Название статьи | Культурология: институциональный кризис или время стратегических решений[1] | ||||
Авторы | Мурзина Ирина Яковлевна | ||||
В рубрике | ДИСКУССИИ | ||||
Год | 2015 | Номер журнала | №2 | Страницы | 127 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 009 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель публикации – обсуждение состояния культурологии как области науки и образовательной практики в ситуации модернизации образования. Статья продолжает дискуссию, начатую на совещании-семинаре заведующих кафедрами культурологии в России «Науки о культуре и культурологическое образование: время стратегических решений» [2]. Методы, использованные автором работы, – анализ существующих точек зрения по рассматриваемой теме; рефлексия сущности культурологического знания, недавнего прошлого, настоящего и будущего культурологического образования в России. Результаты. Вскрыты причины институционального кризиса культурологии в нашей стране, среди которых называются недостаточные определенность и осознанность как специалистами, так и общественностью не только места и роли культурологических дисциплин в образовательном процессе, но и методологических оснований деятельности культурологов. Рассмотрены аспекты культурологического образования и обозначены перспективы его развития. Выдвинуто предложение продолжить дискуссию, начатую на совещании-семинаре в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, но уже на территориально-региональном уровне, что позволит более глубоко и предметно обсудить пути выхода из сложившегося кризисного состояния. Научная новизна: систематизированы подходы к пониманию культурологии как сферы научного знания, обобщены направления дальнейшего становления и совершенствования культурологического образования. Практическая значимость. Материалы исследования позволят активизировать теоретико-методологическую составляющую культурологического образования, задать векторы актуальных исследований в области культурологии. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | культурология, культурологическое образование, институциональный кризис, совещание-семинар заведующих кафедрами. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Астафьева О. Н., Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал // Journal of cultural research. 2010. № 1 [Электрон. ресурс]. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/2.html&j_id=2. 2. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 1. С. 74–83. 3. Докучаев И. И. Трансгрессия и редукция: пути интеграции социально-гуманитарных наук и культурологии // Вопросы культурологии. 2011. № 7. С. 25–29. 4. Жукова Е. Д. «Культурология образования» и «педагогическая культурология»: поиск идентичности // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 27–31. 5. Корень Р. В. Системная культурология как метанаука: Философско-культурологические исследования // NB: Педагогика и просвещение. 2013. № 3. С. 38–69. DOI: 10.7256/2306–4188.2013.3.9103 [Электрон. ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_9103.html. 6. Культурология в системе наук и образования: Аннотированный библиографический указатель (2000–2003). Москва: РИК, 2004 [Электрон. ресурс]. URL: http://www.riku.ru/Pub.htm. 7. Культурология как дисциплинарная загадка: материалы круглого стола // Вопросы культурологии. 2011. № 1. С. 125–132. 8. Кун Т. Структура научных революций: пер. с англ. / сост. В. Ю. Кузнецов. Москва: АС, 2003. 605 с. 9. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура [Social Theory and Social Structure]. Москва: АСТ, Хранитель, 2006. 880 с. 10. Огурцов А. П. Культура как способ самоописания современных обществ // Вопросы культурологии. 2013. № 3. С. 9–13. 11. Сулимов В. А., Фадеева И. Культурология – наука о смыслах // Вопросы культурологии. 2013. № 3. С. 24–29. 12. Сулимов В. А. Педагогическая культурология и проблемы современного российского образования // Вестник Коми государственного педагогического института. 2011. № 9. С. 131–136. 13. Теоретическая культурология / А. В. Ахутин [и др.]; отв. ред. О. К. Румянцев. Москва; Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга; РИК, 2005. 624 с. 14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9‑е классы) [Электрон. ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938. 15. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. Москва: Академический проект, 2000. 496 с. 16. Флиер А. Я. Построение идеальной модели проблемных полей культурологии // Вопросы культурологии. 2012. № 7. С. 4–8. 17. Фундаментальные проблемы культурологии: Т. 1–7 / отв. редактор Д. Л. Спивак. Москва; С-Петербург: Новый хронограф: Эйдос, 2009. 18. Шапинская Е. Н. Культурология после постмодернизма // Культурологический журнал // Journal of cultural research». 2010. № 1 [Электрон. ресурс]. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/9.html&j_id=2 |