Название статьи | Детерминация саморазвития личности в профессионально-образовательном пространстве | ||||
Авторы | Э. Ф. Зеер, И. В. Мешкова | ||||
В рубрике | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №9 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 377:327.3 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье центральным понятием является профессионально-образовательное пространство, которое объединяет профессиональное становление, профессиональное образование и мир профессий. Целью работы стало изучение детерминации саморазвития личности в данном пространстве. Показаны две существующие в психологии тенденции анализа саморазвития, соответствующие субъектно-деятельностному и культурно-историческому подходам. Феномены саморазвития, самодвижения, самодетерминации рассмотрены в контексте самоорганизующихся систем. Представлены результаты эмпирического исследования субъектных свойств личности студентов и факторов, влияющих на их выбор стратегии саморазвития. Подтверждено выдвинутое на стадии гипотезы предположение, что саморазвитие личности обучающихся детерминируют в первую очередь два взаимообусловленных фактора: уровень развития ее способности к самоуправлению и взаимосвязь конструктов профессионально-образовательного пространства. Проведенное исследование позволяет утверждать, что перспективы саморазвития личности обусловлены внутренней и внешней мотивацией, степенью стремления к успеху и наличием профессиональной мобильности. Выявленные особенности детерминации саморазвития личности в профессионально-образовательном пространстве могут послужить психологической основой проектирования профессионального будущего специалистов. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | саморазвитие, детерминация, профессионально-образовательное пространство личности, самоорганизующаяся система, стратегии саморазвития. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991. 229 с. 2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977. 224 с. 3. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М., 2000. 451 с. 4. Бенин В. Л. Педагогика эпохи постнеклассической науки // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2012. № 6 (95). С. 122–135. 5. Гапонцева М. Г., Гапонцев В. А., Федоров В. А. Синергетика в педагогике: целесообразность переноса // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. № 9 (57). С. 100–109. 6. Завершнева Е. Ю. Виды причинности в современной психологии // Вопр. психологии. 2009. № 2. С. 21–34. 7. Зеер Э. Ф. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека. Екатеринбург, 2008. 239 с. 8. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2003. № 5 (23). С. 79–90. 9. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Психология инновационного поведения. Томск, 2009. 240 с. 10. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. М., 2002. 414 с. 11. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. М.: Ин-т философии РАН: Национал. общественно-науч. фонд, 2001. Т. 3: Н – С. С. 40. 12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 416 с. 13. Татенко В. О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 3. С. 23–34. 14. Трофимова Ю. В. Два подхода к пониманию саморазвития как психологического феномена // Педагогика и психология. С. 42–46. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/ 2010/2–2/psyh/TheNewsOfASU-2010–2-2-psyh-04.pdf. |