Название статьи | Развитие гражданского образования: европейский опыт | ||||
Авторы | А. Б. Суслов | ||||
В рубрике | ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №9 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37.01 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье рассматривается европейский опыт развития гражданского образования – важной составляющей внутренней политики большинства государств. Данное образование понимается как воспитание демократической гражданственности: формирование у населения лояльного отношения к разнообразию ценностных приоритетов в обществе, социальной ответственности и активной гражданской позиции, знания своих демократических прав, умения реализовывать и защищать их. Продемонстрированы изменения, которые претерпела концепция воспитания гражданственности за последние три десятилетия. Если ранее она представляла собой обществоведческое образование (Civics education), т. е. обретение сведений в сфере истории, политологии, права и т. п., то в настоящее время в центре ее находится прежде всего формирование гражданских качеств (Citizenship education). С использованием методов сравнительного и структурно-функционального анализа показаны различные подходы к воспитанию демократической гражданственности в ряде государств, в том числе некоторых постсоветских. Констатируется, что в странах как Западной, так и Восточной Европы для распространения и поддержки гражданского образования, с которым связывается дальнейшее устойчивое демократическое развитие, прилагается много усилий. Изучение зарубежного опыта по включению и прочному закреплению гражданского образования в государственных программах начальной, средней и высшей школы весьма полезно как для исследователей системы образования, так и для практиков (преподавателей вузов, учителей, руководителей и специалистов муниципальных и региональных органов управления), тем более что данные программы постоянно модернизируются с учетом вызовов современности. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | гражданское образование, демократическая гражданственность, образование. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Образование детей и молодежи правам человека в Польше: достижения, выводы и перспективы. Краткий обзор и анализ отдельных проблем / сост. З. Колодзей. Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 2009. 2. Образование в сфере прав человека в Литве: краткий обзор / сост. Т. Тамошюнас, И. Тарасевич. Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 2009. 3. Суслов А. Б. Европейский опыт развития гражданского образования // Науч. вестн. Урал. академии гос. службы. 2011. Вып. 17. 4. Aims and Values in Primary Education: England and Other Countries. Primary Review Research Survey 1/2. The University of Cambridge. 2008. 5. Citizenship: Programme of study for key stage 3 and attainment target (extract from National Curriculum 2007) // Сайт начального и среднего образования Великобритании [Электрон. ресурс]. URL: http://curriculum.qcda.gov.uk/uploads/QCA-07–3329-pCitizenship3_ tcm8–396.pdf. 6. Duerr K. Concepts of Citizenship Education in // Официальный сайт университета Биелефелда (Bielefeld University) Europe. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.uni-bielefeld.de/soz/ag/hedtke/ pdf/Concepts-of-CE-in-Europe_Karlheinz-Duerr.pdf. 7. Kerr D. Education for Active Citizenship // Образовательный сайт «education2010.be». [Электрон. ресурс]. URL: http://www.education 2010.be/wp-content/uploads/David-Kerr_Education-for-Active-Citizenship-Defi-nitions-Developments-and.pdf. 8. Kerr D., Keating A. and Ireland E. Pupil Assessment in Citizenship Education: Purposes, Practices and Possibilities. Report of a CIDREE Collaborative Project. NFER/CIDREE. 2009. 9. What is Education for Democratic Citizenship and Human Rights? // Официальный сайт Совета Европы. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.coe.int/t/dg4/education/edc/1_What_is_EDC_HRE/ What_%20is_EDC_en.asp. |