Мурзина И.Я.

Название статьи Культурология: институциональный кризис или время стратегических решений[1]
Авторы Мурзина Ирина Яковлевна
В рубрике ДИСКУССИИ
Год 2015 Номер журнала №2 Страницы 127
Тип статьи   Индекс УДК УДК 009 Индекс ББК  
Аннотация

Цель публикации – обсуждение состояния культурологии как области науки и об­ра­зо­ва­тель­ной практики в си­ту­ации модернизации образования. Статья продолжает дискуссию, начатую на совещании-се­ми­на­ре заведующих кафедрами культурологии в Рос­сии «Науки о куль­ту­ре и куль­ту­ро­ло­ги­чес­кое образование: время стратегических решений» [2].

Методы, использованные автором работы, – анализ существующих точек зрения по рассматриваемой теме; рефлексия сущности культурологического знания, недавнего прошлого, настоящего и бу­ду­ще­го культурологического образования в Рос­сии.

Результаты. Вскрыты причины институционального кризиса культурологии в на­шей стране, среди которых называются недостаточные определенность и осоз­нан­ность как специалистами, так и об­ще­ствен­ностью не только места и ро­ли культурологических дисциплин в об­ра­зо­ва­тель­ном процессе, но и ме­то­до­ло­ги­чес­ких оснований деятельности культурологов. Рассмотрены аспекты культурологического образования и обоз­на­че­ны перспективы его развития. Выдвинуто предложение продолжить дискуссию, начатую на совещании-се­ми­на­ре в Рос­сийском государственном педагогическом университете им. А. И. Гер­це­на, но уже на территориально-ре­ги­ональ­ном уровне, что позволит более глубоко и пред­мет­но обсудить пути выхода из сложившегося кризисного состояния.

Научная новизна: систематизированы подходы к по­ни­ма­нию культурологии как сферы научного знания, обобщены направления дальнейшего становления и со­вер­шен­ство­ва­ния культурологического образования.

Практическая значимость. Материалы исследования позволят активизировать теоретико-ме­то­до­ло­ги­чес­кую составляющую культурологического образования, задать векторы актуальных исследований в об­лас­ти культурологии.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова культурология, культурологическое образование, институциональный кризис, совещание-се­ми­нар заведующих кафедрами.
Список цитируемой литературы

1. Ас­тафь­ева О. Н., Раз­ло­гов К. Э. Куль­ту­ро­ло­гия: пред­мет и струк­ту­ра // Куль­ту­ро­ло­ги­чес­кий жур­нал // Jo­ur­nal of cul­tu­ral re­se­arch. 2010. № 1 [Элек­трон. ре­сурс]. URL: http://www.cr-jo­ur­nal.ru/rus/jo­ur­nals/2.html&j_id=2.

2. Бе­нин В. Л. Пе­да­го­ги­чес­кая куль­ту­ро­ло­гия: сос­то­яние, проб­ле­мы, пер­спек­ти­вы // Пе­да­го­ги­чес­кий жур­нал Баш­кор­тос­та­на. 2011. № 1. С. 74–83.

3. До­ку­ча­ев И. И. Трансгрес­сия и ре­дук­ция: пу­ти ин­тег­ра­ции со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ных на­ук и куль­ту­ро­ло­гии // Воп­ро­сы куль­ту­ро­ло­гии. 2011. № 7. С. 25–29.

4. Жу­ко­ва Е. Д. «Куль­ту­ро­ло­гия об­ра­зо­ва­ния» и «пе­да­го­ги­чес­кая куль­ту­ро­ло­гия»: по­иск иден­тич­нос­ти // Uni­ver­sum: Вес­тник Гер­це­нов­ско­го уни­вер­си­те­та. 2013. № 1. С. 27–31.

5. Ко­рень Р. В. Сис­тем­ная куль­ту­ро­ло­гия как ме­та­на­ука: Фи­ло­соф­ско-куль­ту­ро­ло­ги­чес­кие ис­сле­до­ва­ния // NB: Пе­да­го­ги­ка и прос­ве­ще­ние. 2013. № 3. С. 38–69. DOI: 10.7256/2306–4188.2013.3.9103 [Элек­трон. ре­сурс]. URL: http://e-no­ta­be­ne.ru/pp/ar­tic­le_9103.html.

