Название статьи | Формирование коммуникативной компетенции в процессе профессионального обучения | ||||
Авторы | Н. С. Аболина, О. Б. Акимова | ||||
В рубрике | КОНСУЛЬТАЦИИ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №9 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 372.881.161.1 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции, актуальной для каждого современного человека и общества в целом. Коммуникативная компетентность – элемент профессиональной компетентности. Современным специалистам независимо от сферы деятельности необходимо обладать навыками работы с информацией; знать особенности коммуникативной среды; уметь использовать принципы делового общения при планировании и анализе своих действий; определять цели и стратегии контактов; учитывать намерения и способы коммуникации партнеров; менять по мере необходимости собственные речевые тактики и стратегии и т. д. В профессиональной подготовке выпускника вуза следует учитывать требования, которые предъявляются рынком труда к коммуникативным умениям и навыкам специалиста, и широко внедрять в образовательный процесс наиболее продуктивные методики теоретического и практического усвоения и развития коммуникативной компетенции. Авторами обозначены аспекты восприятия и рефлексии при межличностных контактах, описаны групповые методы обучения видам, способам и приемам коммуникаций. Основное внимание уделяется таким эффективным коллективным формам обучения, как ролевые игры, групповые дискуссии, тренинги. Представлено краткое содержание разработанной программы тренингов делового общения. Приведены фрагменты исследования результатов апробации программы: у студентов заметно выросла самооценка, укрепились взаимоотношения в группе, улучшились показатели самочувствия, активности, настроения, появилось умение сохранять самообладание в конфликтных ситуациях и т. д. |
||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | коммуникативная компетентность, процесс коммуникации, групповые методы, коммуникативный тренинг, восприятие, рефлексия. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Аболина Н. С. Формирование аутокомпетентности студентов в процессе интенсивной групповой подготовки: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 172 с. 2. Акимова О. Б., Соломина Г. М. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя: коммуникативный тренинг: учеб. пособие для преподавателей проф. шк. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун‑т, 2007. 3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Смысл. 2001. 375 с. 4. Баркер Л., Ватсон К. Искусство слушать. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001, 288 с. 5. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. 4‑е изд. М.: Высш. шк.: Кн. дом «Университет», 2002. 310 с. 6. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд‑во ЛГУ, 1985. 239 с. 7. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 256 с. 8. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 416 с. 9. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. 213 с. 10. Педагогические игры: учеб. пособие / под. ред. Б. М. Чарного. Пермь: ПГПИ, 1991. 104 с. 11. Пинегина Н. М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: автореф. дис. … канд. психол. наук. Калуга, 1999. 22 с. 12. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопр. психологии. 1985. № 3. С. 31–40. 13. Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования рече-мыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. С. 12–28. |