Название статьи | Актуальные методологические проблемы дидактики профессиональной школы | ||||
Авторы | Г. И. Ибрагимов | ||||
В рубрике | ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №6 | Страницы | 3 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 377.5 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель статьи – на основе изменившихся требований к образованию, обусловленных компетентностным подходом и внедрением информационно-коммуникационных технологий, выявить сущностное знание о предмете дидактики профессиональной школы, процессе обучения в ней и определить специфику компонентов этого процесса в условиях всеобщей информатизации. Методы исследования: анализ научно-педагогических источников, изучение инновационного опыта профессиональной школы, обобщение, абстрагирование, моделирование. Научная новизна. На основании того, что дидактика есть часть науки об образовании (педагогики), изучающая определенный его компонент – обучение, понимаемое как развитие жизненного опыта человека в виде совокупности знаний, умений, навыков и привычек, автор выстраивает аналогичную цепочку относительно профессиональной дидактики: она, будучи частью профессиональной педагогики как науки о профессиональном образовании, изучает определенный компонент этого образования – профессиональное обучение, понимаемое как присвоение человеком жизненного опыта в виде совокупности общенаучных и профессиональных знаний, умений, навыков и привычек. Обосновывается, что в центре внимания такой дидактики находится личность обучающегося и его учебная деятельность, а не деятельность педагога, призванного проектировать и реализовывать такие дидактические средства и условия, которые позволили бы успешно формироваться опыту обучающегося. Раскрываются сущностные характеристики процесса профессиональной подготовки в информационном обществе. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области дидактики для разработки технологий обучения в профессиональной школе. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | предмет и основные понятия дидактики профессиональной школы; развитие дидактики профессиональной школы; сущностные характеристики процесса обучения в условиях информатизации образования. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Боровских А. В., Розов Н. Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. Москва: МАКС Пресс, 2010. 80 с. 2. Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика / под ред. Б. П. Есипова. Москва: АПН РСФСР, 1957. 518 с. 3. Дидактика профессиональной школы: сборник научных статей / под ред. Г. И. Ибрагимова. Казань: Данис; ИПП ПО РАО, 2013. 146 с. 4. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ и студентов педагогических институтов / под ред. М. Н. Скаткина. 2‑е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1982. 319 с. 5. Жуков В. Н. О причинах кризиса гуманитарного знания // Альма-матер. 2013. № 7. С. 28–31 6. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов вузов. 5‑е изд., стер. Москва: Академия, 2008. 192 с. 7. Ибрагимов Г. И. Современные проблемы дидактики профессиональной школы // Казанский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 10–26. 8. Ибрагимов Г. И. Теория обучения // Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова, Т. М. Андрианова: учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. Москва: Владос, 2011. 383 с. 9. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: дидактика и методика. Москва: Академия, 2007. 10. Мухаметзянова Г. В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему. Казань: Идеал-Пресс, 2008. 608 с. 11. Новиков А. М. О предмете педагогики // Педагогика. 2010. № 6. С. 8–15. 12. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 23‑е изд. Москва, 1991. 13. Осмоловская И. М. Дидактика. Москва: Академия, 2008. 240 с. 14. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Ю. К. Бабанского. Москва: Просвещение, 1983. 608 с. 15. Педагогика: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. Москва: ТК Велби; Проспект, 2005. 432 с 16. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2‑е изд., перераб. и доп. Москва: Профессиональное образование, 1999. 904 с. 17. Роберт И. В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования // Педагогика. 2012. № 9. С. 25–37. 18. Рыжов В. Н. Дидактика: учебное пособие для студентов педагогических колледжей и лицеев. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 318 с. 19. Сорокин Н. А. Дидактика: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1974. 222 с. 20. Тестов В. А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании // Педагогика. 2012. № 4. С. 3–10. |