Воробьева И. В., Кружкова О. В.

Название статьи Мо­дель оп­ти­ми­за­ции ста­нов­ле­ния субъ­ек­тов об­ра­зо­ва­тель­ной сре­ды
Авторы Во­робь­ева И. В., Круж­ко­ва О. В.
В рубрике Пси­хо­ло­ги­чес­кие ис­сле­до­ва­ния
Год 2012 Номер журнала №3 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК   Индекс ББК  
Аннотация

Статья пос­вя­ще­на проб­ле­мам про­те­ка­ния про­цес­са ста­нов­ле­ния субъ­ек­тов в ус­ло­ви­ях об­ра­зо­ва­тель­ной сре­ды, а так­же воп­ро­сам ис­поль­зо­ва­ния со­от­вет­ству­ющих пси­хо­тех­но­ло­гий соп­ро­вож­де­ния и оп­ти­ми­за­ции.

По­ка­за­но со­от­но­ше­ние по­ня­тий «лич­ность» и «субъ­ект», на­уч­но-се­ман­ти­чес­кая гра­ни­ца меж­ду ко­то­ры­ми по­ка ос­та­ет­ся дос­та­точ­но раз­мы­той. В пос­лед­нее вре­мя в рам­ках ком­пе­тен­тнос­тно­го под­хо­да, ба­зи­ру­юще­го­ся на по­ло­же­ни­ях об­щеп­риз­нан­ной в об­ра­зо­ва­нии и пси­хо­ло­гии де­ятель­нос­тной па­ра­диг­мы, про­ис­хо­дит па­рал­лель­ное и весь­ма ак­тив­ное опе­ри­ро­ва­ние эти­ми тер­ми­на­ми. По­это­му вы­яс­не­ние спе­ци­фи­ки их ге­не­зи­са яв­ля­ет­ся весь­ма сво­ев­ре­мен­ным и важ­ным. Ав­то­ра­ми сде­лан вы­вод, что субъ­ект не тож­де­стве­нен лич­нос­ти, рав­но как ста­нов­ле­ние субъ­ек­тнос­ти не тож­де­ствен­о про­цес­су лич­нос­тно­го раз­ви­тия.

Пос­ред­ством те­оре­ти­чес­ко­го ана­ли­за оте­че­ствен­ных под­хо­дов к рас­смот­ре­нию фе­но­ме­нов субъ­ек­та и субъ­ек­тнос­ти смо­де­ли­ро­ва­ны че­ты­ре ста­дии про­цес­са субъ­ек­то­ге­не­за в об­ра­зо­ва­тель­ном прос­тран­стве. На каж­дом эта­пе ста­нов­ле­ния субъ­ек­та в оп­ре­де­лен­ных ус­ло­ви­ях не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать пси­хо­тех­но­ло­гии, со­от­вет­ству­ющие ак­ту­аль­ным за­да­чам субъ­ек­то­ге­не­за, что поз­во­лит оп­ти­ми­зи­ро­вать про­цесс об­ра­зо­ва­ния в кон­тек­сте ком­пе­тен­тнос­тно­го под­хо­да. Пред­ло­же­но уров­не­вое опи­са­ние наз­ван­но­го про­цес­са и мо­дель его оп­ти­ми­за­ции в хо­де при­ме­не­ния ад­рес­ных пси­хо­тех­но­ло­гий. Мо­дель мо­жет ис­поль­зо­вать­ся как ме­то­до­ло­ги­чес­кое ос­но­ва­ние для ком­плек­сно­го пос­тро­ения и оп­ти­ми­за­ции пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­ко­го соп­ро­вож­де­ния ста­нов­ле­ния субъ­ек­тов об­ра­зо­ва­тель­ной сре­ды в ус­ло­ви­ях ее фун­кци­они­ро­ва­ния и как те­оре­ти­чес­кая ос­но­ва для фор­ми­ро­ва­ния и кор­рек­ции стра­те­гии вос­пи­та­тель­ной ра­бо­ты кон­крет­но­го учеб­но­го за­ве­де­ния.

Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова об­ра­зо­ва­тель­ная сре­да, субъ­ек­тность, раз­ви­тие лич­нос­ти, ста­нов­ле­ние субъ­ек­та, пси­хо­тех­нло­гии оп­ти­ми­за­ции об­ра­зо­ва­тель­ной сре­ды.
Список цитируемой литературы

1. Абуль­ха­но­ва К. А. Прин­цип субъекта в оте­че­ствен­ной психологии // Психология. 2005. Т. 2. № 4. С. 3–22.

