Галкина В.А.

Название статьи Технология формирования самоконтроля в процессе обучения у младших школьников с легкой умственной отсталостью
Авторы Галкина Вера Александровна
В рубрике КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Год 2015 Номер журнала №2 Страницы 104
Тип статьи   Индекс УДК УДК 376.42 Индекс ББК  
Аннотация

Цели статьи – представить технологию развития в учеб­ном процессе самоконтроля у млад­ших школьников с лег­кой умственной отсталостью; раскрыть особенности состояния самоконтроля у де­тей данной категории; показать необходимость дальнейшей целенаправленной работы в ука­зан­ном направлении.

Методика и ме­то­ды. В ра­бо­те использовались теоретический анализ психолого-пе­да­го­ги­чес­кой и ме­то­ди­чес­кой литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: беседа, письменные задания, наблюдение; педагогический эксперимент; количественный и ка­че­ствен­ный анализ.

Научная новизна и ре­зуль­та­ты. Выявлены причины низкого уровня самоконтроля младших школьников с на­ру­ше­ни­ем интеллекта. С уче­том современных изменений в об­лас­ти специального образования впервые разработана и на­уч­но обоснована универсальная технология развития самоконтроля в учеб­ной деятельности у де­тей с лег­кой умственной отсталостью. Показана необходимость переходных этапов при освоении такими учащимися всех видов контроля; представлены результаты экспериментального исследования, подтверждающие эффективность предлагаемой технологии, которая носит комплексный характер и мо­жет применяться при изучении всех дисциплин в на­чаль­ной школе.

Практическая значимость. Материалы исследования предлагается использовать как в спе­ци­аль­ных (коррекционных) школах VIII вида, так и в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных школах, а так­же в сис­те­ме повышения квалификации учителей начальных классов и при подготовке студентов.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова самоконтроль, легкая умственная отсталость, учебный процесс, технология формирования самоконтроля
Список цитируемой литературы

1. Блон­ский П. П. Из­бран­ные пе­да­го­ги­чес­кие и пси­хо­ло­ги­чес­кие про­из­ве­де­ния: в 2 т. Мос­ква: Пе­да­го­ги­ка, 1979. Т. 2. 400 с.

2. Бре­зе Б. Ак­ти­ви­за­ция ос­лаб­лен­но­го ин­тел­лек­та при обу­че­нии во вспо­­мо­га­тель­ных шко­лах: мо­ног­ра­фия / пер. с не­мец. А. Н. Зу­ева. Мос­ква: Ме­ди­ци­на, 1981. 239 с.

3. Вы­гот­ский Л. С. Соб­ра­ние со­чи­не­ний: в 6 т. Мос­ква: Пе­да­го­ги­ка, 1983. Т. 5. 361 с.

4. Галь­пе­рин П. Я. Пси­хо­ло­гия как объ­ек­тив­ная на­ука / под. ред. А. И. По­дольско­го. Мос­ква; Во­ро­неж, 1998. 482 с.

5. Зан­ков Л. В. Очер­ки пси­хо­ло­гии ум­ствен­но от­ста­ло­го ре­бен­ка. Мос­ква: Уч­пед­гиз, 1935. 176 с.

6. Как про­ек­ти­ро­вать уни­вер­саль­ные учеб­ные дей­ствия в на­чаль­ной шко­ле. От дей­ствия к мыс­ли: по­со­бие для учи­те­ля / А. Г. Ас­мо­лов, Г. В. Бур­мен­ская, И. А. Во­ло­дар­ская и др; под. ред. А. Г. Ас­мо­ло­ва. 2‑е изд. Мос­ква: Прос­ве­ще­ние, 2010. 152 с.

7. Ко­жа­ли­ева Ч. Б. О воз­рас­тной ди­на­ми­ке об­ра­за «я» у ум­ствен­но от­ста­лых под­рос­тков // Де­фек­то­ло­гия. 1997. № 4. С. 36–43.

8. Ле­онть­ев А. Н. Де­ятель­ность. Соз­на­ние. Лич­ность. Мос­ква: По­ли­тиз­дат, 1975. 304 с.

9. Ма­та­сов Ю. Т. Раз­ви­тие мыш­ле­ния ум­ствен­но от­ста­лых школь­ни­ков: дис. … д‑ра псих. на­ук: С.‑Пе­тер­бург, 1997. 332 с.

