Название статьи | Основы художественного образования (по работам И. А. Ильина) | ||||
Авторы | Гончаров С. З., Костерина А. Б. | ||||
В рубрике | Культурологические исследования | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №3 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 130.2: 7+ 377 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье на основе метода сравнительного анализа рассматривается восприятие произведений искусства различных жанров. Задача публикации – привлечь внимание к эстетическому наследию Ивана Александровича Ильина, к его духовной актологии – надежному ориентиру для всех, кто продолжает в отечественном искусстве линию А. С. Пушкина. Целью проведенного исследования стало раскрытие основных эстетических и искусствоведческих категорий, которые ввел И. А. Ильин и которые в настоящее время являются неотъемлемой частью полноценного содержания художественного образования. Конкретизируются понятия «художественный акт», «уровни художественного произведения», «художественность», «художественное воспитание». Опираясь на классические труды по эстетике выдающегося русского мыслителя, авторы делают попытку выявить основы понимания художественности. Показаны различные «слои» художественного произведения, предложены ответы на вопросы, что индуцирует художественный предмет, что представляет собой творческий акт порождения художественности и каким должно быть художественное воспитание. Актуальность проблемы художественного воспитания связана с процессом деградации культуры, вырождением ее в техническую цивилизацию пошлости, вытеснением искусства коммерческими зрелищами. Однако благодаря искусству развивается продуктивное воображение, вне которого невозможно творчество ни в одной области. Преподаватель искусства, художник и предметный критик совместными усилиями могли бы повысить общий духовный уровень, приучить искать в искусстве не развлечения, а духовного и художественного совершенства. Результаты аналитического исследования могут быть применены как в области теории эстетики и искусствоведения, так и в системе преподавания учебных дисциплин культурологического, эстетического и художественного профилей. |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова | уровни художественного произведения, художественность, творческий акт порождения художественности, художественное воспитание. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Ильин И. А. Борьба за художественность // Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 6, кн. II. С. 358–370. 2. Ильин И. А. Искусство и вкус толпы. Ивану Сергеевичу Шмелеву // Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 6, кн. II. С. 334–339. 3. Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 6, кн. I. С. 53–182. 4. Ильин И. А. О чтении и критике // Ильин И. А. Одинокий художник: статьи, речи, лекции. М., 1993. С. 18–38. 5. Ильин И. А. Путь к очевидности // Собр. соч.: в 10 т. М., 1994. Т. 3. С. 383–560. 6. Ильин И. А. Что такое искусство. Сергею Васильевичу Рахманинову // Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 6, кн. II. С. 317–326. 7. Ильин И. А. Что такое художественность. Николаю Карловичу Метнеру // Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 6, кн. II. С. 327–333. 8. Ильин И. А. Взгляд в даль. Книга размышлений и упований // Собр. соч.: в 10 т. М., 1998. Т. 8. 9. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы // Форма – Стиль – Выражение. М., 1995. С. 5–296. 10. Флоренский П. А. Иконостас // Флоренский П. А. Соч.: в 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 427–519. |