В. А. Федоров, С. В. Васильев

Название статьи Исходные принципы построения модели подготовки конкурентоспособных рабочих
в условиях промышленных предприятий[1]
Авторы В. А. Федоров, С. В. Васильев
В рубрике ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2014 Номер журнала №6 Страницы 56
Тип статьи   Индекс УДК УДК 377.354 Индекс ББК  
Аннотация

Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и ап­ро­ба­ция подходов, принципов и ус­ло­вий, обеспечивающих эффективную профессиональную подготовку конкурентоспособных рабочих в учеб­ном центре промышленного предприятия.

Методы. Теоретические: теоретико-ме­то­до­ло­ги­чес­кий анализ научной литературы по теме исследования, сравнение, систематизация, синтез, обобщение, моделирование; эмпирические: исследование и обоб­ще­ние эффективного опыта корпоративного профессионального образования, включенное наблюдение, анкетирование, экспертная оценка.

Результаты. На основе анализа современного опыта профессионального обучения непосредственно на промышленных предприятий разработана система организационно-пе­да­го­ги­чес­ких принципов корпоративной подготовки конкурентоспособных рабочих. Описание принципов и ус­ло­вий их реализации представлено с по­зи­ций компетентностного, социокультурного и мо­дуль­но­го подходов. Эффективность данной системы принципов подтверждена опытно-эк­спе­ри­мен­таль­ным путем при постро­ении и ис­пы­та­нии структурно-со­дер­жа­тель­ной модели корпоративной подготовки рабочих по профессии «сварщик» на предприятии ОАО «НПК Уралвагонзавод».

Научная новизна. Расширены теоретическая база о воз­мож­нос­тях обучения конкурентоспособных специалистов в учеб­ных центрах промышленных предприятий.

Практическая значимость. Применение исходных принципов при создании модели корпоративного образования значительно повышает его эффективность, а сле­до­ва­тель­но, результаты изложенного исследования представляют интерес для формирования политики непрерывного образования на крупных промышленных предприятиях, в кор­по­ра­тив­ных университетах или учебных центрах. Любое направление корпоративного образования может быть идентифицировано и со­от­не­се­но с рас­смот­рен­ны­ми организационно-пе­да­го­ги­чес­ки­ми принципами при дополнении и де­та­ли­за­ции, отражающих специфику отдельных рабочих специальностей. Кроме того, результаты работы могут стать методологической основой дальнейшего изучения проблем профессионального образования.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова корпоративное образование, организационно-пе­да­го­ги­чес­кие принципы, конкурентоспособный рабочий, подходы, условия.
Список цитируемой литературы

1. Ан­дре­ев В. И. Пе­да­го­ги­ка: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.

2. Ба­да­ев Ю. Л. Раз­ви­тие системы внутрифирменной подготовки и пе­ре­под­го­тов­ки кадров: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва: Научно-ис­сле­до­ва­тельский институт развития профессионального образования Департамента образования города Москвы. 2009. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/.

3. Бе­ля­ков С. А., Клячко Т. Л., Федотов А. В. Ана­лиз целей и за­дач государственной образовательной политики Российской Федерации в 2000–2010 гг. // Университетское управление: практика и ана­лиз. 2012. № 1. С. 6–18.

4. Бо­га­чев О. А. Внут­ри­фир­мен­ное профессиональное обучение работников на современном предприятии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва: Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Го­ряч­ки­на, 2011. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/.

5. Вер­биц­кая Н. О., Романцев Г. М., Федоров В. А. Скры­тая кадровая проблема российской инновационной экономики: потенциал системы профессионально-пе­да­го­ги­чес­ко­го образования // Образование и на­ука: Известия УрО РАО. 2008. № 5. С. 84–90.

6. Гайне­ев Э. Р. Де­ятель­нос­тно-ком­пе­тен­тнос­тный подход в про­фес­си­ональ­ном обучении // Понятийный аппарат педагогики и об­ра­зо­ва­ния: сборник научных трудов. Екатеринбург: СВ-96, 2012. Вып. 7. С. 203–210.

7. Ла­пин Н. И. От­но­ше­ния общественные // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Москва, 2010. Т. 3. С. 178.

8. Лит­вак Р. А. Со­ци­окуль­тур­ный подход к про­цес­су социализации личности молодого специалиста // Педагогическое образование в Рос­сии. 2014. № 1. С. 165–167.

9. Ма­са­ли­мо­ва А. Р. Кор­по­ра­тив­ное образование и внут­ри­фир­мен­ная подготовка: особенности формальной, неформальной и ин­фор­маль­ной моделей // Современные проблемы науки и об­ра­зо­ва­ния. 2012. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.science-education.ru/.

10. На­ука и про­фес­си­ональ­ное образование: коллективная монография / под ред. И. П. Смир­но­ва, Е. В. Тка­чен­ко, С. Н. Чис­тя­ко­вой. Москва: Экон-ин­форм, 2013. 331 с.

11. Пет­лин В. И. Ор­га­ни­за­ци­он­но-пе­да­го­ги­чес­кие условия оп­тимизации внутрифирменной подготовки, переподготовки и по­вы­ше­ния квалификации персонала ядерно-опас­ных производств (на материалах Сибирского химического комбината): автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2007. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.scholar.ru/speciality.php?page=15&spec_id=5.

12. Про­фес­си­ональ­ная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и нап­рав­ле­ни­ям: 3‑е изд., перераб. / под ред. С. Я. Ба­ты­ше­ва, А. М. Но­ви­ко­ва. Москва: ЭГВЕС, 2009. 456 с.

13. Ро­ман­цев Г. М., Федоров В. А., Мокроносов А. Г. Про­фес­си­ональ­ное образование в сис­те­ме обеспечения модернизируемой экономики рабочими кадрами // Университетское управление: практика и ана­лиз. 2012. № 6. С. 6–13.

14. Сил­ки­на Н. В. и др. Корпоративная профессиональная подготовка кадров: от теории к прак­ти­ке: практико-ори­ен­ти­ро­ван­ная монография / Н. В. Сил­ки­на, В. А. Фе­до­ров, Л. П. Па­чи­ко­ва, Р. С. Сил­кин. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. 229 с.

 



[1] Ра­бо­та вы­пол­не­на в рам­ках го­су­дар­ствен­но­го за­да­ния Ми­ноб­рна­уки Рос­сии.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.