Название статьи | Креативно ориентированное обучение: разработка стратегии и путей ее реализации | ||||
Авторы | С. Н. Дегтярев | ||||
В рубрике | ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №6 | Страницы | 20 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37.02 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель: исследуется содержание принципов креативно ориентированного обучения (КОО), обосновывается его стратегия, опирающаяся на необходимость формирования дидактической структуры креативной развивающей среды и поиск инварианта педагогических действий, обеспечивающих наибольший эффект в развитии творческих способностей. Методы: теоретические: анализ и конкретизация принципов КОО; эмпирические: опытно-экспериментальная работа по определению креативного инварианта обучения (системы педагогических действий по развитию креативности). Результаты: сформулированы и обоснованы принципы КОО, разработаны рекомендации по реализации КОО на старшей ступени обучения. Научная новизна: раскрыто содержание понятия «креативный инвариант обучения», уточнено понятие «креативный потенциал». Дополнена теория продуктивного (эвристического) обучения: обосновано использование методов логико-графического структурирования информации с целью подготовки учащихся к продуктивной деятельности. Практическая значимость. Использование результатов исследования в системе школьного обучения позволяет сосредоточить образовательный процесс на интеллектуальном развитии учащихся и наиболее эффективно формировать их креативные способности. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | развивающее обучение, креативные способности, креативный потенциал, дидактические принципы креативно ориентированного обучения, креативные методы. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. Москва: Академия, 1996. 224 с. 2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3‑е изд. С.‑Петербург: Питер, 2008. 368 с. 3. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3‑е изд., испр. Москва: Академия, 2006. 192 с. 4. Креативная лаборатория: диалог творческих практик: монография / ред.-сост. О. А. Карлова. Москва: Академический проект, 2009. 476 с. 5. Креативная педагогика: методология, теория, практика / под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. 3‑е изд. Москва: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2012. 319 с. 6. Любарт Т., Мишуру К., Тордисман С., Зенасни Ф. Психология креативности: пер. с фр. Москва: Когито-Центр, 2009. 215 с. 7. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии / ред.-сост. А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина. Москва: ГИД «АРИС», 2010. 292 с. 8. Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2006. 624 с. 9. Савина Н. Н. Креативная педагогика для «трудных»: монография. 2‑е изд. Новосибирск: СО РАН, 2009. 380 с. 10. Спиридонов В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем: учебное пособие. Москва: Генезис, 2006. 319 с. 11. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя. Москва: ВЛАДОС, 2000. 320 с. 12. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Электрон. ресурс]. Версия 1.0. Москва: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2006. Режим доступа: http://www.eidos.ru. |