Б. А. Вяткин, Е. С. Давыдова, Е. В. Забелина

6Название статьи Ведущая активность как фактор преодоления личностной беспомощности в образовательном процессе (на материале изучения поведения младших школьников и подростков)
Авторы Б. А. Вяткин, Е. С. Давыдова, Е. В. Забелина
В рубрике ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2014 Номер журнала №6 Страницы 77
Тип статьи   Индекс УДК УДК 159.9 Индекс ББК  
Аннотация

Цель: показать на основе обобщенных результатов серии эмпирических исследований возможность преодоления личностной беспомощности школьников при помощи стимулирования ведущего вида возрастной активности.

Методики: «Опросник атрибутивного стиля» для младших школьников (CASQ) и под­рос­тков (ASQ), опросник подростковой депрессивности «Депрископ» (Heymans, 1996, адаптация А. И. По­дольско­го, И. А. Идо­ба­евой), детский опросник неврозов В. В. Сед­не­ва (ДОН), методика Ч. Д. Спил­бер­ге­ра и Ю. Л. Ха­ни­на, методики для изучения уровня самооценки и при­тя­за­ний (Т. Дем­бо – С. Ру­бин­штейн) и «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С. А. Бу­дас­си), опросник «Потребность в дос­ти­же­нии» Ю. М. Ор­ло­ва. Для диагностики учебной активности была использована программа наблюдения А. А. Во­лоч­ко­ва «Экспертная оценка учебной активности младшего школьника, для диагностики коммуникативной активности – опросник и прог­рам­ма наблюдений за проявлениями активности в об­ще­нии.

Методы: подход полисистемного взаимодействия.

Результаты: анализ экспериментальных данных убедительно доказывает, что учебная активность у млад­ших школьников и ком­му­ни­ка­тив­ная активность у под­рос­тков выступают как ресурсы совладания с лич­нос­тной беспомощностью.

Научная новизна: впервые изучены типы функционального взаимодействия личностной беспомощности и ак­тив­нос­ти.

Практическая значимость: найдены дополнительные варианты преодоления беспомощности школьников в про­цес­се обучения и спо­со­бы развития самостоятельности у де­тей.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова беспомощность, самостоятельность, младшие школьники, подростки, тип взаимодейсвтия, синергия, компенсация, антагонизм.
Список цитируемой литературы

1. Ва­сю­ра С. А. Ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль коммуникативной активности в струк­ту­ре интегральной индивидуальности (на материале школьников-под­рос­тков): дис. … канд. психол. наук. Пермь: ПГТУ, 1997.

2. Во­лоч­ков А. А. Учеб­ная активность в струк­ту­ре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): дис. … канд. психол. наук. Пермь: Книжный дом, 1997.

3. Вят­кин Б. А. Лек­ции по психологии интегральной индивидуальности: учебное пособие. 2-е изд. Москва: Сфинкс, 2007. С. 188–211.

4. Вят­кин Б. А., Щукин М. Р. Че­ло­век – стиль – социум: полисистемное взаимодействие в об­ра­зо­ва­тель­ном пространстве: монография. Пермь: ПГТУ, 2007. С. 237.

5. Да­вы­до­ва Е. С. Вза­имос­вязь беспомощности и ве­ду­щей активности в струк­ту­ре интегральной индивидуальности (на примере учебной активности младших школьников): автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь: Пермское книжное издательство, 2010.

6. За­бе­ли­на Е. В. Бес­по­мощ­ность в струк­ту­ре интегральной индивидуальности и ее связь с ком­му­ни­ка­тив­ной активностью (на материале исследования подростков): автореф. дис. … канд. психол. наук Ярославль: Прогресс, 2009.

7. Кли­мов Е. А. О раз­ви­тии самостоятельности // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 166–168.

8. Ос­ниц­кий А. К. Пси­хо­ло­ги­чес­кие механизмы самостоятельности. Москва; Обнинск: ИГ-СО­ЦИН, 2010. С. 232.

9. Ци­ринг Д. А. Пси­хо­ло­гия выученной беспомощности: учебное пособие. Москва: Академия, 2005. С. 120.

10. Seligman M. Helplessness: on depression, development, death. San Francisco: Freeman, 1975. Р. 215.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.