Г. И. Ибрагимов

Название статьи Актуальные методологические проблемы дидактики профессиональной школы
Авторы Г. И. Ибрагимов
В рубрике ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Год 2014 Номер журнала №6 Страницы 3
Тип статьи   Индекс УДК УДК 377.5 Индекс ББК  
Аннотация

Цель статьи – на основе изменившихся требований к об­ра­зо­ва­нию, обусловленных компетентностным подходом и внед­ре­ни­ем информационно-ком­му­ни­ка­ци­он­ных технологий, выявить сущностное знание о пред­ме­те дидактики профессиональной школы, процессе обучения в ней и оп­ре­де­лить специфику компонентов этого процесса в ус­ло­ви­ях всеобщей информатизации.

Методы исследования: анализ научно-пе­да­го­ги­чес­ких источников, изучение инновационного опыта профессиональной школы, обобщение, абстрагирование, моделирование.

Научная новизна. На основании того, что дидактика есть часть науки об образовании (педагогики), изучающая определенный его компонент – обучение, понимаемое как развитие жизненного опыта человека в ви­де совокупности знаний, умений, навыков и при­вы­чек, автор выстраивает аналогичную цепочку относительно профессиональной дидактики: она, будучи частью профессиональной педагогики как науки о про­фес­си­ональ­ном образовании, изучает определенный компонент этого образования – профессиональное обучение, понимаемое как присвоение человеком жизненного опыта в ви­де совокупности общенаучных и про­фес­си­ональ­ных знаний, умений, навыков и при­вы­чек. Обосновывается, что в цен­тре внимания такой дидактики находится личность обучающегося и его учебная деятельность, а не деятельность педагога, призванного проектировать и ре­али­зо­вы­вать такие дидактические средства и ус­ло­вия, которые позволили бы успешно формироваться опыту обучающегося. Раскрываются сущностные характеристики процесса профессиональной подготовки в ин­фор­ма­ци­он­ном обществе.

Результаты исследования могут быть использованы специалистами в об­лас­ти дидактики для разработки технологий обучения в про­фес­си­о­наль­ной школе.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова предмет и ос­нов­ные понятия дидактики профессиональной школы; развитие дидактики профессиональной школы; сущностные характеристики процесса обучения в ус­ло­ви­ях информатизации образования.
Список цитируемой литературы

1. Бо­ров­ских А. В., Розов Н. Х. Де­ятель­нос­тные принципы в пе­да­го­ги­ке и пе­да­го­ги­чес­кая логика. Москва: МАКС Пресс, 2010. 80 с.

2. Да­ни­лов М. А., Есипов Б. П. Ди­дак­ти­ка / под ред. Б. П. Еси­по­ва. Москва: АПН РСФСР, 1957. 518 с.

3. Ди­дак­ти­ка профессиональной школы: сборник научных статей / под ред. Г. И. Иб­ра­ги­мо­ва. Казань: Данис; ИПП ПО РАО, 2013. 146 с.

4. Ди­дак­ти­ка средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ и сту­ден­тов педагогических институтов / под ред. М. Н. Скат­ки­на. 2‑е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1982. 319 с.

5. Жу­ков В. Н. О при­чи­нах кризиса гуманитарного знания // Альма-ма­тер. 2013. № 7. С. 28–31

6. Заг­вя­зин­ский В. И. Те­ория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов вузов. 5‑е изд., стер. Москва: Академия, 2008. 192 с.

7. Иб­ра­ги­мов Г. И. Сов­ре­мен­ные проблемы дидактики профессиональной школы // Казанский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 10–26.

8. Иб­ра­ги­мов Г. И. Те­ория обучения // Г. И. Иб­ра­ги­мов, Е. М. Иб­ра­ги­мо­ва, Т. М. Ан­дри­ано­ва: учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. Москва: Владос, 2011. 383 с.

9. Кра­ев­ский В. В., Хуторской А. В. Ос­но­вы обучения: дидактика и ме­то­ди­ка. Москва: Академия, 2007.

10. Му­ха­мет­зя­но­ва Г. В. Про­фес­си­ональ­ное образование: системный взгляд на проблему. Казань: Идеал-Пресс, 2008. 608 с.

11. Но­ви­ков А. М. О пред­ме­те педагогики // Педагогика. 2010. № 6. С. 8–15.

12. Оже­гов С. И. Сло­варь русского языка. 23‑е изд. Москва, 1991.

13. Ос­мо­лов­ская И. М. Ди­дак­ти­ка. Москва: Академия, 2008. 240 с.

14. Пе­да­го­ги­ка: учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Ю. К. Ба­бан­ско­го. Москва: Просвещение, 1983. 608 с.

15. Пе­да­го­ги­ка: учебник / под ред. Л. П. Крив­шен­ко. Москва: ТК Велби; Проспект, 2005. 432 с

16. Про­фес­си­ональ­ная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и нап­рав­ле­ни­ям. 2‑е изд., перераб. и доп. Москва: Профессиональное образование, 1999. 904 с.

17. Ро­берт И. В. Раз­ви­тие дидактики в ус­ло­ви­ях информатизации образования // Педагогика. 2012. № 9. С. 25–37.

18. Ры­жов В. Н. Ди­дак­ти­ка: учебное пособие для студентов педагогических колледжей и ли­це­ев. Москва: ЮНИТИ-ДА­НА, 2004. 318 с.

19. Со­ро­кин Н. А. Ди­дак­ти­ка: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1974. 222 с.

20. Тес­тов В. А. Ин­фор­ма­ци­он­ное общество: переход к но­вой парадигме в об­ра­зо­ва­нии // Педагогика. 2012. № 4. С. 3–10.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.