Название статьи | Оценка личностного развития учащихся | ||||
Авторы | Т. А. Строкова | ||||
В рубрике | РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №9 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37.012:316.75 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Внедрение государственных образовательных стандартов второго поколения, в основу которых заложен компетентностный подход, требует новых критериев, процедур и инструментария измерения личностных достижений школьников. Однако необходимые научно-методические рекомендации, которые позволили бы объективно оценивать результаты образования и проводить сопоставительный анализ эффективности деятельности разных учебных учреждений, до сих пор отсутствуют. Острая потребность в единых средствах мониторинга стала причиной разработки критериально-диагностического комплекса, описанного в данной статье. Автор показывает возможности оценки важнейших аспектов развития личности – интеллектуального, ценностно-ориентационного и нравственного. Для определения уровня умственных качеств (самостоятельности, критичности, логичности, гибкости, глубины, оригинальности), интеллектуальных компетенций и нравственной воспитанности учащихся предлагается метод самооценки (тест «Ученик своими глазами»), который сопоставляется с мнением педагогов-экспертов (тест «Ученик глазами его учителей»). Основой изучения сформированных ценностных ориентаций, являющихся показателем зрелости человека, послужила классическая методика М. Рокича. Апробация комплексной оценки личностного развития учащихся осуществлялась в выпускных классах ряда тюменских школ и гимназий. Предлагаемый инструментарий и результаты проведенного исследования будут полезны руководителям образовательных учреждений, учителям и классным руководителям. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | личностное развитие, качества ума, компетентность/компетенция, ценностные ориентации, нравственная воспитанность. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Аванесов В. С. Вопросы методологии педагогических измерений // Пед. измерения, 2005. № 1. С. 3–27. 2. Бахмутский А. Е. Оценка качества школьного образования: моногр. СПб.: Изд‑во БАН, 2003. 132 с. 3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 41 с. 4. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. М.: Сентябрь, 2004. 160 с. 5. Строкова Т. А. Мониторинг в школьном образовании: моногр. 2‑е изд. Тюмень: Изд‑во Тюмен. гос. ун‑та, 2008. 196 с. 6. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 159 с. |