И. Б. Рыжкина

Название статьи Образовательные возможности коллажа как дидактического средства: междисциплинарный подход
Авторы И. Б. Рыжкина
В рубрике ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ
Год 2014 Номер журнала №6 Страницы 113
Тип статьи   Индекс УДК УДК 372.881.1 Индекс ББК  
Аннотация

Цель – выявить функции и по­тен­ци­аль­ные образовательные возможности использования коллажа как дидактического средства.

Методы и ме­то­ди­ки: многосторонний теоретический анализ данных различных наук и их обобщение; деятельностный подход в ис­сле­до­ва­нии восприятия учащимися материала; коммуникативный подход к ус­та­нов­ле­нию связи между процессом восприятия коллажа и про­цес­сом речевого общения; лингвокультурологический подход в рас­смот­ре­нии коллажа как знака, носителя информации и объ­ек­та коммуникации; принципы развивающего обучения.

Результаты: на основе концептуального синтеза научных работ из разных отраслей социогуманитарного знания: философии, культурологи, семиотики и пси­хо­ло­гии – убедительно доказывается, что коллаж как дидактическое средство в це­лом адекватно особенностям когнитивного стиля восприятия современных школьников и в час­тнос­ти соответствует целям иноязычного образования. Показана специфика коллажа как объекта восприятия, выделены его семиотические характеристики и важ­ные качества как одной из основных дидактических единиц.

Научная новизна. С опо­рой на результаты комплексного междисциплинарного анализа выявлены и опи­са­ны функциональные ресурсы коллажа как культурного феномена и как дидактического инструмента, применение которого в учеб­ном процессе открывает новые познавательные, развивающие, воспитательные и учеб­ные возможности.

Практическая значимость: предложена методическая база к струк­ту­ри­ро­ва­нию содержания и вы­бо­ру формы коллажа для решения образовательных задач.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова клиповый тип мышления и вос­при­ятия, коллаж, знаковый феномен, методические функции материального средства.
Список цитируемой литературы

1. Вер­мо А., Вермо О. Мэт­ры сюрреализма: энциклопедия: пер. с фр. / под ред. Т. Б. Ев­до­ки­мо­вой. С-Пе­тер­бург: Академический проект, 1996. 288 с.

2. Гри­ца­нов А. А., Можейко М. А. Пос­тмо­дер­низм: энциклопедия. Минск: Интерпрес-сер­вис; Книжный Дом, 2001 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/encycl/post_mod_encyclop_all.html.

3. Ели­на Е. А. Се­ми­оти­ка рекламы: учебное пособие. 2-е изд. Москва: Дашков и К°, 2012. 136 с.

4. Ива­нов В. В. Из­бран­ные труды по семиотике и ис­то­рии культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и на­уки. Москва: Языки славянских культур, 2007. 792 с.

5. Иль­ин Е. П. Пси­хо­ло­гия творчества, креативности, одаренности. С-Пе­тер­бург: Питер, 2011. 448 с.

6. Лот­ман Ю. М. Се­ми­оти­ка культуры и по­ня­тие текста // Ю. М. Лот­ман. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 129–132. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.philology.ru/literature1/lotman-92b.htm.

7. Лю­би­мов В. В. Пси­хо­ло­гия восприятия: учебник. Москва: Эксмо; ЧеРо; МПСИ, 2007. 472 с.

8. Ми­рош­ни­чен­ко И. В. Се­ми­оти­ка: конспект лекций. Москва: А-При­ор, 2007. 126 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56343/

9. Пас­сов Е. И. Ме­то­ди­ка как теория и тех­но­ло­гия иноязычного образования. Кн. 1. Елец: ЕГУ им. И. А. Бу­ни­на, 2010. 543 с.

10. Пси­хо­ло­ги­чес­кий словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. П. Зин­чен­ко, Б. Г. Ме­ще­ря­ко­ва. Москва: Астрель; АСТ; Хранитель, 2007. 479 с.

11. Ру­бин­штейн С. Л. Ос­но­вы общей психологии. С.-Пе­тер­бург: Питер, 2000. 712 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180–64.shtml#book_page_top.

12. Сал­ми­на Н. Г. Знак и сим­вол в обу­че­нии. Москва: МГУ, 1988. 288 с.

13. Cеменюченко Н. В. Не­вер­баль­ный ряд учебника русского языка как средства освоения би(поли) культурного пространства // Русскоязычие и би(поли) лингвизм в меж­куль­тур­ной коммуникации XXI века: когнитивно-кон­цеп­ту­аль­ные аспекты: материалы II Международной научно-ме­то­ди­чес­кой конференции. Пятигорск, 23–25 ап­ре­ля 2009 г. / под ред. Л. В. Вит­ков­ской, А. М. Ка­зи­евой. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. С. 106–109.

14. Со­ко­лов А. В. Об­щая теория социальной коммуникации: учебное пособие. С.-Пе­тер­бург: Изд-во В. А. Ми­хайло­ва, 2002. 461 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vuzlib.org/beta3/html/1/23490/23559/.

15. Со­ло­мо­ник А. По­зи­тив­ная семиотика: О зна­ках, знаковых системах и се­ми­оти­чес­кой деятельности / под ред. Г. Е. Крейдли­на. 2-е изд. Москва: ЛКИ, 2011. 192 с.

16. Чер­няв­ская В. Е. Лин­гвис­ти­ка текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. Москва: ЛИБРОКОМ, 2009. 248 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3393759.

17. Müller Bernd-Dieter. Begriffe und Bilder. Bedeutungscollagen zur Landeskunde. In: Zielsprache Deutsch, H. 2. 1983. S. 5–15.

18. Siekmann Manfred. Collagen als produktives Medium. Der fremdsprachliche Unterricht, H. 93. 1989: Bildkunst und Sprache.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.