Название статьи | Пропедевтика языка математических структур и схем в условиях профильного естественнонаучного обучения в школе | ||||
Авторы | Кочнев В. П. | ||||
В рубрике | Консультации | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №3 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 372.851 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Предметом статьи является процесс профильного естественнонаучного обучения в школе, основной темой – взаимосвязь успеваемости учащихся по математике и уровня их включенности в творческую деятельность на занятиях по решению задач естественнонаучного содержания. Цель работы заключалась в том, чтобы показать влияние математических структур и схем на эффективность учебно-творческой деятельности учащихся классов естественнонаучного профиля в ходе их обучения математике. В статье дана сравнительная характеристика задачного, проблемного и модельного подходов к решению математических задач, обсуждены результаты экспериментального исследования эффективности математической подготовки в соответствии с этими подходами, показаны особенности моделирования проблемных задач. Автором рассмотрены также способы стимулирования творческой активности учащихся и мотивирования их к получению новых знаний, к поиску новых математических закономерностей в проблемных ситуациях естественнонаучного содержания. Особо отмечена роль олимпиадных и нестандартных задач, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление и творческие способности. Предложенная методика показала целесообразность включения в структуру занятий по подготовке к ЕГЭ решение олимпиадных и нестандартных (проблемных) задач. Апробация методики подтвердила, что она способствует получению высоких результатов на государственной аттестации по математике и развитию творческих способностей школьников. |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова | пропедевтика, нестандартная задача, математическая структура, задачный подход, проблемный подход, модельный подход, динамическая структура, активность учащихся, преемственность обучения, естественнонаучное содержание. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Болтянский В. Г., Савин А. П. Беседы о математике. Кн. 1. Дискретные объекты. М.: ФИМА: МЦНМО, 2002. 368 с. 2. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход // Новое знание. 2001. № 2. С. 15. 3. Загвязинский В. И. Измерение уровня проблемности в обучении // Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов / под ред. А. М. Арсентова, М. А. Данилова. М., 1973. 296 с. 4. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2‑е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 192 с. 5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с. 6. Колмогоров А. Н. // О профессии математика. М.: Наука, 1988. 286 с. 7. Морозова Е. А. // О профессии математика. М.: Наука, 1988. 286 с. 8. Пехлецкий И. Д. Сложность и трудность учебных текстов и задач: кн. для учителей и студентов. Пермь: ПГПУ, 2008. 101 с. 9. Розов Н. Х. Дифференцированное обучение и проблемы формирования «базиса» в пространстве задач // Математическое образование: традиции и современность: тез. докл. федеральной науч.-практ. конф. Н. Новгород: Изд‑во НГПУ, 1977. 10. Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. 2‑е изд. М.: Просвещение, 2005. 255 с. 11. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с. 12. Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 216 с. |