Скворцова С.В.

Название статьи Основы обучения креативной деятельности (на примере педагогики Великобритании)
Авторы Скворцова Светлана Валерьевна
В рубрике КОНСУЛЬТАЦИИ
Год 2015 Номер журнала №2 Страницы 155
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.025 Индекс ББК  
Аннотация

Цель статьи – раскрыть суть креативной деятельности учащихся общеобразовательной школы и вы­явить ее основные характеристики на основе анализа опыта Великобритании и со­дер­жа­ния документов, принятых в этой стране с целью оптимизации познавательного процесса и его концентрации на творческом развитии детей и под­рос­тков.

Методы. Автор использовал методы теоретического анализа, систематизации и клас­си­фи­ка­ции данных из оригинальных зарубежных источников.

Результаты. В ка­че­стве основных характеристик креативной деятельности обозначены ее целенаправленность, ориентация на поиск новой идеи и соз­да­ние нового продукта, обладающего ценностью, а так­же «средовость», которая подразумевает поиск сферы учебной деятельности для раскрытия индивидуального творческого потенциала учащегося. Тип креативной деятельности зависит от личностных особенностей осуществляющего ее человека. Такая деятельность предполагает высокий уровень мотивации индивида и ак­тив­ное включение его воображения.

Научная новизна. Уточнены составляющие понятия «креативная деятельность» в пе­да­го­ги­ке, обоснована необходимость применения наряду с тра­ди­ци­он­ны­ми инновационных методов обучения; выделены и клас­си­фи­ци­ро­ва­ны методы обучения, используемые английскими педагогами для формирования навыков и при­об­ре­те­ния учащимися опыта креативной учебной деятельности; представлены практические рекомендации для успешного осуществления креативной деятельности, в час­тнос­ти описаны возможные действия учителя при неожиданно возникающих учебных ситуациях и ва­ри­ан­ты спонтанного отступления от плана работы.

Практическая значимость. Анализ и обоб­ще­ние опыта зарубежных педагогов обогащает отечественную педагогику в об­лас­ти обучения креативной деятельности. Сформулированные специфические особенности обучения креативной деятельности открывают перспективы для научного обоснования и внед­ре­ния инновационных компонентов в оте­че­ствен­ную систему школьного образования, а так­же позволяют прогнозировать результаты такого внедрения.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова креативная деятельность, обучение, система образования, зарубежная педагогика, документы об образовании Великобритании, методы обучения.
Список цитируемой литературы

1. Кли­мо­ва Т. В., Сквор­цо­ва С. В. Сов­ре­мен­ные ме­то­ды и сред­ства обу­че­ния инос­тран­ным язы­кам: учеб­но-ме­то­ди­чес­кое по­со­бие. Уль­яновск: Ул­ГПУ им. И. Н. Уль­яно­ва, 2014. 71 с.

2. Пойа Д. Как ре­шать за­да­чу: по­со­бие для учи­те­лей / пер. с англ. Ю. М. Гайду­ка. Мос­ква: Го­су­дар­ствен­ное учеб­но-пе­да­го­ги­чес­кое из­да­тель­ство Ми­нис­тер­ства прос­ве­ще­ния РСФСР, 1959. 207 с.

3. Рын­дак В. Г. Пе­да­го­ги­ка кре­атив­нос­ти: мо­ног­ра­фия. Мос­ква: Уни­вер­си­тет­ская кни­га, 2012. 284 с.

4. Фе­де­раль­ный го­су­дар­ствен­ный об­ра­зо­ва­тель­ный стан­дарт сред­не­го (пол­но­го) об­ще­го об­ра­зо­ва­ния. Ми­нис­тер­ство об­ра­зо­ва­ния и на­уки РФ, 2010 [Элек­трон­. ре­сурс]. Ре­жим дос­ту­па: http://stan­dart.edu.ru/ca­ta­log.aspx?Ca­ta­lo­gId=6408. (да­та об­ра­ще­ния 01.07.2014)

5. Cre­ati­vity: Find it, Pro­mo­te it: Pro­mo­ting Pu­pils’ Cre­ati­ve Thin­king and Be­ha­vi­ou­rAc­ross the Cur­ri­cu­lum at Key Sta­ges 1, 2 and 3, Prac­ti­cal Ma­te­ri­als for Scho­ols. Lon­don: Qua­li­fi­ca­ti­ons and Cur­ri­cu­lum Aut­ho­rity, 2004. 24 p.

