитовна
В рубрике ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2015 Номер журнала №2 Страницы 74
Тип статьи   Индекс УДК УДК 373.29 Индекс ББК  
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования профессиональной компетентности педагога предшкольного образования и обо­сно­вы­ва­ет­ся необходимость расширения образовательного пространства дошкольников.

Методика и ме­то­ды: ретроспективный анализ работ отечественных авторов по педагогике и пси­хо­ло­гии; педагогическая диагностика на основе анкетирования.

Результаты. В хо­де определения уровня компетентности педагогов до­школьного образования было установлено, что среди самых важных профес­сиональных качеств респонденты выделяют гуманно-лич­нос­тные и ком­му­ни­ка­тив­ные, а так­же функциональную грамотность и реф­лек­сив­ные умения. Од­нако большинство педагогов не знает, как на практике в пол­ной мере реализовать очень важный для дошкольного образования принцип полисубъектности. Описан процесс формирования умения осуществлять педагогическую практику на основе данного принципа. Для этого предлагается поэтапно включать студентов – будущих педагогов – в ре­аль­ную профессиональную де­ятель­ность.

Научная и прак­ти­чес­кая значимость. Дана классификация показателей профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Показаны пути решения приоритетных задач, обозначенных в но­вом государственном стандарте в кон­тек­сте полисубъектного подхода, когда каждый участник образовательного процесса выступает как его активный субъект.

Перспективным направлением развития предшкольной педагогики автор статьи считает дополнительное образование, которое, несмотря на накопленный богатый опыт развития детей с по­мощью дополнительных образовательных услуг, пока не рассматривалось как комплексное явление и как ресурс оптимизации предшкольной подготовки детей. Не проводился и глу­бо­кий сравнительный анализ эффективности работы с дош­коль­ни­ка­ми в уч­реж­­де­ни­ях общего и до­пол­ни­тель­но­го образования. Требуются также создание системы экспертных оценок и раз­ра­бот­ка диагностических процедур для определения результативности программ обучения специалистов дополнительного образования и про­вер­ки соответствия этих программ требованиям ФГОС ДО. Такие исследования помогут обеспечить максимальное достижение целевой установки предшкольной педагогики – комплексное развитие интеллектуального, духовно-нрав­ствен­но­го, творческого и фи­зи­чес­ко­го потенциала детей.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова педагог предшкольного образования, профессиональная компетентность, образовательное пространство дошкольников.
Список цитируемой литературы

1. Аб­дул­ли­на О. А. Об­ще­пе­да­го­ги­чес­кая под­го­тов­ка учи­те­ля в сис­те­ме выс­ше­го пе­да­го­ги­чес­ко­го об­ра­зо­ва­ния: для пед. спец. высш. учеб. за­ве­де­ний / О. А. Аб­дул­ли­на. 2 е изд., пе­ре­раб. и доп. Мос­ква: Прос­ве­ще­ние, 1990. 141 с.

2. Ан­то­ло­гия пе­да­го­ги­чес­кой мыс­ли Рос­сии XVIII ве­ка / сост. И. А. Со­лов­ков. Мос­ква: Пе­да­го­ги­ка, 1985. 480 с.

3. Ан­то­ло­гия пе­да­го­ги­чес­кой мыс­ли Рос­сии вто­рой по­ло­ви­ны XIX – на­ча­ла XX ве­ка / сост. П. А. Ле­бе­дев. Мос­ква: Пе­да­го­ги­ка, 1990. 608 с.

4. Ас­мо­лов А. Г. Стра­те­гия со­ци­окуль­тур­ной мо­дер­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния: на пу­ти к пре­одо­ле­нию кри­зи­са иден­тич­нос­ти и пос­тро­ению граж­дан­ско­го об­ще­ства // Воп­ро­сы пси­хо­ло­гии. 2008. № 1. С. 65–86.

5. Ва­хи­то­ва Г. Х. Осо­бен­нос­ти под­го­тов­ки пе­да­го­га пред­школь­но­го об­ра­зо­ва­ния на ос­но­ве ком­пе­тен­тнос­тно­го под­хо­да // Ма­те­ри­алы Рес­пуб­ли­кан­ской на­уч­но-практ. конф., Усть-Ка­ме­но­горск. 2013. С. 173–177.

6. Ва­хи­то­ва Г. Х. Пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кие ас­пек­ты ком­пе­тен­тнос­тно­го под­хо­да в сис­те­ме выс­ше­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зо­ва­ния // Вес­тник Том­ско­го пе­да­го­ги­чес­ко­го уни­вер­си­те­та. 2011. Вып. 10 (112). С. 9–13.

7. Вач­ков И. В. По­ли­субъ­ек­тный под­ход к пе­да­го­ги­чес­ко­му вза­имо­дей­ствию // Воп­ро­сы пси­хо­ло­гии. 2007. № 3. С. 16–29.

8. Зе­ер Э. Ф. Пси­хо­ло­гия про­фес­си­ональ­но­го раз­ви­тия: учеб. по­со­бие для студ. высш. учеб. за­ве­де­ний / Э. Ф. Зе­ер. Мос­ква: Ака­де­мия, 2007. 428 с.

9. Зим­няя И. А. Клю­че­вые ком­пе­тен­тнос­ти как ре­зуль­та­тив­но-це­ле­вая ос­но­ва ком­пе­тен­тнос­тно­го под­хо­да в об­ра­зо­ва­нии. Мос­ква: Ис­сле­до­ва­тельский центр проб­лем ка­че­ства под­го­тов­ки спе­ци­алис­тов, 2004. 32 с.

10. Ми­ти­на А. М. Пси­хо­ло­гия про­фес­си­ональ­но­го раз­ви­тия учи­те­ля: ав­то­реф. дис. … д‑ра пси­хол. на­ук. Мос­ква, 1995. 49 с.

11. Поз­де­ева С. И. Осо­бен­нос­ти гу­ма­ни­тар­но­го уп­рав­ле­ния ин­но­ва­ци­ями для ста­нов­ле­ния про­фес­си­она­лиз­ма пе­да­го­га на­чаль­ной шко­лы // Вес­тник Том­ско­го пе­да­го­ги­чес­ко­го уни­вер­си­те­та. 2013. Вып. 9 (137). С. 194–197.

12. Ти­хо­ми­ро­ва О. В. Про­фес­си­ональ­ная ком­пе­тен­тность пе­да­го­га как ус­ло­вие ре­али­за­ции ос­нов­ной об­ра­зо­ва­тель­ной прог­рам­мы дош­коль­но­го об­ра­зо­ва­ния // Дет­ский сад: те­ория и прак­ти­ка. 2012. № 4. С. 78–84.

13. Ху­тор­ской А. В. Ин­но­ва­ци­он­ный ас­пект ком­пе­тен­тнос­тно­го под­хо­да в об­ра­зо­ва­нии // На­уч­ное нас­ле­дие Т. И. Ша­мо­вой и его вли­яние на ре­ше­ние ак­ту­аль­ных проб­лем сов­ре­мен­но­го об­ра­зо­ва­ния: сбор­ник ста­тей: в 2 т. Мос­ква, 2011. Т. 1. С. 79–83.

14. Шад­ри­ков В. Д., Кар­пов А. В., Куз­не­цо­ва И. В. Про­фес­си­она­лизм сов­ре­мен­но­го пе­да­го­га: ме­то­ди­ка оцен­ки уров­ня ква­ли­фи­ка­ции пе­да­го­ги­чес­ких ра­бот­ни­ков / под ред. В. Д. Шад­ри­кова. Мос­ква: Ло­гос, 2011. 168 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.