Тагильцева Н.Г., Шавов Ф.Д.

Название статьи Суггестопедия в формировании музыкального опыта дошкольников
Авторы Тагильцева Наталия Григорьевна, Шавов Филип Димитров
В рубрике ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2015 Номер журнала №2 Страницы 94
Тип статьи   Индекс УДК УДК 373.292 Индекс ББК  
Аннотация

Цели статьи – рассмотреть возможность использования методов суггестопедии, которые успешно применяются при обучении иностранному языку, в му­зы­каль­ном образовании в стар­то­вых школах; выявить степень эффективности суггестопедии в фор­ми­ро­ва­нии музыкального опыта детей старшего дошкольного возраста.

Методы и ме­то­ди­ка. Теоретической базой работы стали идеи болгарского исследователя, педагога и пси­хо­ло­га Г. Ло­за­но­ва, разработавшего метод суггестопедии для обучения иностранному языку, и те­ория метапредметного обучения на основе художественно-твор­чес­кой деятельности и об­ра­ще­ния к про­из­ве­де­ни­ям искусства. В ка­че­стве практических методов использовались наблюдение за невербальным поведением детей, опросы, беседа.

Результаты. Процесс формирования музыкального опыта ребенка рассмотрен как процесс развития музыкальной памяти. Из множества суггестопедических методов, разработанных болгарскими и рос­сийски­ми исследователями, отобраны и ап­ро­би­ро­ва­ны те, которые предполагают непроизвольное запоминание музыки при выполнении творческих заданий: пластическое интонирование (или свободное движение), рисование, изображение цветных схем содержания музыкальных произведений. Для проверки степени эффективности этих методов и воз­мож­нос­ти их введения в про­цесс музыкального образования дошкольников разработаны три серии диагностических заданий, связанных с за­по­ми­на­ни­ем, удержанием в па­мя­ти и уз­на­ва­ни­ем классических музыкальных произведений, неизвестных дошкольникам. Проведенный эксперимент показал, что элементы суггестопедии способствуют активизации музыкальной памяти – запоминанию детьми классических музыкальных произведений.

Научная новизна работы заключается в обос­но­ва­нии целесообразности проецирования методов суггестопедии, используемых при обучении иностранному языку, на музыкальное образование дошкольников и млад­ших школьников. Доказано, что наибольшей степенью эффективности обладает непроизвольное запоминание детьми классической музыки при ее фоновом звучании во время выполнения учащимися таких видов художественно-твор­чес­кой деятельности, как свободное движение и ри­со­ва­ние.

Практическая значимость. Итоги описанного в пуб­ли­ка­ции исследования являются поводом для пересмотра музыкального материала занятий с бу­ду­щи­ми первоклассниками, а так­же обоснованием введения элементов суггестопедии (свободного движения, рисования цветных схем музыкальных произведений, изготовления аппликаций, выполнения театральных этюдов и т. д.) в ор­га­ни­за­ци­он­ный компонент и не­пос­ред­ствен­но в со­дер­жа­ние музыкального образования. Материалы статьи и раз­ра­бо­тан­ные авторами диагностические задания могут найти широкое применение в прак­ти­чес­кой деятельности стартовых школ.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова методы суггестопедии, музыкальный опыт, дошкольники.
Список цитируемой литературы

1. Вы­гот­ский Л. С. Во­об­ра­же­ние и твор­че­ство в дет­ском воз­рас­те. С.‑Пе­тер­бург: СО­ЮЗ, 1997. 96 с.

2. Го­го­бе­рид­зе А. Г., Дер­кун­ская В. А. Му­зы­каль­ное вос­пи­та­ние де­тей ран­­не­го и дош­коль­но­го воз­рас­та: сов­ре­мен­ные пе­да­го­ги­чес­кие тех­но­ло­гии. Рос­тов н/Д: Фе­никс, 2008. 428с.

3. Гон­ча­ров Г. А. Суг­гес­тия: те­ория и прак­ти­ка. Мос­ква: КСП, 1995. 317 с.

4. Кир­нар­ская Д. К. Пси­хо­ло­гия спе­ци­аль­ных спо­соб­нос­тей. Му­зы­каль­ные спо­соб­нос­ти. Мос­ква: Та­лан­ты – ХХI век, 2004. 496 с.

5. Ло­за­нов Г. К. Суг­гес­то­пе­дия път към хи­пер­мне­зия в учеб­ния про­цес. Со­фия: На­род­на прос­ве­та, 1966. 236 с.

6. Мас­ло­ва Л. П. Пе­да­го­ги­ка ис­кус­ства: те­ория и прак­ти­ка. Но­во­си­бирск: НИПК и ПРО, 1997. 136 с.

7. Му­зи­ка­та – тра­ди­ции и съвре­мен­ност – Го­диш­ник на ка­тед­ра «Му­зи­ка». Бла­го­ев­град: Юго­за­па­ден уни­ве­си­тет «Не­офит Рил­ски», 2011. Т. IV. 264 с.

8. Му­зы­ка и дви­же­ние: уп­раж­не­ния, иг­ры и пляс­ки для де­тей 5–6 лет (из опы­та ра­бо­ты му­зы­каль­ных ру­ко­во­ди­те­лей дет­ских са­дов) / авт.-сост. С. И. Бе­ки­на, Т. П. Ло­мо­ва, Е. Н. Со­ков­ни­на. Мос­ква: Прос­ве­ще­ние, 1983. 208 с.

9. Сис­те­ма дет­ско­го му­зы­каль­но­го вос­пи­та­ния Кар­ла Ор­фа / ред. Л. А. Ба­рен­бойм. Ле­нин­град: Му­зы­ка, 1970. 160 с.

10. Под­ки­на Н. А, Со­ловь­ева И. В. Суг­гес­тив­ный ме­тод обу­че­ния инос­тран­ным язы­кам // Вес­тник Че­бок­сар­ско­го ко­опе­ра­тив­но­го ин­сти­ту­та-2009. № 1. С. 24–29.

11. Ру­бин­штейн С. Л. Ос­но­вы об­щей пси­хо­ло­гии. 2‑е изд. Мос­ква: Го­су­дар­ствен­ное учеб­но-пе­да­го­ги­чес­кое изд‑во Ми­нис­тер­ства прос­ве­ще­ния РСФСР, 1946. 704 с.

12. Яфаль­ян А. Ф. Шко­ла са­мо­вы­ра­же­ния. Рос­тов на До­ну: Фе­никс, 2011. 444с.

13. Arif Sur­yo Pri­yat­mo­jo Sug­ges­to­pe­dia as a Met­hod for Te­ac­hing Spe­aking for Yo­ung Le­ar­ners in a Se­cond Lan­gua­ge Classro­omю Ar­tic­le. 27 Jan. 2009. Ava­ilab­le at: Pps.un­nes.ac.id/pps1/fi­les/pa­perse­mi­narpbi2009/ArifSur­yo P.doc.

14. Ya­na­ki­eva E., Mi­ha­ilov N. Appli­ca­ti­on of sug­ges­to­ha­edic laws in the upbrin­ging of children at prescho­ol age. Lan­gua­ge, In­di­vid­ual and So­ci­ety. Bo­ur­gas. A Com­pany of Sci­en­tist in Bul­ga­ria, 2009. Vol. 3. Part 1. P. 133–135

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.