Название статьи | Образовательные возможности коллажа как дидактического средства: междисциплинарный подход | ||||
Авторы | И. Б. Рыжкина | ||||
В рубрике | ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №6 | Страницы | 113 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 372.881.1 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель – выявить функции и потенциальные образовательные возможности использования коллажа как дидактического средства. Методы и методики: многосторонний теоретический анализ данных различных наук и их обобщение; деятельностный подход в исследовании восприятия учащимися материала; коммуникативный подход к установлению связи между процессом восприятия коллажа и процессом речевого общения; лингвокультурологический подход в рассмотрении коллажа как знака, носителя информации и объекта коммуникации; принципы развивающего обучения. Результаты: на основе концептуального синтеза научных работ из разных отраслей социогуманитарного знания: философии, культурологи, семиотики и психологии – убедительно доказывается, что коллаж как дидактическое средство в целом адекватно особенностям когнитивного стиля восприятия современных школьников и в частности соответствует целям иноязычного образования. Показана специфика коллажа как объекта восприятия, выделены его семиотические характеристики и важные качества как одной из основных дидактических единиц. Научная новизна. С опорой на результаты комплексного междисциплинарного анализа выявлены и описаны функциональные ресурсы коллажа как культурного феномена и как дидактического инструмента, применение которого в учебном процессе открывает новые познавательные, развивающие, воспитательные и учебные возможности. Практическая значимость: предложена методическая база к структурированию содержания и выбору формы коллажа для решения образовательных задач. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | клиповый тип мышления и восприятия, коллаж, знаковый феномен, методические функции материального средства. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Вермо А., Вермо О. Мэтры сюрреализма: энциклопедия: пер. с фр. / под ред. Т. Б. Евдокимовой. С-Петербург: Академический проект, 1996. 288 с. 2. Грицанов А. А., Можейко М. А. Постмодернизм: энциклопедия. Минск: Интерпрес-сервис; Книжный Дом, 2001 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/encycl/post_mod_encyclop_all.html. 3. Елина Е. А. Семиотика рекламы: учебное пособие. 2-е изд. Москва: Дашков и К°, 2012. 136 с. 4. Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. Москва: Языки славянских культур, 2007. 792 с. 5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. С-Петербург: Питер, 2011. 448 с. 6. Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста // Ю. М. Лотман. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 129–132. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.philology.ru/literature1/lotman-92b.htm. 7. Любимов В. В. Психология восприятия: учебник. Москва: Эксмо; ЧеРо; МПСИ, 2007. 472 с. 8. Мирошниченко И. В. Семиотика: конспект лекций. Москва: А-Приор, 2007. 126 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56343/ 9. Пассов Е. И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн. 1. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. 543 с. 10. Психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. Москва: Астрель; АСТ; Хранитель, 2007. 479 с. 11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С.-Петербург: Питер, 2000. 712 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0180/1_0180–64.shtml#book_page_top. 12. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. Москва: МГУ, 1988. 288 с. 13. Cеменюченко Н. В. Невербальный ряд учебника русского языка как средства освоения би(поли) культурного пространства // Русскоязычие и би(поли) лингвизм в межкультурной коммуникации XXI века: когнитивно-концептуальные аспекты: материалы II Международной научно-методической конференции. Пятигорск, 23–25 апреля 2009 г. / под ред. Л. В. Витковской, А. М. Казиевой. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. С. 106–109. 14. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. С.-Петербург: Изд-во В. А. Михайлова, 2002. 461 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vuzlib.org/beta3/html/1/23490/23559/. 15. Соломоник А. Позитивная семиотика: О знаках, знаковых системах и семиотической деятельности / под ред. Г. Е. Крейдлина. 2-е изд. Москва: ЛКИ, 2011. 192 с. 16. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. Москва: ЛИБРОКОМ, 2009. 248 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3393759. 17. Müller Bernd-Dieter. Begriffe und Bilder. Bedeutungscollagen zur Landeskunde. In: Zielsprache Deutsch, H. 2. 1983. S. 5–15. 18. Siekmann Manfred. Collagen als produktives Medium. Der fremdsprachliche Unterricht, H. 93. 1989: Bildkunst und Sprache. |