Н. С. Аболина, О. Б. Акимова

Название статьи Формирование коммуникативной компетенции в процессе профессионального обучения
Авторы Н. С. Аболина, О. Б. Акимова
В рубрике КОНСУЛЬТАЦИИ
Год 2012 Номер журнала №9 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 372.881.161.1 Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции, актуальной для каждого современного человека и об­ще­ства в це­лом. Коммуникативная компетентность – элемент профессиональной компетентности. Современным специалистам независимо от сферы деятельности необходимо обладать навыками работы с ин­фор­ма­цией; знать особенности коммуникативной среды; уметь использовать принципы делового общения при планировании и ана­ли­зе своих действий; определять цели и стра­те­гии контактов; учитывать намерения и спо­со­бы коммуникации партнеров; менять по мере необходимости собственные речевые тактики и стра­те­гии и т. д. В про­фес­си­ональ­ной подготовке выпускника вуза следует учитывать требования, которые предъявляются рынком труда к ком­му­ни­ка­тив­ным умениям и на­вы­кам специалиста, и ши­ро­ко внедрять в об­ра­зо­ва­тель­ный процесс наиболее продуктивные методики теоретического и прак­ти­чес­ко­го усвоения и раз­ви­тия коммуникативной компетенции.

Авторами обозначены аспекты восприятия и реф­лек­сии при межличностных контактах, описаны групповые методы обучения видам, способам и при­емам коммуникаций. Основное внимание уделяется таким эффективным коллективным формам обучения, как ролевые игры, групповые дискуссии, тренинги. Представлено краткое содержание разработанной программы тренингов делового общения. Приведены фрагменты исследования результатов апробации программы: у сту­ден­тов заметно выросла самооценка, укрепились взаимоотношения в груп­пе, улучшились показатели самочувствия, активности, настроения, появилось умение сохранять самообладание в кон­флик­тных ситуациях и т. д.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова коммуникативная компетентность, процесс коммуникации, групповые методы, коммуникативный тренинг, восприятие, рефлексия.
Список цитируемой литературы

1. Або­ли­на Н. С. Фор­ми­ро­ва­ние аутокомпетентности студентов в про­цес­се интенсивной групповой подготовки: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 172 с.

2. Аки­мо­ва О. Б., Соломина Г. М. Со­вер­шен­ство­ва­ние профессиональной компетентности преподавателя: коммуникативный тренинг: учеб. пособие для преподавателей проф. шк. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун‑т, 2007.

3. Ан­дре­ева Г. М. Со­ци­аль­ная психология. М.: Смысл. 2001. 375 с.

4. Бар­кер Л., Ватсон К. Ис­кус­ство слушать. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, 288 с.

5. Галь­пе­рин П. Я. Вве­де­ние в пси­хо­ло­гию: учеб. пособие для вузов. 4‑е изд. М.: Высш. шк.: Кн. дом «Университет», 2002. 310 с.

6. Емель­янов Ю. Н. Ак­тив­ное социально-пси­хо­ло­ги­чес­кое обучение. Л.: Изд‑во ЛГУ, 1985. 239 с.

7. Ло­ба­нов А. А. Ос­но­вы профессионально-пе­да­го­ги­чес­ко­го общения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 256 с.

8. Лу­рия А. Р. Язык и соз­на­ние / под ред. Е. Д. Хом­ской. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 416 с.

9. Пет­ров­ская Л. А. Ком­пе­тен­тность в об­ще­нии. М.: МГУ, 1989. 213 с.

10. Пе­да­го­ги­чес­кие игры: учеб. пособие / под. ред. Б. М. Чар­но­го. Пермь: ПГПИ, 1991. 104 с.

11. Пи­не­ги­на Н. М. Раз­ви­тие рефлексивной культуры практического психолога: автореф. дис. … канд. психол. наук. Калуга, 1999. 22 с.

12. Сте­па­нов С. Ю., Семенов И. Н. Пси­хо­ло­гия рефлексии: проблемы и ис­сле­до­ва­ния // Вопр. психологии. 1985. № 3. С. 31–40.

13. Щед­ро­виц­кий Г. П. Ком­му­ни­ка­ция, деятельность, рефлексия // Исследования рече-мыс­ли­тель­ной деятельности. Алма-Ата, 1974. С. 12–28.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.