6. Куль­ту­ро­ло­гия в сис­те­ме на­ук и об­ра­зо­ва­ния: Ан­но­ти­ро­ван­ный биб­ли­ог­ра­фи­чес­кий ука­за­тель (2000–2003). Мос­ква: РИК, 2004 [Элек­трон. ре­сурс]. URL: http://www.ri­ku.ru/Pub.htm.

7. Куль­ту­ро­ло­гия как дис­цип­ли­нар­ная за­гад­ка: ма­те­ри­алы круг­ло­го сто­ла // Воп­ро­сы куль­ту­ро­ло­гии. 2011. № 1. С. 125–132.

8. Кун Т. Струк­ту­ра на­уч­ных ре­во­лю­ций: пер. с англ. / сост. В. Ю. Куз­не­цов. Мос­ква: АС, 2003. 605 с.

9. Мер­тон Р. Со­ци­аль­ная те­ория и со­ци­аль­ная струк­ту­ра [So­ci­al The­ory and So­ci­al Struc­tu­re]. Мос­ква: АСТ, Хра­ни­тель, 2006. 880 с.

10. Огур­цов А. П. Куль­ту­ра как спо­соб са­мо­опи­са­ния сов­ре­мен­ных об­ществ // Воп­ро­сы куль­ту­ро­ло­гии. 2013. № 3. С. 9–13.

11. Су­ли­мов В. А., Фа­де­ева И. Куль­ту­ро­ло­гия – на­ука о смыс­лах // Воп­ро­сы куль­ту­ро­ло­гии. 2013. № 3. С. 24–29.

12. Су­ли­мов В. А. Пе­да­го­ги­чес­кая куль­ту­ро­ло­гия и проб­ле­мы сов­ре­мен­но­го рос­сийско­го об­ра­зо­ва­ния // Вес­тник Ко­ми го­су­дар­ствен­но­го пе­да­го­ги­чес­ко­го ин­сти­ту­та. 2011. № 9. С. 131–136.

13. Те­оре­ти­чес­кая куль­ту­ро­ло­гия / А. В. Аху­тин [и др.]; отв. ред. О. К. Ру­мян­цев. Мос­ква; Ека­те­рин­бург: Ака­де­ми­чес­кий про­ект; Де­ло­вая кни­га; РИК, 2005. 624 с.

14. Фе­де­раль­ный го­су­дар­ствен­ный об­ра­зо­ва­тель­ный стан­дарт ос­нов­но­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния (5–9‑е клас­сы) [Элек­трон. ре­сурс]. URL: http://ми­ноб­рна­уки.рф/до­ку­мен­ты/938.

15. Фли­ер А. Я. Куль­ту­ро­ло­гия для куль­ту­ро­ло­гов: учеб­ное по­со­бие для ма­гис­тран­тов и ас­пи­ран­тов, док­то­ран­тов и со­ис­ка­те­лей, а так­же пре­по­да­ва­те­лей куль­ту­ро­ло­гии. Мос­ква: Ака­де­ми­чес­кий про­ект, 2000. 496 с.

16. Фли­ер А. Я. Пос­тро­ение иде­аль­ной мо­де­ли проб­лем­ных по­лей куль­ту­ро­ло­гии // Воп­ро­сы куль­ту­ро­ло­гии. 2012. № 7. С. 4–8.

17. Фун­да­мен­таль­ные проб­ле­мы куль­ту­ро­ло­гии: Т. 1–7 / отв. ре­дак­тор Д. Л. Спи­вак. Мос­ква; С-Пе­тер­бург: Но­вый хро­ног­раф: Эйдос, 2009.

18. Ша­пин­ская Е. Н. Куль­ту­ро­ло­гия пос­ле пос­тмо­дер­низ­ма // Куль­ту­ро­ло­ги­чес­кий жур­нал // Jo­ur­nal of cul­tu­ral re­se­arch». 2010. № 1 [Элек­трон. ре­сурс]. URL: http://www.cr-jo­ur­nal.ru/rus/jo­ur­nals/9.html&j_id=2



[1] Статья подготовлена в рамках работы по госзаданию №2014/392 НИР № 1881.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.