Название статьи |
Исходные принципы построения модели подготовки конкурентоспособных рабочих в условиях промышленных предприятий[1] |
||||
Авторы | В. А. Федоров, С. В. Васильев | ||||
В рубрике | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №6 | Страницы | 56 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 377.354 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и апробация подходов, принципов и условий, обеспечивающих эффективную профессиональную подготовку конкурентоспособных рабочих в учебном центре промышленного предприятия. Методы. Теоретические: теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования, сравнение, систематизация, синтез, обобщение, моделирование; эмпирические: исследование и обобщение эффективного опыта корпоративного профессионального образования, включенное наблюдение, анкетирование, экспертная оценка. Результаты. На основе анализа современного опыта профессионального обучения непосредственно на промышленных предприятий разработана система организационно-педагогических принципов корпоративной подготовки конкурентоспособных рабочих. Описание принципов и условий их реализации представлено с позиций компетентностного, социокультурного и модульного подходов. Эффективность данной системы принципов подтверждена опытно-экспериментальным путем при построении и испытании структурно-содержательной модели корпоративной подготовки рабочих по профессии «сварщик» на предприятии ОАО «НПК Уралвагонзавод». Научная новизна. Расширены теоретическая база о возможностях обучения конкурентоспособных специалистов в учебных центрах промышленных предприятий. Практическая значимость. Применение исходных принципов при создании модели корпоративного образования значительно повышает его эффективность, а следовательно, результаты изложенного исследования представляют интерес для формирования политики непрерывного образования на крупных промышленных предприятиях, в корпоративных университетах или учебных центрах. Любое направление корпоративного образования может быть идентифицировано и соотнесено с рассмотренными организационно-педагогическими принципами при дополнении и детализации, отражающих специфику отдельных рабочих специальностей. Кроме того, результаты работы могут стать методологической основой дальнейшего изучения проблем профессионального образования. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | корпоративное образование, организационно-педагогические принципы, конкурентоспособный рабочий, подходы, условия. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с. 2. Бадаев Ю. Л. Развитие системы внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва: Научно-исследовательский институт развития профессионального образования Департамента образования города Москвы. 2009. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/. 3. Беляков С. А., Клячко Т. Л., Федотов А. В. Анализ целей и задач государственной образовательной политики Российской Федерации в 2000–2010 гг. // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1. С. 6–18. 4. Богачев О. А. Внутрифирменное профессиональное обучение работников на современном предприятии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва: Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина, 2011. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/. 5. Вербицкая Н. О., Романцев Г. М., Федоров В. А. Скрытая кадровая проблема российской инновационной экономики: потенциал системы профессионально-педагогического образования // Образование и наука: Известия УрО РАО. 2008. № 5. С. 84–90. 6. Гайнеев Э. Р. Деятельностно-компетентностный подход в профессиональном обучении // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов. Екатеринбург: СВ-96, 2012. Вып. 7. С. 203–210. 7. Лапин Н. И. Отношения общественные // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Москва, 2010. Т. 3. С. 178. 8. Литвак Р. А. Социокультурный подход к процессу социализации личности молодого специалиста // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 165–167. 9. Масалимова А. Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальной, неформальной и информальной моделей // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.science-education.ru/. 10. Наука и профессиональное образование: коллективная монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. Москва: Экон-информ, 2013. 331 с. 11. Петлин В. И. Организационно-педагогические условия оптимизации внутрифирменной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ядерно-опасных производств (на материалах Сибирского химического комбината): автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2007. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.scholar.ru/speciality.php?page=15&spec_id=5. 12. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям: 3‑е изд., перераб. / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Москва: ЭГВЕС, 2009. 456 с. 13. Романцев Г. М., Федоров В. А., Мокроносов А. Г. Профессиональное образование в системе обеспечения модернизируемой экономики рабочими кадрами // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6. С. 6–13. 14. Силкина Н. В. и др. Корпоративная профессиональная подготовка кадров: от теории к практике: практико-ориентированная монография / Н. В. Силкина, В. А. Федоров, Л. П. Пачикова, Р. С. Силкин. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. 229 с.
[1] Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России. |