Э. Ф. Зеер, И. В. Мешкова

Название статьи Детерминация саморазвития личности в профессионально-образовательном пространстве
Авторы Э. Ф. Зеер, И. В. Мешкова
В рубрике ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2012 Номер журнала №9 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 377:327.3 Индекс ББК  
Аннотация

В статье центральным понятием является профессионально-об­ра­зо­ва­тель­ное пространство, которое объединяет профессиональное становление, профессиональное образование и мир профессий. Целью работы стало изучение детерминации саморазвития личности в дан­ном пространстве. Показаны две существующие в пси­хо­ло­гии тенденции анализа саморазвития, соответствующие субъектно-де­ятель­нос­тно­му и куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ко­му подходам. Феномены саморазвития, самодвижения, самодетерминации рассмотрены в кон­тек­сте самоорганизующихся систем.

Представлены результаты эмпирического исследования субъектных свойств личности студентов и фак­то­ров, влияющих на их выбор стратегии саморазвития. Подтверждено выдвинутое на стадии гипотезы предположение, что саморазвитие личности обучающихся детерминируют в пер­вую очередь два взаимообусловленных фактора: уровень развития ее способности к са­мо­уп­рав­ле­нию и вза­имос­вязь конструктов профессионально-об­ра­зо­ва­тель­но­го пространства.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что перспективы саморазвития личности обусловлены внутренней и внеш­ней мотивацией, степенью стремления к ус­пе­ху и на­ли­чи­ем профессиональной мобильности. Выявленные особенности детерминации саморазвития личности в про­фес­си­ональ­но-об­ра­зо­ва­тель­ном пространстве могут послужить психологической основой проектирования профессионального будущего специалистов.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова саморазвитие, детерминация, профессионально-об­ра­зо­ва­тель­ное пространство личности, самоорганизующаяся система, стратегии саморазвития.
Список цитируемой литературы

1. Абуль­ха­но­ва-Слав­ская К. А. Стра­те­гии жизни. М., 1991. 229 с.

2. Абуль­ха­но­ва-Слав­ская К. А. Ди­алек­ти­ка человеческой жизни. М., 1977. 224 с.

3. Ан­цы­фе­ро­ва Л. И. Пси­хо­ло­ги­чес­кое содержание феномена субъект и гра­ни­цы субъектно-де­ятель­нос­тно­го подхода // Проблема субъекта в пси­хо­ло­ги­чес­кой науке / под ред. А. В. Бруш­лин­ско­го, М. И. Во­ло­ви­ко­вой, В. Н. Дру­жи­ни­на. М., 2000. 451 с.

4. Бе­нин В. Л. Пе­да­го­ги­ка эпохи постнеклассической науки // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2012. № 6 (95). С. 122–135.

5. Га­пон­це­ва М. Г., Гапонцев В. А., Федоров В. А. Си­нер­ге­ти­ка в пе­да­го­ги­ке: целесообразность переноса // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2008. № 9 (57). С. 100–109.

6. За­вер­шне­ва Е. Ю. Ви­ды причинности в сов­ре­мен­ной психологии // Вопр. психологии. 2009. № 2. С. 21–34.

7. Зе­ер Э. Ф. Пси­хо­ло­гия развивающегося профессионально-об­ра­зо­ва­тель­но­го пространства человека. Екатеринбург, 2008. 239 с.

8. Зе­ер Э. Ф. Про­фес­си­ональ­но-об­ра­зо­ва­тель­ное пространство личности: синергетический подход // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2003. № 5 (23). С. 79–90.

9. Клоч­ко В. Е., Галажинский Э. В. Пси­хо­ло­гия инновационного поведения. Томск, 2009. 240 с.

10. Кня­зе­ва Е. Н., Курдюмов С. П. Ос­но­ва­ния синергетики. М., 2002. 414 с.

11. Но­вая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Сте­пи­на. М.: Ин-т философии РАН: Национал. общественно-на­уч. фонд, 2001. Т. 3: Н – С. С. 40.

12. Сло­бод­чи­ков В. И., Исаев Е. И. Пси­хо­ло­гия развития человека. Развитие субъективной реальности в он­то­ге­не­зе. М., 2000. 416 с.

13. Та­тен­ко В. О. Субъ­ект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 3. С. 23–34.

14. Тро­фи­мо­ва Ю. В. Два подхода к по­ни­ма­нию саморазвития как психологического феномена // Педагогика и пси­хо­ло­гия. С. 42–46. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/ 2010/2–2/psyh/TheNewsOfASU-2010–2-2-psyh-04.pdf.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.