Е. М. Ревенко

Название статьи Развитие интеллекта в процессе взросления
Авторы Е. М. Ревенко
В рубрике ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2014 Номер журнала №6 Страницы 94
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378:159.92.8 Индекс ББК  
Аннотация

Цель: изучение особенностей динамики интеллектуального развития в про­цес­се взросления.

Методы: групповой интеллектуальный тест (ГИТ) для младших подростков; тест IST Р. Ам­тхауэра в адап­та­ции Л. А. Ясю­ко­вой; лонгитюдный метод и ме­тод поперечных срезов.

Результаты. Экспериментально установлено, что темпы формирования интеллекта у юно­шей в пе­ри­од начиная со средних классов общеобразовательной школы и вплоть до средины подготовки в ву­зе имеют весьма неравномерный характер и вмес­те с тем определенные закономерности. В школь­ни­ком возрасте, особенно в сред­них классах, происходит рост количественных показателей интеллекта. Далее количественные изменения замещаются качественными, что обусловлено обретением компетентности в кон­крет­ной сфере деятельности. Если в сред­них классах общеобразовательной школы в струк­ту­ре интеллекта преобладают вербальные компоненты умственных способностей, то к за­вер­ше­нию среднего образования происходит перевес в сто­ро­ну проявлений невербальных изменений. Подобная тенденция сохраняется вплоть до 3-го курса вуза. В сред­нем звене общего образования (5–6-е классы) развитие интеллекта протекает более интенсивно у под­рос­тков, отличающихся высокими умственными качествами. В стар­ших классах и в ву­зе наблюдается обратная тенденция – динамика интеллекта активизируется и ус­ко­ря­ет­ся у юно­шей, которые ранее проявляли его менее явно. Как правило, выраженные прежние различия в ин­тел­лек­ту­аль­ном развитии сглаживаются, становятся менее выраженными.

Научная новизна. Впервые осуществленный дифференцированный анализ динамики количественных показателей интеллекта в за­ви­си­мос­ти от исходного его уровня дает основание для предположения о су­ще­ство­ва­нии индивидуально-ти­по­ло­ги­чес­ких вариантов умственного развития учащихся.

Практическая значимость. Результаты исследования могут служить основанием для разработки теории индивидуально-ти­по­ло­ги­чес­ких траекторий интеллектуального развития, которая позволит реализовывать дифференцированный и ин­ди­ви­ду­аль­ный подходы в об­ра­зо­ва­нии с уче­том специфики темпа и рит­ма формирования интеллектуальных функций у кон­крет­ных групп учащихся.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова динамика интеллекта, возраст, индивидуально-ти­по­ло­ги­чес­кие варианты интеллектуального развития.
Список цитируемой литературы

1. Аки­мо­ва М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П. Ру­ко­вод­ство к при­ме­не­нию группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск: Принтер, 1993. 40 с.

2. Вы­гот­ский Л. С. Пе­да­го­ги­чес­кая психология / под ред. В. В. Да­вы­до­ва. Москва: Педагогика, 1991. 479 с.

3. Дру­жи­нин В. Н. Пси­хо­ло­гия общих способностей. С.-Пе­тер­бург: Питер, 2000. 368 с.

4. Его­ро­ва М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. Воз­рас­тные изменения генотип-сре­до­вых отношений в по­ка­за­те­лях интеллекта // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 106–108.

5. Зе­ло­ва Т. Ф., Ревенко Е. М., Сальников В. А. Воз­рас­тные особенности соотношения двигательных и ум­ствен­ных способностей школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 3. С. 11–16.

6. Кал­мы­ко­ва З. И. Проб­ле­ма преодоления неуспеваемости глазами психолога. Москва: Знание, 1982. 96 с.

7. Лейтес Н. С. Воз­рас­тная одаренность и ин­ди­ви­ду­аль­ные различия. Москва; Воронеж, 1997. 448 с.

8. Ло­ка­ло­ва Н. П. Школь­ная успеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие. С.-Пе­тер­бург: Питер, 2009. 368 с.

9. Ре­вен­ко Е. М. Ди­на­ми­ка умственных способностей студентов, различающихся исходным уровнем интеллекта и ин­ди­ви­ду­аль­но-ти­по­ло­ги­чес­ки­ми особенностями // Индивидуальные различия в раз­ви­тии способностей человека: сборник научных трудов. Омск: СибАДИ, 2008. С. 79–86.

10. Хо­лод­ная М. А. Эво­лю­ция интеллектуальной одаренности от детства к взрос­лос­ти: эффект инверсии развития // Психологический журнал. 2011. № 5. С. 69–78.

11. Хо­лод­ная М. А. Пси­хо­ло­гия интеллекта: парадоксы исследования. С.-Пе­тер­бург: Питер, 2002. 272 с.

12. Ясю­ко­ва Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Ам­тхауэра (IST): методическое руководство. С.-Пе­тер­бург: ИМАТОН, 2002. 80 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.