2. Анань­ев Б. Г. Пси­хо­ло­гия и проб­ле­ма человекознания. Избранные психологические труды / под ред. А. А. Бо­да­ле­ва. М.: Ин‑т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.

3. Ан­цы­фе­ро­ва Л. И. Раз­ви­тие личности и проб­ле­мы геронтологии. М.: Изд‑во ИП РАН, 2006.

4. Ас­мо­лов А. Г. Пси­хо­ло­гия личности: учебник. М.: Изд‑во Моск. ун‑та. 1990.

5. Бо­жо­вич Л. И. Эта­пы формирования личности в он­то­ге­не­зе // Вопр. психологии. 1978. № 4. С. 23–35.

6. Бруш­лин­ский А. В. О кри­те­ри­ях субъекта // Психология индивидуального и груп­по­во­го субъекта / под ред. А. В. Бруш­лин­ско­го, М. И. Во­ло­ви­ко­вой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 9–33.

7. Ва­ре­но­ва Ю. А. Ис­сле­до­ва­ния субъектности и ее развития в дош­коль­ном возрасте: дис. … канд. психол. наук. Калуга, 2001.

8. Во­робь­ева И. В., Шахматова О. Н. Пси­хо­тех­но­ло­гии развития личности: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд‑во Рос. гос. проф.-пед. ун‑та, 2006. 103 с.

9. Жу­рав­лев А. Л. Пси­хо­ло­ги­чес­кие особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в пси­хо­ло­ги­чес­кой науке / под ред. А. В. Бруш­лин­ско­го, М. И. Во­ло­ви­ко­вой, В. Н. Дру­жи­ни­на. М.: Академ. проект, 2000. С. 133–151.

10. Зе­ер Э. Ф., Шахматова О. Н. Лич­нос­тно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-ме­тод. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун‑т, 1999. 245 с.

11. Ле­онть­ев А. Н. Проб­ле­мы развития психики. М.: Изд‑во МГУ, 1981.

12. Пет­ров­ский В. А. Лич­ность в пси­хо­ло­гии: парадигмы субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

13. Ру­бин­штейн С. Л. Бы­тие и соз­на­ние. М.: Изд‑во АН СССР, 1957.

14. Ря­би­ки­на З. И. Те­оре­ти­чес­кие перспективы интерпретации личности с по­зи­ций психологии субъекта А. В. Бруш­лин­ско­го // Личность и бы­тие: субъектный подход / под ред. А. Л. Жу­рав­ле­ва и др. М.: Изд‑во ИП РАН, 2008. С. 50–53.

15. Се­ли­ва­нов В. В. Мыш­ле­ние, бытие, субъект // Субъект, личность и пси­хо­ло­гия человеческого бытия / под ред. В. В. Зна­ко­ва, З. И. Ря­би­ки­ной. М.: Изд‑во ИП РАН, 2005. С. 146–159.

16. Сер­ги­ен­ко Е. А. Кон­ти­ну­аль­но-ген­не­ти­чес­кий принцип становления субъекта // Субъектный подход в пси­хо­ло­гии / под ред. А. Л. Жу­рав­ле­ва, В. В. Зна­ко­ва, З. И. Ря­би­ки­на, Е. А. Сер­ги­ен­ко. М.: Ин‑т психологии РАН, 2009. С. 50–66.

17. Сло­бод­чи­ков В. И., Исаев Е. И. Ос­но­вы психологической антропологии. Психология человека. Введение в пси­хо­ло­гию субъектности: учеб. пособие для вузов. М., 1995.

18. Слю­са­рев Ю. В. Пси­хо­ло­ги­чес­кое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: дис. … канд. психол. наук. СПб., 1994.

19. Та­тен­ко В. А. Пси­хо­ло­гия в субъ­ек­тном измерении. Киев: Про­свiта, 1996.

20. Фи­лип­по­ва Г. Г. Пси­хо­ло­гия материнства: концептуальная модель. М.: Изд‑во Ин‑та молодежи, 1999.

21. Чуд­нов­ский В. Э. Проб­ле­ма субъектности в све­те современных задач психологии воспитания. // Вопр. психологии. № 4. 1988. С. 15–25.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.