Т. А. Строкова

Название статьи Оценка личностного развития учащихся
Авторы Т. А. Строкова
В рубрике РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Год 2012 Номер журнала №9 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.012:316.75 Индекс ББК  
Аннотация

Внедрение государственных образовательных стандартов второго поколения, в ос­но­ву которых заложен компетентностный подход, требует новых критериев, процедур и инстру­мен­та­рия измерения личностных достижений школьников. Однако необходимые научно-ме­то­ди­чес­кие рекомендации, которые позволили бы объективно оценивать результаты образования и про­во­дить сопоставительный анализ эффективности деятельности разных учебных учреждений, до сих пор отсутствуют.

Острая потребность в еди­ных средствах мониторинга стала причиной разработки критериально-ди­аг­нос­ти­чес­ко­го комплекса, описанного в дан­ной статье. Автор показывает возможности оценки важнейших аспектов развития личности – интеллектуального, ценностно-ори­ен­та­ци­он­но­го и нрав­ствен­но­го. Для определения уровня умственных качеств (самостоятельности, критичности, логичности, гибкости, глубины, оригинальности), интеллектуальных компетенций и нрав­ствен­ной воспитанности учащихся предлагается метод самооценки (тест «Ученик своими глазами»), который сопоставляется с мне­ни­ем педагогов-эк­спер­тов (тест «Ученик глазами его учителей»). Основой изучения сформированных ценностных ориентаций, являющихся показателем зрелости человека, послужила классическая методика М. Ро­ки­ча. Апробация комплексной оценки личностного развития учащихся осуществлялась в вы­пус­кных классах ряда тюменских школ и гим­на­зий.

Предлагаемый инструментарий и ре­зуль­та­ты проведенного исследования будут полезны руководителям образовательных учреждений, учителям и клас­сным руководителям.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова личностное развитие, качества ума, компетентность/компетенция, ценностные ориентации, нравственная воспитанность.
Список цитируемой литературы

1. Ава­не­сов В. С. Воп­ро­сы методологии педагогических измерений // Пед. измерения, 2005. № 1. С. 3–27.

2. Бах­мут­ский А. Е. Оцен­ка качества школьного образования: моногр. СПб.: Изд‑во БАН, 2003. 132 с.

3. Зим­няя И. А. Клю­че­вые компетентности как результативно-це­ле­вая основа компетентностного подхода в об­ра­зо­ва­нии. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 41 с.

4. Оцен­ка качества образовательной деятельности школ и соз­да­ние программ их развития. М.: Сентябрь, 2004. 160 с.

5. Стро­ко­ва Т. А. Мо­ни­то­ринг в школь­ном образовании: моногр. 2‑е изд. Тюмень: Изд‑во Тюмен. гос. ун‑та, 2008. 196 с.

6. Че­ре­па­нов В. С. Эк­спер­тные оценки в пе­да­го­ги­чес­ких исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 159 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.