В. А. Тестов

Название статьи О понятии педагогической парадигмы
Авторы В. А. Тестов
В рубрике ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Год 2012 Номер журнала №9 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 370 Индекс ББК  
Аннотация

Для осмысления и ана­ли­за процессов, происходящих в ис­то­рии любой науки, очень важным является понятие парадигмы, которое, однако, в пос­лед­нее время часто используется довольно вольно и лег­ко­вес­но. Некоторые авторы, занимающиеся сферой образования, стали объявлять свои взгляды, теории и раз­ра­бот­ки заделом новой парадигмы. В пе­да­го­ги­чес­кой науке создается иллюзия псевдопарадигмальных скачков, что связано не столько с не­рав­но­мер­ностью роста научного знания, сколько с от­сут­стви­ем однозначности в по­ни­ма­нии того, что есть парадигма; с не­дос­та­точ­ной теоретической проработанностью вопросов о ее содержании и объ­еме; а так­же, безусловно, со сложностями, связанными с про­ве­де­ни­ем затянувшихся реформ в об­ра­зо­ва­нии.

Педагогика переживает продолжительный период кризиса: ее классическая парадигма начиная с се­ре­ди­ны XX в. вступает во все большее противоречие с со­ци­аль­ны­ми реалиями. Парадигмальные трансформации в об­ра­зо­ва­нии и пе­да­го­ги­ке зависят, в пер­вую очередь, от фундаментальных изменений научной картины мира, но связь эта не автоматическая. Соответствующая неклассическому этапу педагогическая парадигма к кон­цу XX в. так и не успела «созреть», а уже стала оформляться новая – постнеклассическая – научная картина мира. Смена педагогической парадигмы происходит медленно, с опоз­да­ни­ем. Именно попытками преодолеть данное отставание, по мнению автора статьи, и объ­яс­ня­ет­ся наличие в сов­ре­мен­ной педагогической науке разнообразных, порой взаимоисключающих точек зрения.

Методологической основой анализа различных позиций исследователей-пе­да­го­гов стало общенаучное определение парадигмы, данное Т. Ку­ном. Согласно ему, это совокупность теоретико-ме­то­до­ло­ги­чес­ких установок, понятие более общее, чем теория, концепция или подход. Несколько педагогических теорий, концепций или подходов могут соответствовать одной и той же парадигме, которая служит их идейной основой. Возвращение к об­ще­на­уч­ной трактовке парадигмы устранит путаницу в ос­мыс­ле­нии накопленного опыта и пер­спек­тив образования, поможет адекватному восприятию педагогической реальности.

Расширение и раз­ви­тие знания неизбежно, поэтому неизбежна и не­­об­хо­ди­ма смена педагогической парадигмы. Синтезирующим ядром в ней должна стать культура, объединяющая науку, искусство и ду­хов­ные учения в це­лос­тность ноосферы.

Скачать файл.pdf
Ключевые слова педагогическая парадигма, детерминированность, полипарадигмальность, образовательная модель.
Список цитируемой литературы

1. Ар­ши­нов В. И. На пути к си­нер­ге­ти­чес­кой картине мира // Стратегия динамического развития России: единство самоорганизации и уп­рав­ле­ния: материалы 1‑й Меж­ду­нар. науч.-прак­тич. конф. М.: Проспект, 2004. Т. 3, Ч. 1. С. 55–60.

2. Да­хин А. Н. Пе­да­го­ги­чес­кое моделирование: сущность, эф­фективность и не­оп­ре­де­лен­ность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21–31.

3. Кра­ев­ский В. В. Проб­ле­ма парадигмы в ме­то­до­ло­гии педагогики // Современные проблемы педагогики: Парадигма науки и тен­ден­ции развития образования: материалы Всерос. методолог. конференции. Краснодар, 2006. Ч. 1. С. 15–21.

4. Кун Т. Струк­ту­ра научных революций. М., 1977.

5. Лызь Н. А. Взгляд на парадигмы и из­ме­не­ния в пе­да­го­ги­ке // Педагогика. 2005. № 8. С. 16–26.

6. Ши­янов Е. Н., Ромаева Н. Б. По­ли­па­ра­диг­маль­ность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. № 9. С. 17–25.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.