6Название статьи | Ведущая активность как фактор преодоления личностной беспомощности в образовательном процессе (на материале изучения поведения младших школьников и подростков) | ||||
Авторы | Б. А. Вяткин, Е. С. Давыдова, Е. В. Забелина | ||||
В рубрике | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №6 | Страницы | 77 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 159.9 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Цель: показать на основе обобщенных результатов серии эмпирических исследований возможность преодоления личностной беспомощности школьников при помощи стимулирования ведущего вида возрастной активности. Методики: «Опросник атрибутивного стиля» для младших школьников (CASQ) и подростков (ASQ), опросник подростковой депрессивности «Депрископ» (Heymans, 1996, адаптация А. И. Подольского, И. А. Идобаевой), детский опросник неврозов В. В. Седнева (ДОН), методика Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методики для изучения уровня самооценки и притязаний (Т. Дембо – С. Рубинштейн) и «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С. А. Будасси), опросник «Потребность в достижении» Ю. М. Орлова. Для диагностики учебной активности была использована программа наблюдения А. А. Волочкова «Экспертная оценка учебной активности младшего школьника, для диагностики коммуникативной активности – опросник и программа наблюдений за проявлениями активности в общении. Методы: подход полисистемного взаимодействия. Результаты: анализ экспериментальных данных убедительно доказывает, что учебная активность у младших школьников и коммуникативная активность у подростков выступают как ресурсы совладания с личностной беспомощностью. Научная новизна: впервые изучены типы функционального взаимодействия личностной беспомощности и активности. Практическая значимость: найдены дополнительные варианты преодоления беспомощности школьников в процессе обучения и способы развития самостоятельности у детей. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | беспомощность, самостоятельность, младшие школьники, подростки, тип взаимодейсвтия, синергия, компенсация, антагонизм. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Васюра С. А. Индивидуальный стиль коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности (на материале школьников-подростков): дис. … канд. психол. наук. Пермь: ПГТУ, 1997. 2. Волочков А. А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): дис. … канд. психол. наук. Пермь: Книжный дом, 1997. 3. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности: учебное пособие. 2-е изд. Москва: Сфинкс, 2007. С. 188–211. 4. Вяткин Б. А., Щукин М. Р. Человек – стиль – социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве: монография. Пермь: ПГТУ, 2007. С. 237. 5. Давыдова Е. С. Взаимосвязь беспомощности и ведущей активности в структуре интегральной индивидуальности (на примере учебной активности младших школьников): автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь: Пермское книжное издательство, 2010. 6. Забелина Е. В. Беспомощность в структуре интегральной индивидуальности и ее связь с коммуникативной активностью (на материале исследования подростков): автореф. дис. … канд. психол. наук Ярославль: Прогресс, 2009. 7. Климов Е. А. О развитии самостоятельности // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 166–168. 8. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. Москва; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. С. 232. 9. Циринг Д. А. Психология выученной беспомощности: учебное пособие. Москва: Академия, 2005. С. 120. 10. Seligman M. Helplessness: on depression, development, death. San Francisco: Freeman, 1975. Р. 215. |