Название статьи | Развитие интеллекта в процессе взросления | ||||
Авторы | Е. М. Ревенко | ||||
В рубрике | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №6 | Страницы | 94 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 378:159.92.8 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель: изучение особенностей динамики интеллектуального развития в процессе взросления. Методы: групповой интеллектуальный тест (ГИТ) для младших подростков; тест IST Р. Амтхауэра в адаптации Л. А. Ясюковой; лонгитюдный метод и метод поперечных срезов. Результаты. Экспериментально установлено, что темпы формирования интеллекта у юношей в период начиная со средних классов общеобразовательной школы и вплоть до средины подготовки в вузе имеют весьма неравномерный характер и вместе с тем определенные закономерности. В школьником возрасте, особенно в средних классах, происходит рост количественных показателей интеллекта. Далее количественные изменения замещаются качественными, что обусловлено обретением компетентности в конкретной сфере деятельности. Если в средних классах общеобразовательной школы в структуре интеллекта преобладают вербальные компоненты умственных способностей, то к завершению среднего образования происходит перевес в сторону проявлений невербальных изменений. Подобная тенденция сохраняется вплоть до 3-го курса вуза. В среднем звене общего образования (5–6-е классы) развитие интеллекта протекает более интенсивно у подростков, отличающихся высокими умственными качествами. В старших классах и в вузе наблюдается обратная тенденция – динамика интеллекта активизируется и ускоряется у юношей, которые ранее проявляли его менее явно. Как правило, выраженные прежние различия в интеллектуальном развитии сглаживаются, становятся менее выраженными. Научная новизна. Впервые осуществленный дифференцированный анализ динамики количественных показателей интеллекта в зависимости от исходного его уровня дает основание для предположения о существовании индивидуально-типологических вариантов умственного развития учащихся. Практическая значимость. Результаты исследования могут служить основанием для разработки теории индивидуально-типологических траекторий интеллектуального развития, которая позволит реализовывать дифференцированный и индивидуальный подходы в образовании с учетом специфики темпа и ритма формирования интеллектуальных функций у конкретных групп учащихся. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | динамика интеллекта, возраст, индивидуально-типологические варианты интеллектуального развития. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск: Принтер, 1993. 40 с. 2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. Москва: Педагогика, 1991. 479 с. 3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. С.-Петербург: Питер, 2000. 368 с. 4. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. Возрастные изменения генотип-средовых отношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 106–108. 5. Зелова Т. Ф., Ревенко Е. М., Сальников В. А. Возрастные особенности соотношения двигательных и умственных способностей школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 3. С. 11–16. 6. Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. Москва: Знание, 1982. 96 с. 7. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва; Воронеж, 1997. 448 с. 8. Локалова Н. П. Школьная успеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие. С.-Петербург: Питер, 2009. 368 с. 9. Ревенко Е. М. Динамика умственных способностей студентов, различающихся исходным уровнем интеллекта и индивидуально-типологическими особенностями // Индивидуальные различия в развитии способностей человека: сборник научных трудов. Омск: СибАДИ, 2008. С. 79–86. 10. Холодная М. А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический журнал. 2011. № 5. С. 69–78. 11. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. С.-Петербург: Питер, 2002. 272 с. 12. Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): методическое руководство. С.-Петербург: ИМАТОН, 2002. 80 с. |