Название статьи | Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды | ||||
Авторы | Воробьева И. В., Кружкова О. В. | ||||
В рубрике | Психологические исследования | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №3 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | Индекс ББК | |||
Аннотация |
Статья посвящена проблемам протекания процесса становления субъектов в условиях образовательной среды, а также вопросам использования соответствующих психотехнологий сопровождения и оптимизации. Показано соотношение понятий «личность» и «субъект», научно-семантическая граница между которыми пока остается достаточно размытой. В последнее время в рамках компетентностного подхода, базирующегося на положениях общепризнанной в образовании и психологии деятельностной парадигмы, происходит параллельное и весьма активное оперирование этими терминами. Поэтому выяснение специфики их генезиса является весьма своевременным и важным. Авторами сделан вывод, что субъект не тождественен личности, равно как становление субъектности не тождествено процессу личностного развития. Посредством теоретического анализа отечественных подходов к рассмотрению феноменов субъекта и субъектности смоделированы четыре стадии процесса субъектогенеза в образовательном пространстве. На каждом этапе становления субъекта в определенных условиях необходимо использовать психотехнологии, соответствующие актуальным задачам субъектогенеза, что позволит оптимизировать процесс образования в контексте компетентностного подхода. Предложено уровневое описание названного процесса и модель его оптимизации в ходе применения адресных психотехнологий. Модель может использоваться как методологическое основание для комплексного построения и оптимизации психолого-педагогического сопровождения становления субъектов образовательной среды в условиях ее функционирования и как теоретическая основа для формирования и коррекции стратегии воспитательной работы конкретного учебного заведения. |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова | образовательная среда, субъектность, развитие личности, становление субъекта, психотехнлогии оптимизации образовательной среды. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. 2005. Т. 2. № 4. С. 3–22. 2. Ананьев Б. Г. Психология и проблема человекознания. Избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин‑т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 3. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтологии. М.: Изд‑во ИП РАН, 2006. 4. Асмолов А. Г. Психология личности: учебник. М.: Изд‑во Моск. ун‑та. 1990. 5. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1978. № 4. С. 23–35. 6. Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 9–33. 7. Варенова Ю. А. Исследования субъектности и ее развития в дошкольном возрасте: дис. … канд. психол. наук. Калуга, 2001. 8. Воробьева И. В., Шахматова О. Н. Психотехнологии развития личности: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд‑во Рос. гос. проф.-пед. ун‑та, 2006. 103 с. 9. Журавлев А. Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: Академ. проект, 2000. С. 133–151. 10. Зеер Э. Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун‑т, 1999. 245 с. 11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд‑во МГУ, 1981. 12. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигмы субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд‑во АН СССР, 1957. 14. Рябикина З. И. Теоретические перспективы интерпретации личности с позиций психологии субъекта А. В. Брушлинского // Личность и бытие: субъектный подход / под ред. А. Л. Журавлева и др. М.: Изд‑во ИП РАН, 2008. С. 50–53. 15. Селиванов В. В. Мышление, бытие, субъект // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Изд‑во ИП РАН, 2005. С. 146–159. 16. Сергиенко Е. А. Континуально-геннетический принцип становления субъекта // Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикина, Е. А. Сергиенко. М.: Ин‑т психологии РАН, 2009. С. 50–66. 17. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности: учеб. пособие для вузов. М., 1995. 18. Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: дис. … канд. психол. наук. СПб., 1994. 19. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. Киев: Просвiта, 1996. 20. Филиппова Г. Г. Психология материнства: концептуальная модель. М.: Изд‑во Ин‑та молодежи, 1999. 21. Чудновский В. Э. Проблема субъектности в свете современных задач психологии воспитания. // Вопр. психологии. № 4. 1988. С. 15–25. |