Андрюхина Л. М.

Название статьи Культурная топология креативности: возможности Человека XXI века
Авторы Андрюхина Л. М.
В рубрике Человек, культура и общество
Год 2012 Номер журнала №3 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 37.03  Индекс ББК  
Аннотация Сов­ре­мен­ная куль­ту­ра ста­вит че­ло­ве­ка пе­ред вы­бо­ром, ка­са­ющим­ся фун­да­мен­таль­ных ос­нов его жиз­ни: быть кре­атив­ным или сойти со сце­ны. Це­на упу­щен­ных и пос­то­ян­но упус­ка­емых вслед­ствие сте­ре­отип­нос­ти и ин­кап­су­ли­ро­ван­нос­ти мыш­ле­ния воз­мож­нос­тей не­ук­лон­но воз­рас­та­ет. В статье рас­кры­ва­ют­ся со­ци­окуль­тур­ные ус­ло­вия и не­об­хо­ди­мая куль­тур­ная то­по­ло­гия раз­ви­тия кре­атив­нос­ти и кре­атив­но­го по­тен­ци­ала Че­ло­ве­ка XXI в. Рас­смот­ре­но со­дер­жа­ние по­ня­тия кре­атив­нос­ти, по­ка­за­но, как стре­ми­тель­но рас­ши­ря­ет­ся по­ле дан­но­го фе­но­ме­на в сов­ре­мен­ном дис­кур­се. Это свя­за­но с бур­ным рас­прос­тра­не­ни­ем по все­му ми­ру мно­го­об­раз­ных кре­атив­ных прак­тик, зат­ра­ги­ва­ющих са­мые раз­ные сфе­ры и су­ще­ствен­ным об­ра­зом ме­ня­ющих век­то­ры прог­рес­са в об­лас­тях эко­но­ми­ки, биз­не­са, куль­ту­ры, про­из­вод­ствен­ных тех­но­ло­гий, тру­да, за­ня­тос­ти, со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции. Ав­тор об­ра­ща­ет вни­ма­ние на то, что кре­атив­ность все боль­ше при­об­ре­та­ет чер­ты со­ци­аль­но­го про­цес­са, и на не­ук­лон­ный рост чис­лен­нос­ти кре­атив­но­го клас­са; вы­де­ля­ет две пря­мо про­ти­во­по­лож­ные стра­те­гии, су­ще­ствен­но влияющие на мо­ди­фи­ка­цию то­по­ло­гии со­ци­аль­но­го и куль­тур­но­го прос­тран­ства. Од­на из них, ис­поль­зу­емая во всех пе­ре­до­вых стра­нах ми­ра, спо­соб­ству­ет раз­ви­тию кре­атив­но­го че­ло­ве­чес­ко­го ка­пи­та­ла, дру­гая, к со­жа­ле­нию ха­рак­тер­ная для на­шей стра­ны, – стро­ит­ся на ус­та­нов­ке, что кре­атив­ный че­ло­век пробь­ет­ся сам. Од­на­ко для ре­ше­ния ак­ту­аль­ных за­дач ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия кре­атив­ный ка­пи­тал сов­ре­мен­ной Рос­сии ко­ли­че­ствен­но яв­но не­дос­та­то­чен, а сле­до­ва­ние вто­рой стра­те­гии гро­зит тем, что мы об­ре­че­ны ос­та­вать­ся стра­ной не­ре­али­зо­ван­ных воз­мож­нос­тей и бу­дем вос­про­из­во­дить си­ту­ации, тре­бу­ющие все но­вых и но­вых вло­же­ний в со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние и ре­ше­ние со­ци­аль­ных проб­лем. Что­бы из­бе­жать та­кой учас­ти, на взгляд ав­то­ра статьи, нуж­но пре­одо­леть три глу­бо­ко уко­ре­нив­ших­ся со­ци­аль­ных ар­хе­ти­па: «об­ра­зо­ва­тель­ный пред­ме­то­цен­тризм», «ор­га­ни­за­ци­он­ный аб­со­лю­тизм» и «куль­тур­ный ос­тра­кизм».
Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова кре­атив­ность, кре­атив­ный по­тен­ци­ал, куль­тур­ная то­по­ло­гия кре­атив­нос­ти, кре­атив­ные прак­ти­ки, кре­атив­ное об­ра­зо­ва­ние, кре­атив­ный ме­­нед­жмент.
Список цитируемой литературы

1. Ма­мар­даш­ви­ли М. Пси­хо­ло­ги­чес­кая топология пути. М., 1997.

2. Нордстрем К. Риддерстрале Й. Биз­нес в сти­ле фанк. Капитал пля­шет под дудку таланта. М., 2007.

3. По­но­ма­ре­ва А. М. Те­ория и ме­то­до­ло­гия креатива в сис­те­ме коммуникационного маркетинга: автореф. дис. … д‑ра экон. наук. Ростов н/Д, 2009.

4. Фельдштейн Д. И. Пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кие проблемы построения новой школы в ус­ло­ви­ях значимых изменений ребенка и си­ту­ации его развития // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. № 5 (73). 2010. С. 3–14.

5. Фло­ри­да Р. Кре­атив­ный класс: люди, которые меняют будущее, М.: Классика – XXI, 2007.

6. Хо­мя­ков Д. С. Фор­ми­ро­ва­ние креативности подростков и стар­ших школьников средствами арт-те­ра­пии: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.