10. Мир­ский С. Л. Са­мо­кон­троль ум­ствен­но от­ста­лых школь­ни­ков в тру­до­вой де­ятель­нос­ти: ав­то­реф. дис. … канд. пед. на­ук: Мос­ква, 1967. 18 с.

11. На­маз­ба­ева Ж. И. Не­ко­то­рые осо­бен­нос­ти лич­нос­ти уча­щих­ся вспо­мо­га­тель­ной шко­лы: ме­то­ди­чес­кое по­со­бие. Ал­ма-Ата: Каз­ПИ им. Абая, 1985. 70 с.

12. Осо­бен­нос­ти ум­ствен­но­го раз­ви­тия уча­щих­ся вспо­мо­га­тель­ной шко­лы: мо­ног­ра­фия / под ред. Ж. И. Шиф. Мос­ква: Прос­ве­ще­ние, 1965. 343 с.

13. Пев­знер М. С. Де­ти-оли­гоф­ре­ны (изу­че­ние де­тей-оли­гоф­ре­нов в про­цес­се их вос­пи­та­ния и обу­че­ния). Мос­ква: АПН РСФСР, 1959. 486 с.

14. Прог­рам­мы спе­ци­аль­ных (кор­рек­ци­он­ных) об­ра­зо­ва­тель­ных уч­реж­де­ний VIII ви­да. Под­го­то­вит. 1–4‑е клас­сы / под ред. В. В. Во­рон­ко­вой. Мос­ква: Прос­ве­ще­ние, 2013. 176 с.

15. Про­ект при­мер­ной ос­нов­ной об­ра­зо­ва­тель­ной прог­рам­мы для ум­ствен­но от­ста­лых де­тей [Элек­трон. ре­сурс]. Ре­жим дос­ту­па: http://fgos-ovz.her­zen.spb.ru/wpcon­tent/up­lo­ads/2014/04/08_Пр.АООП_УО.pdf.

16. Про­ект Фе­де­раль­но­го го­су­дар­ствен­но­го об­ра­зо­ва­тель­но­го стан­дар­та об­ра­зо­ва­ния обу­ча­ющих­ся с ум­ствен­ной от­ста­лостью [Элек­трон. ре­сурс]. Ре­жим дос­ту­па: http://fgos-ovz.her­zen.spb.ru/wp-con­tent/up­lo­ads/2014/04/08 _ФГОС_УО_27.09.2014.pdf.

17. Ру­бин­штейн С. Я. Пси­хо­ло­гия ум­ствен­но от­ста­ло­го школь­ни­ка: учеб­ное по­со­бие. 3‑е изд., пе­ре­раб. и доп. Мос­ква: Прос­ве­ще­ние, 1986. 192 с.

18. Яро­ва Л. П. Фор­ми­ро­ва­ние са­мо­кон­тро­ля в учеб­ной де­ятель­нос­ти ум­ствен­но от­ста­лых млад­ших школь­ни­ков: ав­то­реф. дис. … канд. пед. на­ук: Ки­ев, 1994. 17 с.

19. Jackson Henry J., Bo­ag Pa­ul G. The Ef­fi­cacy of Self-Control Pro­ce­du­res as Mo­ti­va­ti­onal Stra­te­gi­es with Men­tally Re­tar­ded Per­sons: A Re­vi­ew of the Li­te­ra­tu­re and Gui­de­li­nes for Fu­tu­re Re­se­arch [Элек­трон. ре­сурс] // Jo­ur­nal of In­tel­lec­tu­al and De­ve­lop­men­tal Di­sa­bi­lity. 1981. Vol. 7. № 2. P. 65–79. Ре­жим дос­ту­па: http://in­for­ma­he­althca­re.com/doi/abs/10.3109/13668258109018 87?jo­ur­nal­Co­de=jid.

20. Kim Dr., Ok Dr., Byun Prof., Lee Prof. A ca­se study on cli­ni­cal doh­sat­he­rapy on the self-control of children with men­tal re­tar­da­ti­on [Элек­трон. ре­сурс]. Ре­жим дос­ту­па: http://www.jldd.jp/gtid/acmr_17/pdf/35-mye­ong.pdf.

21. Ma­ho­ney Mic­ha­el J., Ma­ho­ney Kathryn. Self Control Techniq­ues with the Men­tally Re­tar­ded // Ex­cep­ti­onal Children. 1976. Vol. 42. Is­sue 6, P. 328. Ре­жим дос­ту­па: http://con­nec­ti­on.ebsco­host.com/c/ar­tic­les/19762971/self-control-techniq­ues-men­tally-re­tar­ded.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.