А. Б. Суслов

Название статьи Развитие гражданского образования: европейский опыт
Авторы А. Б. Суслов
В рубрике ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Год 2012 Номер журнала №9 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.01 Индекс ББК  
Аннотация

В статье рассматривается европейский опыт развития гражданского образования – важной составляющей внутренней политики большинства государств. Данное образование понимается как воспитание демократической гражданственности: формирование у на­се­ле­ния лояльного отношения к раз­но­об­ра­зию ценностных приоритетов в об­ще­стве, социальной ответственности и ак­тив­ной гражданской позиции, знания своих демократических прав, умения реализовывать и за­щи­щать их.

Продемонстрированы изменения, которые претерпела концепция воспитания гражданственности за последние три десятилетия. Если ранее она представляла собой обществоведческое образование (Civics edu­ca­ti­on), т. е. обретение сведений в сфе­ре истории, политологии, права и т. п., то в нас­то­ящее время в цен­тре ее находится прежде всего формирование гражданских качеств (Citizenship education).

С ис­поль­зо­ва­ни­ем методов сравнительного и струк­тур­но-фун­кци­о­наль­но­го анализа показаны различные подходы к вос­пи­та­нию демократической гражданственности в ря­де государств, в том числе некоторых постсоветских. Констатируется, что в стра­нах как Западной, так и Вос­точ­ной Европы для распространения и под­дер­жки гражданского образования, с ко­то­рым связывается дальнейшее устойчивое демократическое развитие, прилагается много усилий. Изучение зарубежного опыта по включению и проч­но­му закреплению гражданского образования в го­су­дар­ствен­ных программах начальной, средней и выс­шей школы весьма полезно как для исследователей системы образования, так и для практиков (преподавателей вузов, учителей, руководителей и спе­ци­алис­тов муниципальных и ре­ги­ональ­ных органов управления), тем более что данные программы постоянно модернизируются с уче­том вызовов современности.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова гражданское образование, демократическая гражданственность, образование.
Список цитируемой литературы

1. Об­ра­зо­ва­ние детей и мо­ло­де­жи правам человека в Поль­ше: достижения, выводы и пер­спек­ти­вы. Краткий обзор и ана­лиз отдельных проблем / сост. З. Ко­лод­зей. Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 2009.

2. Об­ра­зо­ва­ние в сфе­ре прав человека в Лит­ве: краткий обзор / сост. Т. Та­мо­шю­нас, И. Та­ра­се­вич. Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 2009.

3. Сус­лов А. Б. Ев­ро­пейский опыт развития гражданского образования // Науч. вестн. Урал. академии гос. службы. 2011. Вып. 17.

4. Aims and Values in Primary Education: England and Other Countries. Primary Review Research Survey 1/2. The University of Cambridge. 2008.

5. Citizenship: Programme of study for key stage 3 and attainment target (extract from National Curriculum 2007) // Сайт начального и сред­не­го образования Великобритании [Электрон. ресурс]. URL: http://curriculum.qcda.gov.uk/uploads/QCA-07–3329-pCitizenship3_ tcm8–396.pdf.

6. Duerr K. Concepts of Citizenship Education in // Официальный сайт университета Биелефелда (Bielefeld University) Europe. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.uni-bielefeld.de/soz/ag/hedtke/ pdf/Concepts-of-CE-in-Europe_Karlheinz-Duerr.pdf.

7. Kerr D. Education for Active Citizenship // Образовательный сайт «education2010.be». [Электрон. ресурс]. URL: http://www.education 2010.be/wp-content/uploads/David-Kerr_Education-for-Active-Citizenship-Defi-nitions-Developments-and.pdf.

8. Kerr D., Keating A. and Ireland E. Pupil Assessment in Citizenship Education: Purposes, Practices and Possibilities. Report of a CIDREE Collaborative Project. NFER/CIDREE. 2009.

9. What is Education for Democratic Citizenship and Human Rights? // Официальный сайт Совета Европы. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.coe.int/t/dg4/education/edc/1_What_is_EDC_HRE/ What_%20is_EDC_en.asp.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.