Название статьи | Образование versus креативность: истоки демистификации | ||||
Авторы | А. Г. Кислов | ||||
В рубрике | ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2012 | Номер журнала | №9 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 123.1 | Индекс ББК | ||
Аннотация | Статья посвящена сравнению архаического и современного вариантов осмысления креативности. Сравнительный анализ осуществлен средствами теологии – одной из возможных форм проявления общественного самосознания. Исследуя проблему понимания творчества, автор обращается к наследию М. Лютера – яркого представителя теологического отражения деархизации социума и мировосприятия человеком, а также к трудам других мыслителей: Л. Шестова, Ж. Батай, М. Бубера, М. Бахтина, Э. Левинас, М. Бланшо, Г. Марселя, М. Фуко, З. Баумана, Дж. Аганбена, В. Подороги и др. В статье предложено авторское толкование детерминации творчества, опирающееся на его немистифицированные основания, прежде всего на то, что дает человеку образование. Вывод состоит в признании трансформации теологии в посттеологию, в преодолении общинной доминанты в организации социальной жизни, в переосмыслении соответствующей трактовки природы и предельных оснований человеческой креативности. Материал статьи может найти применение в дальнейших исследованиях особенностей современного социума и его мировоззренческих доминант, а также послужить продолжением дискуссии о месте образования в современном социуме и жизни отдельного человека. | ||||
Скачать | файл.pdf | ||||
Ключевые слова | тотальность, эманация, творчество, власть, право, ответственность, образование. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Аганбен Дж. Грядущее сообщество. М., 2008. 2. Андрюхина Л. М. Креативность, креативные практики, креативный капитал: контексты и философские смыслы XXI века // Философия творчества, дискурс креативности, современные креативные практики: материалы междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2010. 3. Батай Ж. Теория религии // Теория религии. Литература и зло. Минск, 2000. 4. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. 5. Бауман З. От паломника к туристу // Социол. журн. 1995. № 4. 6. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. 7. Бланшо М. Опыт-предел // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994. 8. Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 9. Кампиц П. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики – критика техники – этика // Вопр. философии. 1998. № 5. 10. Керимов Т. Х. Социальная гетерология. Екатеринбург, 1999. 11. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998. 12. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописании современного общества // Социо-логос. Общество и сферы смысла. М., 1991. Вып I. 13. Лютер М. О рабстве воли // Избр. произв. СПб., 1994. 14. Марсель Г. Против спасения // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994. 15. Махлин В. Л. Бахтин и Запад (Опыт обзорной ориентации) // Вопр. философии. 1993. № 1. 16. Мерсер Н. Постмодернизм и рационализм. Заключительные титры или просто рекламная пауза? // Страницы. 1998. Т. 3, Вып. 2. 17. Милош Ч. Шестов, или О чистоте отчаяния // Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992. С. IX. 18. Подорога В. А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка. М., 1995. 19. Сартр Ж.‑П. Один новый мистик // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994. 20. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления. Л., 1991. 21. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992. 22. Шестов Л. На весах Иова // Соч.: в 2 т. М., 1993. Т. 1. 23. Шестов Л. Potestas clavium (Власть ключей) // Соч.: в 2 т. М., 1993. Т. 1. 24. Morson G. S., Emerson C. Mikhail Bakhtin: Creation of Prosaics. Stanford (Calif.), 1990. |