6. Crop­ley A. J. Cre­ati­vity in Edu­ca­ti­on and Le­ar­ning, a Gui­de for Te­ac­her and Edu­ca­tor. Abington, UK: Ro­ut­led­ge­Fal­mer, 2005. 202 p.

7. De­wey J. How We Think. USA: D. C. He­ath & Co., 1910. 228 p.

8. Fa­ultley M., Sa­va­ge J. Cre­ati­vity in Se­con­dary Edu­ca­ti­on / M. Fa­ultley, J. Sa­va­ge. UK: Le­ar­ning Mat­ters Ltd., 2007. 138p.

9. McIn­tosh P. Ac­ti­on Re­se­arch and Ref­lec­ti­ve Prac­ti­ce: Cre­ati­ve and Vis­ual Met­hods to Fa­ci­li­ta­te Ref­lec­ti­on and Le­ar­ning. Lon­don and New York: Ro­ut­led­ge, 2010. 195 p.

10. Gro­ner R., Gro­ner M. Appro­ac­hes to Heu­ris­tics: A His­to­ri­cal Re­vi­ew [Text] / R. Gro­ner, M. Gro­ner, W. F. Bischof // Met­hods of Heu­ris­tics / edi­ted by R. Gro­ner, M. Gro­ner, W. F. Bischof. New Jer­sey: Law­ren­ce Erlba­um As­so­ci­ates, 1983. P. 1–32.

11. Jeffrey B., Craft A. Te­ac­hing Cre­ati­vely and Te­ac­hing for Cre­ati­vity: Dis­tincti­ons and Re­la­ti­onships // The Open Uni­ver­sity, UK: Edu­ca­ti­onal Stu­di­es, Tay­lor and Fran­cis Ltd, 2004. Vol. 30. № 1. P. 77–87.

12. Mindham C. Thin­king ac­ross the Cur­ri­cu­lum. Cre­ati­vity in the Pri­mary Cur­ri­cu­lum /edi­ted by R. Jo­nes, D. Wyse. G. B.: Da­vid Ful­ton Pub­lis­hers Ltd., 2004. P. 126–141.

13. Na­ti­onal Ad­vi­sory Com­mit­tee on Cre­ati­ve and Cul­tu­ral Edu­ca­ti­on, All Our Fu­tu­res: Cre­ati­vity, Cul­tu­re and Edu­ca­ti­on: Re­port to the Sec­re­tary of Sta­te for Edu­ca­ti­on and Employ­ment, the Sec­re­tary of Sta­te for Cul­tu­re, Me­dia and Sport. 1999 URL: http://www.sir­ken­ro­bin­son.com/skr/pdf/al­lo­ur­fu­tu­res.pdf. (да­та об­ра­ще­ния: 14.01.2012).

13. Pri­ce A. Cre­ati­ve Maths Ac­ti­vi­ti­es for Ab­le Stu­dents. Ide­as for Wor­king with Children Aged 11 to 14. Lon­don: Pa­ul Chap­man Pub­lis­hing, 2006. 112 p.

14. The Im­pact of Cul­tu­re on Cre­ati­vity: A Study Pre­pa­red for the Eu­ro­pe­an Com­mis­si­on (Di­rec­to­ra­te-Ge­ne­ral for Edu­ca­ti­on and Cul­tu­re). 2009 URL: http://ec.eu­ro­pa.eu/cul­tu­re/do­cu­ments/study_im­pact_cult_cre­ati­vity_06_09.pdf. (да­та об­ра­ще­ния: 02.07.2009)

15. We­ge­rif R. Mind Ex­pan­ding. Te­ac­hing for Thin­king and Cre­ati­vity in Pri­mary Edu­ca­ti­on. Glas­gow, UK: Bell and Ba­in Ltd, 2010. 167 p.

16. We­is­berg R. W. Cre­ati­vity: Un­derstan­ding In­no­va­ti­on in Prob­lem Sol­ving, Sci­en­ce, In­ven­ti­on, and the Arts. Ca­na­da, USA: John Wi­ley & Sons, Inc., 2006. 622 p.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.