Кочнев В. П.

Название статьи Пропедевтика языка математических структур и схем в условиях профильного естественнонаучного обучения в школе
Авторы Кочнев В. П.
В рубрике Консультации
Год 2012 Номер журнала №3 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 372.851 Индекс ББК  
Аннотация

Пред­ме­том статьи яв­ля­ет­ся про­цесс про­филь­но­го ес­те­ствен­но­на­уч­но­го обу­че­ния в шко­ле, ос­нов­ной те­мой – вза­имос­вязь ус­пе­ва­емос­ти уча­щих­ся по ма­те­ма­ти­ке и уров­ня их вклю­чен­нос­ти в твор­чес­кую де­ятель­ность на за­ня­ти­ях по ре­ше­нию за­дач ес­те­ствен­но­на­уч­но­го со­дер­жа­ния. Цель ра­бо­ты зак­лю­ча­лась в том, что­бы по­ка­зать вли­яние ма­те­ма­ти­чес­ких струк­тур и схем на эф­фек­тив­ность учеб­но-твор­чес­кой де­ятель­нос­ти уча­щих­ся клас­сов ес­те­ствен­но­на­уч­но­го про­фи­ля в хо­де их обу­че­ния ма­те­ма­ти­ке.

В статье да­на срав­ни­тель­ная ха­рак­те­рис­ти­ка за­дач­но­го, проб­лем­но­го и мо­дель­но­го под­хо­дов к ре­ше­нию ма­те­ма­ти­чес­ких за­дач, об­суж­де­ны ре­зуль­та­ты эк­спе­ри­мен­таль­но­го ис­сле­до­ва­ния эф­фек­тив­нос­ти ма­те­ма­ти­чес­кой под­го­тов­ки в со­от­вет­ствии с эти­ми под­хо­да­ми, по­ка­за­ны осо­бен­нос­ти мо­де­ли­ро­ва­ния проб­лем­ных за­дач. Ав­то­ром рас­смот­ре­ны так­же спо­со­бы сти­му­ли­ро­ва­ния твор­чес­кой ак­тив­нос­ти уча­щих­ся и мо­ти­ви­ро­ва­ния их к по­лу­че­нию но­вых зна­ний, к по­ис­ку но­вых ма­те­ма­ти­чес­ких за­ко­но­мер­нос­тей в проб­лем­ных си­ту­аци­ях ес­те­ствен­но­на­уч­но­го со­дер­жа­ния. Осо­бо от­ме­че­на роль олим­пи­ад­ных и нес­тан­дар­тных за­дач, ко­то­рые рас­ши­ря­ют кру­го­зор уча­щих­ся, раз­ви­ва­ют твор­чес­кое мыш­ле­ние и твор­чес­кие спо­соб­нос­ти.

Пред­ло­жен­ная ме­то­ди­ка по­ка­за­ла це­ле­со­об­раз­ность вклю­че­ния в струк­ту­ру за­ня­тий по под­го­тов­ке к ЕГЭ ре­ше­ние олим­пи­ад­ных и нес­тан­дар­тных (проб­лем­ных) за­дач. Ап­ро­ба­ция ме­то­ди­ки под­твер­ди­ла, что она спо­соб­ству­ет по­лу­че­нию вы­со­ких ре­зуль­та­тов на го­су­дар­ствен­ной ат­тес­та­ции по ма­те­ма­ти­ке и раз­ви­тию твор­чес­ких спо­соб­нос­тей школь­ни­ков.

Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова про­пе­дев­ти­ка, нес­тан­дар­тная за­да­ча, ма­те­ма­ти­чес­кая струк­ту­ра, за­дач­ный под­ход, проб­лем­ный под­ход, мо­дель­ный под­ход, ди­на­ми­чес­кая струк­ту­ра, ак­тив­ность уча­щих­ся, пре­ем­ствен­ность обу­че­ния, ес­те­ствен­но­на­уч­ное со­дер­жа­ние.
Список цитируемой литературы

1. Бол­тян­ский В. Г., Савин А. П. Бе­се­ды о ма­те­ма­ти­ке. Кн. 1. Дискретные объекты. М.: ФИМА: МЦНМО, 2002. 368 с.

2. Вер­биц­кий А. А. Пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­кие основы образования взрослых: контекстный подход // Новое знание. 2001. № 2. С. 15.

3. Заг­вя­зин­ский В. И. Из­ме­ре­ние уровня проблемности в обу­че­нии // Объективные характеристики, критерии, оценки и из­ме­ре­ния педагогических явлений и про­цес­сов / под ред. А. М. Ар­сен­то­ва, М. А. Да­ни­ло­ва. М., 1973. 296 с.

4. Заг­вя­зин­ский В. И. Те­ория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2‑е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 192 с.

5. Да­вы­дов В. В. Те­ория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

6. Кол­мо­го­ров А. Н. // О про­фес­сии математика. М.: Наука, 1988. 286 с.

7. Мо­ро­зо­ва Е. А. // О про­фес­сии математика. М.: Наука, 1988. 286 с.

8. Пех­лец­кий И. Д. Слож­ность и труд­ность учебных текстов и за­дач: кн. для учителей и сту­ден­тов. Пермь: ПГПУ, 2008. 101 с.

9. Ро­зов Н. Х. Диф­фе­рен­ци­ро­ван­ное обучение и проб­ле­мы формирования «базиса» в прос­тран­стве задач // Математическое образование: традиции и сов­ре­мен­ность: тез. докл. федеральной науч.-практ. конф. Н. Нов­го­род: Изд‑во НГПУ, 1977.

10. Са­ран­цев Г. И. Уп­раж­не­ния в обу­че­нии математике. 2‑е изд. М.: Просвещение, 2005. 255 с.

11. Те­оре­ти­чес­кие основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Кра­ев­ско­го, И. Я. Лер­не­ра. М.: Педагогика, 1983. 352 с.

12. Фрид­ман Л. М. Те­оре­ти­чес­кие основы методики обучения математике. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 216 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.